По возвращении из тяжелого Финляндского похода, Александру Невскому пришлось отправиться в Волжскую Орду, где произошли большие перемены. Сартак был убит дядей своим Берки, который, согласно воли великого хана, объявил себя преемником Батыя и поручил ведать Русскою Землею своему вельможе Улавчию.
Александр проведал, что Улавчий собирается послать в наши пределы отряд Татар для составления переписи и сбора дани. Ввиду этого он поспешил в Орду, неся богатые дары для отвращения посылки отряда. Так как хорошо знал, как производят такие отряды переписи.
В Орде Александр достиг весьма многого. Внутреннее управление делами в Русской Земле и право вести с кем угодно войну было оставлено за князьями. Это имело громаднейшее значение для судьбы нашей Родины и дало возможность Русским людям собраться с силами, чтобы освободиться от позорного ига.
Но отклонить приезд Татарских чиновников для производства поголовной переписи Александру не удалось. По его возвращении домой приехали и Татары в Суздальскую, Рязанскую и Муромскую Земли, сосчитали всех жителей и поставили над ними для сбора дани — десятников, сотников и тысячников. Только лица духовного звания были освобождены от ее уплаты.
Скоро Александру пришлось опять отправиться к Улавчию, чтобы отвратить новую беду, так как последний настоятельно требовал, чтобы и Новгородцы также платили поголовную дань, а Александр знал, что они от этого откажутся.
Однако Александру не удалось отговорить Улавчия не брать дани с Новгородцев. Тогда, страшась, что буйные Новгородцы могут раздражить Татарских сборщиков, он сам отправился с ханскими сборщиками, рассчитывая, что он будет в состоянии своим личным влиянием улаживать все могущие возникнуть недоразумения с Татарами. Это было в 1257 году.
Однако, и известие, что Александр лично едет со сборщиками дани, не подействовало на Новгородцев. Их лучшие люди поняли, что надо беспрекословно покориться Татарам. Но не так думала толпа и те люди, которые подучали её. Скоро в городе вспыхнул мятеж, и убили двух посадников.
Сын Александра, пылкий и юный Василий, объявил, подстрекаемый крамольными советниками, что не хочет повиноваться отцу, который ведет с собой оковы и стыд для вольных людей, и выехал из Новгорода.
В это время приехал Александр с Татарскими послами. Новгородцы объявили им, что не хотят повиноваться хану и, наотрез отказавшись платить дань, отправили их обратно в Орду.
Предвидя страшную месть со стороны Татар, Александр поспешил сам сурово наказать заводчиков мятежа и главных из них казнил отсечением руки, или лишением глаз и других членов. Разумеется, он прибегнул к этим необычным в Русской Земле казням только для того, чтобы в случае надобности показать казненных Татарам и убедить последних, что виновные были тотчас же наказаны. Если бы он казнил их лишением жизни, то, не зная никого в Новгороде, Татары, по приезде туда, могли этому и не поверить.
Нет сомнения, что эта пора в жизни Александра была для него самая безотрадная. Даже родной сын не понял его и восстал против отца. Конечно, ему было крайне тяжело прибегать к жестоким казням, и только в сознании их полной необходимости для блага всей Русской Земли мог он находить себе нравственную поддержку.
Действительно, благодаря принятым Александром решительным мерам, хан удовольствовался его объяснениями и уведомлением, что Новгородцы решили покориться новым владыкам Русской Земли. Хотя затем прошел слух, что на Новгород идут грозные полчища Татар, сюда, на самом деле, прибыло только два Татарских чиновника со своими семьями и с подручными людьми для переписи и сбора дани.
После благополучного отъезда из Новгорода нагруженных данью Татар, отбыл из него и Александр. Он отправился к себе во Владимир на Клязьме, где продолжал усердно заниматься делами великого княжества и укреплением дружеских отношений с Ордою. Он постоянно отправлял туда огромные деньги для выкупа пленных и на подарки ханским чиновникам.
В 1261 году ему удалось устроить в Орде большое дело: ему разрешили учредить Православную епархию в самой ханской столице — Сарае.
Первым Сарайским епископом был преосвященный Митрофан. Как ему, так и митрополиту Кириллу, лично ездившему в Орду, русские люди были обязаны тем, что Святая наша вера начала скоро пользоваться величайшим уважением среди Татар. Некоторые ханши стали исповедовать христианство, а племянник хана БеркЕ даже тайно бежал в Ростов, крестился здесь, причем был наречен Петром, и впоследствии за свою праведную жизнь был причтен к лику Святых.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица