Фамилия «Морозовы» в России давно стала именем нарицательным, своего рода синонимом благотворительности. Кто, например, не знает Савву Тимофеевича Морозова, которому в какой-то степени не меньше чем Станиславскому и Немировичу-Данченко мы обязаны появлением Московского Художественного Театра. Или Варвару Алексеевну Морозову, подарившую Москве публичную Тургеневскую читальню.
Купцы из сибирского города Бийска, супруги Алексей Фёдорович и Елена Григорьевна, хотя родом были не «из тех» Морозовых, делами милосердия и истинно христианским духом помощи ближнему, пожалуй, ничуть им не уступали.
Глава семьи, Алексей Фёдорович Морозов, происходил из государственных крестьян. Эта в некоторой степени юридическая независимость — ведь, в отличие от крепостных, государственные крестьяне не были собственностью помещика — позволила Алексею Фёдоровичу в середине 19 века скопить солидный капитал всего за несколько торговых поездок в Монголию и Горный Алтай. Записавшись в городе Бийске в купечество, Алексей Фёдорович сосредоточился на торговле тканями и сопутствующим галантерейным товаром, а позже занялся параходостроительтвом.
Морозов был глубоко верующим человеком. Евангельский призыв Христа быть милосердными, как милосерд Отец Небесный, Алексей Фёдорович чувствовал обращённым лично к нему. И не прятал своего богатства от других, не растрачивал втайне, а находил ему применение.
В 1875 году с помощью Морозова в Бийске было учреждено уездное училище. Алексей Фёдорович построил для его размещения каменный дом и пожертвовал на всякие нужды 12 тысяч рублей. В течение нескольких последующих лет он выделил средства на открытие ещё трёх училищ — женского начального, Миссионерского и церковно-приходского при Александро-Невском храме.
Коммерческие дела у Морозова шли в гору. Купленная некогда Алексеем Фёдоровичем оптом у производителей за бесценок крупная партия тканей вдруг резко выросла в цене. Морозов выручил за неё едва ли не в десять раз больше! И в благодарность Богу решил всю прибыль от успешной сделки пожертвовать на строительство храма. На средства купца в 1877 году в Бийске был возведён величественный Троицкий собор.
Во всех делах милосердия Алексея Фёдоровича поддерживала его супруга, Елена Григорьевна Морозова. После смерти мужа в 1894 году она бесстрашно взяла в свои хрупкие руки семейное дело и позаботилась, чтобы богатство Морозовых продолжало приносить пользу ближним.
Елена Григорьевна взяла на себя расходы по строительству и содержанию первой в Бийске мужской гимназии. Будучи председательницей городского попечительства о начальном образовании, Морозова пожертвовала земельный участок под строительство школы, которую впоследствии постоянно поддерживала финансово и учредил в ней пособия для учеников из бедных семейств.
В своём доме Елена Григорьевна принимала странников и богомольцев и устраивала воскресные обеды для нищих, на которых щедро подавала милостыню. Дом этот на бывшей Успенской, а ныне — Советской улице, прекрасно сохранился. И, проходя мимо него, жители Бийска, вспоминают, что и у них тоже были свои Морозовы!..
Все выпуски программы Имена милосердия
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера». Максим Аншуков
У нас в гостях был участник «Светлого концерта» к 10-летию Радио ВЕРА, лидер группы «Ключевая» Максим Аншуков.
Мы говорили о музыке, вере и о том, какое влияние на творчество нашего гостя оказал приход к Православию.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!»
Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!
Вера ваша приблизила вас к сияющему престолу славы, лучезарными серафимами и пресильными херувимами украшенному. Ближе нас вы к бессмертию и молитва ваша чище и слышнее.
Помяните нас в молитвах ваших, чтобы и ваша слава разнеслась в небесах. Возьмите нас с собою, чтобы лететь вам к престолу славы легче и быстрее. Кто несёт лишь себя одного, тот ходит легче, но спотыкается чаще. Чем большее бремя братьев своих возлагаете на себя, тем полёт быстрее.
Сказал я людям — все вы мученики, но не равны вы в мученичестве своём. Мученики за истинную веру во всем различны от мучеников за веру ложную. Даже по плоти отличаются они, ибо душа плоти сообщает и силу свою, и немощь.
Вы, принимающие мученичество за веру истинную, страдаете за то, что открылось духовному зрению вашему. Страдающие за ложную веру, страдают за то, что видят очами телесными. Вы — первые, страдаете за веру в явную и истинную, вы — вторые, страдаете за сон и призрак.
Зрение духовное скромно называет своё знание — вера. Зрение телесное называет свою веру гордо — знание.
И одно и другое — лицезрение. Первое — лицезрение мирной и светлой сущности вещей, второе — лицезрение отражения сущности во мраке.
Сыновья неба и сыновья земли, неизбежно мученичество ваше. Мученичество — в бегстве. Либо бежите от тьмы к свету, либо от света во тьму. Если бежите от тьмы к свету — весь мир восстанет на вас. Если бежите от света к тьме, Небо удалится от вас, от судорог ваших и погибели.
Пересекаются пути человеческие и столкновения неизбежны. Ибо одни стремятся на Восток, другие на Запад. Но милостив Господь и каждому посылает ангелов Своих.
Душа моя полнится мучениками, словно плодоносная нива пшеницей и плевелами. Одни обращены к Востоку, другие — к Западу.
В полночь шепчу душе своей — доколе будешь распинать себя между раем и адом? Восстань и устремись туда, куда мученики за веру истинную стремились.
На рассвете шепчу друзьям своим — не соблазняйтесь путями широкими, ибо многие трупы смердят на обочинах. Пойдём на гору путём узким, труден он и крут, но не смердит мертвечиной.
День и ночь шепчу вам, мученики за веру истинную, молите Бога о нас!