
Фамилия «Морозовы» в России давно стала именем нарицательным, своего рода синонимом благотворительности. Кто, например, не знает Савву Тимофеевича Морозова, которому в какой-то степени не меньше чем Станиславскому и Немировичу-Данченко мы обязаны появлением Московского Художественного Театра. Или Варвару Алексеевну Морозову, подарившую Москве публичную Тургеневскую читальню.
Купцы из сибирского города Бийска, супруги Алексей Фёдорович и Елена Григорьевна, хотя родом были не «из тех» Морозовых, делами милосердия и истинно христианским духом помощи ближнему, пожалуй, ничуть им не уступали.
Глава семьи, Алексей Фёдорович Морозов, происходил из государственных крестьян. Эта в некоторой степени юридическая независимость — ведь, в отличие от крепостных, государственные крестьяне не были собственностью помещика — позволила Алексею Фёдоровичу в середине 19 века скопить солидный капитал всего за несколько торговых поездок в Монголию и Горный Алтай. Записавшись в городе Бийске в купечество, Алексей Фёдорович сосредоточился на торговле тканями и сопутствующим галантерейным товаром, а позже занялся параходостроительтвом.
Морозов был глубоко верующим человеком. Евангельский призыв Христа быть милосердными, как милосерд Отец Небесный, Алексей Фёдорович чувствовал обращённым лично к нему. И не прятал своего богатства от других, не растрачивал втайне, а находил ему применение.
В 1875 году с помощью Морозова в Бийске было учреждено уездное училище. Алексей Фёдорович построил для его размещения каменный дом и пожертвовал на всякие нужды 12 тысяч рублей. В течение нескольких последующих лет он выделил средства на открытие ещё трёх училищ — женского начального, Миссионерского и церковно-приходского при Александро-Невском храме.
Коммерческие дела у Морозова шли в гору. Купленная некогда Алексеем Фёдоровичем оптом у производителей за бесценок крупная партия тканей вдруг резко выросла в цене. Морозов выручил за неё едва ли не в десять раз больше! И в благодарность Богу решил всю прибыль от успешной сделки пожертвовать на строительство храма. На средства купца в 1877 году в Бийске был возведён величественный Троицкий собор.
Во всех делах милосердия Алексея Фёдоровича поддерживала его супруга, Елена Григорьевна Морозова. После смерти мужа в 1894 году она бесстрашно взяла в свои хрупкие руки семейное дело и позаботилась, чтобы богатство Морозовых продолжало приносить пользу ближним.
Елена Григорьевна взяла на себя расходы по строительству и содержанию первой в Бийске мужской гимназии. Будучи председательницей городского попечительства о начальном образовании, Морозова пожертвовала земельный участок под строительство школы, которую впоследствии постоянно поддерживала финансово и учредил в ней пособия для учеников из бедных семейств.
В своём доме Елена Григорьевна принимала странников и богомольцев и устраивала воскресные обеды для нищих, на которых щедро подавала милостыню. Дом этот на бывшей Успенской, а ныне — Советской улице, прекрасно сохранился. И, проходя мимо него, жители Бийска, вспоминают, что и у них тоже были свои Морозовы!..
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема