Однажды мы украли у соседа малину. Он и не знал. Но, как говорится, от человека утаишь, да от совести не утаишь.
Я и четверо моих детей гуляли по дачному посёлку. Это наше излюбленное занятие: ходить по дорожкам между участками, рассматривать дома, заборы, сады, огороды, цветники. Посёлок старый. Много заборов не глухих, прозрачных. Каждый участок говорит что-то о своём хозяине, о его вкусе, трудолюбии, о его судьбе. Мы сочиняли истории про берёзу о трёх стволах у одного соседа или красавицу-рябину у другого.
Вдруг видим: у совершенно заросшего участка с внешней стороны забора малина такая чудесная растёт. Пышная, много спелых ягод. Мы только купили тогда дом, у нас малины и в помине не было.
Обсудили с детьми, что участок, видно, заброшен, потому что совсем неухожен. А малина снаружи забора. Значит, её можно насобирать. Мы поели ягоду и с собой немного набрали.
Обходим участок. Вдруг видим: из покосившейся калитки дедушка выходит. И старая машина возле участка стоит. Не заброшен, значит, участок! Просто запущен.
Что-то сковало меня, и я не решилась сказать старику про малину. Постеснялась. Неудобно мне было.
Дома испекли коврижку. В неё кинули горсть малины. Вкусно получилось. Всё съели, а радости у меня нет.
Стала детям говорить, что мы нехорошо поступили, украли. Как бы нам это исправить? Тут меня осенило: «Куры!» Летом мы держим несколько кур-несушек на участке. Детям радость — по утрам бежать к курятнику и в гнезде из сена находить тёплое яйцо. Собрала десяток в коробочку.
И вот уже мы с детьми топаем к незнакомому нам дедушке с повинной головой и коробкой яиц. Мне неудобно, страшновато. Как я скажу? Поймёт ли он? Но дети рядом. Они всё увидят. Каждый день рядом с нами они учатся жить, дружить, разрешать конфликты. Учатся на нашем примере. Поэтому отступать некуда.
Принесли яички. Позвали дедушку. Рассказали всё, как есть. Прощения попросили. Вручили ему наш подарок.
Старик был тронут. Сказал спасибо. И добавил: «В другой раз без спроса не рвите малину. Я за ней ухаживаю. Одному тяжело». Мы пообещали. На том и расстались.
Случай этот показал мне, как трудно признать свою вину. Ещё труднее в ней покаяться и попросить прощения. Но сделать это необходимо, чтобы восстановить добрую связь с Богом и с человеком. Никто не может прожить без греха, но исправить его последствия покаянием можно. И мы призваны к этому в каждое мгновение нашей земной жизни.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











