— Извините пожалуйста! Вы не могли бы на минутку отойти чуть в сторону от картины? Мне нужно кое-что записать, а издалека я не вижу деталей.
— Разумеется! Пожалуйста, подходите ближе. А можно поинтересоваться — вы, наверное, студент художественного училища?
— Нет, я в архитектурно-строительном университете учусь. У меня курсовая на тему древнего зодчества. Я решил написать про Вознесенский Печерский монастырь. Он ведь старинный, в 14 веке был основан. Многое там отреставрировано уже в наши дни. Но в целом облик сохранился. Я там недавно побывал — чудесное место! А сюда прийти мне преподаватель посоветовал. Сказал — сходи в наш Нижегородский художественный музей. Там есть полотно Саврасова, на котором Печерский монастырь запечатлён таким, каким он был во второй половине 19 века. Кажется, преподаватель эту картину имел в виду.
— Уверен, что именно эту. Она называется «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». Алексей Кондратьевич Саврасов написал её в 1871 году.
— Так... Записываю. Собор белокаменный, пятиглавый. Колокольня шатровая. Портик, кажется, с колоннами. Жаль, не все детали отчётливо видны...
— И в этом нет ничего странного. Саврасов очень любил и часто писал храмы, соборы и монастыри. Но, как мне кажется, в данном случае он не ставил себе цели досконально показать все архитектурные достоинства древней обители. Замысел полотна, очевидно, в другом.
— А в чём? Вы знаете историю этой картины? Может быть, мне для курсовой пригодится. Да и просто — очень интересно.
— Да, кое-что я могу о ней рассказать. В 1870-м году Саврасов вместе с семьёй проводил отпуск на Волге. Художник полюбил живописные виды Поволжья, которые так и просились на холст. Первым полотном этого волжского периода как раз и стала картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода».
— А чем этот пейзаж вдохновил художника? Вроде бы, в нём нет ничего особенного. Пасмурный ветреный день. Широкая гладь Волги. Небо в облаках, косогор с берёзами. На первом плане — деревянные домишки. А сам монастырь где-то в отдалении, ближе к линии горизонта. Сюжет картины, в сущности, простой, а на душе становится светло и возвышенно.
— Современники Саврасова отмечали одухотворённость и тонкий лиризм композиции. Картина была удостоена первой премии конкурса, организованного Обществом поощрения художников. Уверен, что Алексей Кондратьевич хорошо знал и историю Вознесенского Печерского монастыря.
— А я тоже её знаю! В 1332 году обитель основал святитель Дионисий Суздальский. И началась она с пещеры, которую святой, тогда ещё простой монах, выкопал и сделал своей монашеской кельей.
— Спустя три года святитель Дионисий заложил первую церковь будущего монастыря — Вознесенскую. Печерский монастырь славен тем, что именно здесь одним из его обитателей — монахом Лаврентием — был создан древнейший летописный свод — Лаврентьевская летопись.
— Удивительно, что обитель сохранилась до наших дней. Ведь в 1924 году советская власть закрыла монастырь. Его строения переоборудовали под жилые помещения, а в одном из них даже размещался кинотеатр.
— Да, древнему монастырю многое пришлось пережить на своём веку.
— Чем дольше я смотрю на полотно, тем явственнее становится один любопытный эффект. Домики, кусты, деревья — всё это написано в тёмных, коричневатых тонах. И лишь монастырь изображен белоснежно-золотистым, как будто только на него падает пробивающийся сквозь облака солнечный свет. Может быть, мне это просто кажется?
— Нет-нет, вы совершенно правы! Этот художественный приём как бы подчёркивает контраст между обыденным миром, где люди заняты своими будничными делами, и миром духовным, где светит горний свет: миром монастыря, за стенами которого люди оставляют житейские попечения.
— Я думаю, благодаря монастырю пейзаж выглядит умиротворяюще. Древняя обитель придаёт полотну значимость и смысл. Сейчас я понимаю, почему несмотря на то, что на картине она занимает совсем небольшое место, полотно называется именно так: «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». Теперь я знаю, о чём напишу в своей курсовой.
Картину Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» можно увидеть в Нижегородском художественном музее.
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов