Картину «Грачи прилетели» Алексей Саврасов написал в очень тяжёлый период своей жизни. И наступление весны после долгой зимы на ней словно человеческое сердце, которое оттаивает после скорбей, находя утешение в вере, надежде и любви.

«Грачи прилетели» Алексей Саврасов, 1871 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Здравствуйте, Нина Викторовна! А я вас заждалась. Долго же вы добирались до Третьяковской галереи. Я уже решила, что передумали.
— Простите, Маргарита Константиновна. В пробке застряла. Снег подтаял, на дорогах грязь. Не поймёшь, то ли зима, то ли весна... Не люблю такую погоду.
— Ещё не весна, но уже не зима... Что-то мне это напоминает. Знаю! Давайте-ка, Нина Викторовна, нашу сегодняшнюю прогулку по галерее начнём с 18-го зала. Вот, посмотрите, пожалуйста — картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
— Маргарита Константиновна! Это же такая известная картина. Я думала, вы мне что-то новенькое хотите показать.
— А вам она нравится?
— Конечно, нравится! Я всегда перед нею останавливаюсь и подолгу рассматриваю.
— Но ведь на полотне изображена как раз такая погода, которую вы, Нина Викторовна, по Вашему признанию, не любите. Что же вас привлекает в этой картине?
— Интересный вопрос вы мне задали! Не так-то просто описать это словами... Но, пожалуй, глядя на работу Саврасова «Грачи прилетели», где-то глубоко в душе у меня рождается надежда на лучшее, возникает ощущение духовного обновления. А почему — трудно сказать.
— Похожие чувства перед картиной испытывали и современники художника. Например, Исаак Левитан говорил, что Саврасов сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те трогательные черты, которые неотразимо действуют на душу. А Иван Крамской, глядя на полотно, заметил, что на многих пейзажах изображается вода, деревья, воздух, и только на полотне «Грачи прилетели» мы видим нечто большее, здесь есть душа.
— И всё же картину не назовёшь красочной и яркой.
— Действительно, на первый взгляд, в пейзаже преобладают серые, тёмные тона. Казалось бы, это должно производить мрачное впечатление. Но ничего подобного! Саврасов сумел добиться потрясающего эффекта. Даже без ярких красок полотно «Грачи прилетели» словно излучает внутренний свет.
— Совершенно с вами согласна, Маргарита Константиновна. Смотришь на полотно, и кажется, что вот-вот вдохнёшь чистый, холодный воздух ранней весны. О том, что тёплые дни не за горами, говорит наполненная водой проталина, синее небо, пробивающееся сквозь тучи. И, конечно, грачи. Они буквально усыпали ветви берёз и вьют на них гнёзда.
— Исследователи творчества Саврасова полагают, что в картине отразилось состояние души самого художника. Пейзаж был написан в 1871 году, и этому предшествовали трагические события в жизни Алексея Кондратьевича. Тяжело заболела его беременная жена, а новорождённая дочь умерла вскоре после появления на свет. Супруги тяжело переживали утрату. Именно тогда Алексей Саврасов пишет своих «Грачей».
— Какая печальная история! Но, мне кажется, на картине присутствует символ надежды и утешения. Это церковь, которая возвышается над горизонтом. Она старая, штукатурка на колокольне потемнела, но её купола с крестами устремляются к небу. И, словно ответ Господа на молитвы, из-за облаков выглядывает едва заметный солнечный луч.
— Этот храм Саврасов увидел в селе Молвитино под Костромой. После революции село переименовали в Сусанино, а храм — церковь Воскресения Христова — сохранился до наших дней.
— У меня такое ощущение, что Саврасов относился к природе как к Божественному творению. Может быть, поэтому переход от зимних морозов к весеннему теплу на его картине воспринимается так, словно это человеческое сердце оттаивает после испытаний и скорбей, находя утешение в вере, надежде и любви.
— Да, Алексей Кондратьевич Саврасов именно так относился к природе, он видел за творением Божиим Самого Творца. И говорил так: «Природа вечно дышит. И жизнь есть прекрасная тайна».
— К этой тайне я сегодня прикоснулась благодаря вам, Маргарита Константиновна. И поняла, что у природы нет плохой погоды. Потому что по-новому увидела один из главных шедевров Третьяковской галереи — картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема