Картину «Грачи прилетели» Алексей Саврасов написал в очень тяжёлый период своей жизни. И наступление весны после долгой зимы на ней словно человеческое сердце, которое оттаивает после скорбей, находя утешение в вере, надежде и любви.
— Здравствуйте, Нина Викторовна! А я вас заждалась. Долго же вы добирались до Третьяковской галереи. Я уже решила, что передумали.
— Простите, Маргарита Константиновна. В пробке застряла. Снег подтаял, на дорогах грязь. Не поймёшь, то ли зима, то ли весна... Не люблю такую погоду.
— Ещё не весна, но уже не зима... Что-то мне это напоминает. Знаю! Давайте-ка, Нина Викторовна, нашу сегодняшнюю прогулку по галерее начнём с 18-го зала. Вот, посмотрите, пожалуйста — картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
— Маргарита Константиновна! Это же такая известная картина. Я думала, вы мне что-то новенькое хотите показать.
— А вам она нравится?
— Конечно, нравится! Я всегда перед нею останавливаюсь и подолгу рассматриваю.
— Но ведь на полотне изображена как раз такая погода, которую вы, Нина Викторовна, по Вашему признанию, не любите. Что же вас привлекает в этой картине?
— Интересный вопрос вы мне задали! Не так-то просто описать это словами... Но, пожалуй, глядя на работу Саврасова «Грачи прилетели», где-то глубоко в душе у меня рождается надежда на лучшее, возникает ощущение духовного обновления. А почему — трудно сказать.
— Похожие чувства перед картиной испытывали и современники художника. Например, Исаак Левитан говорил, что Саврасов сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те трогательные черты, которые неотразимо действуют на душу. А Иван Крамской, глядя на полотно, заметил, что на многих пейзажах изображается вода, деревья, воздух, и только на полотне «Грачи прилетели» мы видим нечто большее, здесь есть душа.
— И всё же картину не назовёшь красочной и яркой.
— Действительно, на первый взгляд, в пейзаже преобладают серые, тёмные тона. Казалось бы, это должно производить мрачное впечатление. Но ничего подобного! Саврасов сумел добиться потрясающего эффекта. Даже без ярких красок полотно «Грачи прилетели» словно излучает внутренний свет.
— Совершенно с вами согласна, Маргарита Константиновна. Смотришь на полотно, и кажется, что вот-вот вдохнёшь чистый, холодный воздух ранней весны. О том, что тёплые дни не за горами, говорит наполненная водой проталина, синее небо, пробивающееся сквозь тучи. И, конечно, грачи. Они буквально усыпали ветви берёз и вьют на них гнёзда.
— Исследователи творчества Саврасова полагают, что в картине отразилось состояние души самого художника. Пейзаж был написан в 1871 году, и этому предшествовали трагические события в жизни Алексея Кондратьевича. Тяжело заболела его беременная жена, а новорождённая дочь умерла вскоре после появления на свет. Супруги тяжело переживали утрату. Именно тогда Алексей Саврасов пишет своих «Грачей».
— Какая печальная история! Но, мне кажется, на картине присутствует символ надежды и утешения. Это церковь, которая возвышается над горизонтом. Она старая, штукатурка на колокольне потемнела, но её купола с крестами устремляются к небу. И, словно ответ Господа на молитвы, из-за облаков выглядывает едва заметный солнечный луч.
— Этот храм Саврасов увидел в селе Молвитино под Костромой. После революции село переименовали в Сусанино, а храм — церковь Воскресения Христова — сохранился до наших дней.
— У меня такое ощущение, что Саврасов относился к природе как к Божественному творению. Может быть, поэтому переход от зимних морозов к весеннему теплу на его картине воспринимается так, словно это человеческое сердце оттаивает после испытаний и скорбей, находя утешение в вере, надежде и любви.
— Да, Алексей Кондратьевич Саврасов именно так относился к природе, он видел за творением Божиим Самого Творца. И говорил так: «Природа вечно дышит. И жизнь есть прекрасная тайна».
— К этой тайне я сегодня прикоснулась благодаря вам, Маргарита Константиновна. И поняла, что у природы нет плохой погоды. Потому что по-новому увидела один из главных шедевров Третьяковской галереи — картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Василий Матонин
В старинном городе Архангельске, в былые времена бывшем главным морским портом средневековой России, мне довелось познакомиться с удивительным человеком: Василием Матониным, легендой этих славных поморских мест.
...Историк и мореход, этнограф и культуролог, издатель и педагог, наконец, автор-исполнитель песен, прозаик и тонкий лирический поэт. Не могу не сказать, что Матонин — ещё и выдающийся «соловчанин», основатель Морского музея на Соловках, бессменный главный редактор альманаха «Соловецкое море»...
Сейчас мы будем читать стихи из его одиннадцатой книги «стихов, афоризмов, наблюдений и рассказов» (это жанровые автоопределения); из сборника «Штрихи дождя», изданного в 2022 году Товариществом Северного Мореходства.
В обращении к читателю Матонин сообщает, что «книга — цитирую — родилась из склонности автора к исследованию истории в человеке и человека в истории», —именуя созданное, как «повседневную рефлексию о вечном».
Мне жизнь дана как милость,
но, быть может,
Мои грехи она ещё умножит?
Лучом рассвета теплится надежда.
Всё остальное брошено, забыто.
Есть прошлое (уже не то, что прежде),
Желанье жить и отрицанье быта.
Есть ожиданье праздника и вера
В спасительное, радостное чудо.
Пусть без меня уходят флибустьеры:
«Любовь» и «кровь» я рифмовать не буду,
И за удачей гнаться не приучен.
Мне встречный ветер открывает двери.
Сегодня хуже, завтра будет лучше,
Конечно, если в лучшее поверю.
Василий Матонин, из книги «Штрихи дождя», Архангельск, 2022 год
Словцо «флибустьеры» напоминает нам о морских разбойниках прошлых веков.
К сожалению, мне не довелось видеть Василия Николаевича в роли преподавателя (я много слышал о его таланте педагога), зато побывал у него дома. А живёт лауреат премий имени Николая Рубцова и Бориса Шергина в том же самом здании, где располагается Архангельский литературный музей, чуть ли не через стену.
Мне показалось, что я попал в картинную галерею, краеведческий музей и каюту капитана дальнего плавания.
А ещё посчастливилось погостить на верфи, где Матонин вместе со своими подвижниками строит старинные северные корабли — поморские кочи, шняки и карбасы, то есть то, из чего и вырос русский флот.
Но мало того, что они строят корабли, они выходят на этих судах на воду, чтобы пройти из Архангельска в Западную Сибирь...
Но о проекте «Мангазейский морской ход» надо бы говорить отдельно, а я возвращаюсь к стихам Матонина: прозрачным, философским, исповедально-покаянным, переполненным восхищением перед красотой Божьего мира.
Замечу ещё, что все они — лаконично-миниатюрны.
Как написал сам Василий Николаевич: «Автор слишком буквально понял слова Чехова о том, что искусство писать — это искусство сокращать...»
Прощенье струится рекой,
И небо нисходит на землю.
Хрустальная призрачность дней,
Прозрачных, как дни Беловодья,
Пронзительней, чище, видней
Пред завтрашней бурей — сегодня.
...И давайте, друзья, на прощание, прочитаем ещё один северный этюд доброго и мудрого Василия Матонина, поморского лирика и мастера-труженика:
Распахнуты объятья
У ели и ольхи.
В лесу — меньшие братья.
И валуны, и мхи.
На берегу скалистом —
Часовня, а кругом —
Сиянье в небе чистом
И в море голубом.
Что человеку надо?
Куда ему спешить?
Не отвести бы взгляда,
Не выдохнуть души.
Василий Матонин, из книги «Штрихи дождя», Архангельск, 2022 год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Операция на позвоночнике для Антона из Ярославля
12-летний Антон — талантливый парень. За что бы он ни взялся, старается в этом преуспеть. Подросток любит рисовать, увлекается монтажом видеороликов и планирует профессионально развиваться в этой сфере. Всё бы хорошо, но болезнь не даёт Антону жить и творить настолько активно, как бы ему хотелось. Мышцы его тела постепенно теряют силу, вследствие этого парень перестал ходить и оказался в инвалидном кресле. А ещё со временем у Антона сильно искривился позвоночник. И теперь он постоянно испытывает дискомфорт и не может нормально дышать.
Помочь подростку способна операция. Как только позвоночник распрямится — жизнь Антона качественно изменится. Он наконец-то вздохнёт полной грудью, будет спокойно спать по ночам и продолжит двигаться к своей мечте — профессионально монтировать видео ролики!
Средства на дорогостоящую операцию для Антона из Ярославля собирает фонд «Помоги спасти жизнь». За несколько лет при участии слушателей Радио ВЕРА фонд пришёл на выручку многим детям и семьям из разных городов России. В том числе недавно удалось отправить на похожую операцию девочку Катю из Красноярского края. А теперь в поддержке нуждается Антон. Узнать больше и поучаствовать в сборе для него можно на сайте фонда «Помоги спасти жизнь».
Также вы можете отправить СМС на номер 3443 со словом «Дар» и любой суммой, например, «Дар 100». Собранные средства пойдут на помощь Антону.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«28-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Христово». Священник Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр., XI, 9-10, 17-23, 32-40) и Евангельского (Мф., I, 1-25) чтений в 28-е воскресенье по Пятидесятнице (Неделя перед Рождеством Христовым), о Рождественском сочельнике, о празднике Рождества Христова, а также о днях памяти 20000 мучеников, в Никомидии в церкви сожженных, 14000 мучеников младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица