
Фото: PxHere
«Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова» — когда диктор на радио или телевидении произносил эту фразу, все знали: сейчас прозвучит замечательная песня. Имена композитора Пахмутовой и поэта Добронравова всегда стояли рядом. А композиции, которые они создавали вместе, поддерживали и ободряли слушателей нескольких поколений. Александра Николаевна и Николай Николаевич были не только успешными соавторами. Но и счастливыми супругами — они прожили в браке 66 лет. Когда их спрашивали о секрете семейного счастья, Добронравов всегда цитировал своего любимого писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить — это не значит, смотреть друг на друга. Любить — значит, смотреть вместе в одном направлении». Друзья семьи вспоминали: Николай и Александра никогда не перечили друг другу, не спорили. Каждый из них внимательно прислушивался к другому, и всегда был рад уступить. «Мы не придираемся по мелочам, не «принципиальничаем», — признавались сами супруги.
Они познакомились в 1956 году на Всесоюзном радио — оба тогда работали там в Студии детского вещания. Начинающий, но талантливый композитор, Пахмутова заведовала музыкальной частью знаменитой программы «Пионерская зорька». Добронравов, молодой поэт, читал в передачах свои стихи. «Встреча наша была предрешена свыше», — считала Александра Николаевна. Они не раз сталкивались друг с другом в коридорах Всесоюзного радио. Николаю запомнилась миниатюрная блондинка с живыми глазами и модной короткой стрижкой. Александра тоже обратила внимание на высокого голубоглазого молодого человека. Однажды редактор студии представил их друг другу. Сказал: «Вы поэт и композитор. Попробуйте поработать вместе!». Пахмутовой и Добронравову эта идея показалась интересной. И вскоре появилась первая их совместная песня — «Лодочка моторная». После того, как композиция прозвучала в радиоэфире, её стала напевать вся страна. А Николай и Александра поняли, что созданы друг для друга. Им захотелось не только писать вместе песни, но и идти рядом по жизни. Через три месяца после знакомства Пахмутова и Добронравов поженились. Свадьба была скромной, домашней. После росписи в ЗАГСе посидели в тесном кругу родных. А наутро в плацкартном вагоне отправились в свадебное путешествие — на отдых в Абхазию. Впоследствии супруги признавались, что тот совместный отпуск был самым счастливым в их жизни.
Позже вместе они объездили всю страну. Побывали в тайге и на Северном Ледовитом океане. И отовсюду привозили песни. «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Орлята учатся летать». Их вдохновляла любовь друг к другу. Так появились знаменитые, нестареющие композиции «Надежда» и «Нежность». Песни Пахмутовой и Добронравова исполняли Анна Герман, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова. Под их трогательную песню «До свидания, Москва» улетал в небо на связке воздушных шаров главный символ Олимпиады 1980-го года — Олимпийский мишка.
Несмотря на огромную популярность, супруги жили очень просто. Долгое время ютились в коммуналке. Потом получили трёхкомнатную квартиру. Певец Лев Лещенко рассказывал, что в доме Пахмутовой и Добронравова всегда царила гостеприимная, теплая атмосфера. А друг друга композитор и поэт с любовью называли не иначе, как Колечка и Алечка. В комнатах у Александры и Николая висели иконы. Супруги верили в Бога. Впоследствии это нашло отражение и в творчестве: в начале 90-х они написали песню «Вера». Там есть такие строки: «От небесного луча, что на грешный мир пролит, веры тонкая свеча у тебя в руке горит».
Господь не дал Александре Николаевне и Николаю Николаевичу своих детей. Но супруги всю жизнь поддерживали талантливых ребят из малообеспеченных семей — готовили их к поступлению в музыкальные вузы, опекали и заботились. По многочисленным свидетельствам близких, Пахмутова и Добронравов жили, как одно целое. Их семейный союз был таким же, как и их песни: чистым, светлым и вдохновляющим.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема