Александр Невский между Новгородом и Ордой - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Александр Невский между Новгородом и Ордой

* Поделиться

Skazanie_logoПо возвращении из тяжелого Финляндского похода, Александру Невскому пришлось отправиться в Волжскую Орду, где произошли большие перемены. Сартак был убит дядей своим Берки, который, согласно воли великого хана, объявил себя преемником Батыя и поручил ведать Русскою Землею своему вельможе Улавчию.

Александр проведал, что Улавчий собирается послать в наши пределы отряд Татар для составления переписи и сбора дани. Ввиду этого он поспешил в Орду, неся богатые дары для отвращения посылки отряда. Так как хорошо знал, как производят такие отряды переписи.

В Орде Александр достиг весьма многого. Внутреннее управление делами в Русской Земле и право вести с кем угодно войну было оставлено за князьями. Это имело громаднейшее значение для судьбы нашей Родины и дало возможность Русским людям собраться с силами, чтобы освободиться от позорного ига.

Но отклонить приезд Татарских чиновников для производства поголовной переписи Александру не удалось. По его возвращении домой приехали и Татары в Суздальскую, Рязанскую и Муромскую Земли, сосчитали всех жителей и поставили над ними для сбора дани — десятников, сотников и тысячников. Только лица духовного звания были освобождены от ее уплаты.

Скоро Александру пришлось опять отправиться к Улавчию, чтобы отвратить новую беду, так как последний настоятельно требовал, чтобы и Новгородцы также платили поголовную дань, а Александр знал, что они от этого откажутся.

Однако Александру не удалось отговорить Улавчия не брать дани с Новгородцев. Тогда, страшась, что буйные Новгородцы могут раздражить Татарских сборщиков, он сам отправился с ханскими сборщиками, рассчитывая, что он будет в состоянии своим личным влиянием улаживать все могущие возникнуть недоразумения с Татарами. Это было в 1257 году.

Однако, и известие, что Александр лично едет со сборщиками дани, не подействовало на Новгородцев. Их лучшие люди поняли, что надо беспрекословно покориться Татарам. Но не так думала толпа и те люди, которые подучали её. Скоро в городе вспыхнул мятеж, и убили двух посадников.

Сын Александра, пылкий и юный Василий, объявил, подстрекаемый крамольными советниками, что не хочет повиноваться отцу, который ведет с собой оковы и стыд для вольных людей, и выехал из Новгорода.

В это время приехал Александр с Татарскими послами. Новгородцы объявили им, что не хотят повиноваться хану и, наотрез отказавшись платить дань, отправили их обратно в Орду.

Предвидя страшную месть со стороны Татар, Александр поспешил сам сурово наказать заводчиков мятежа и главных из них казнил отсечением руки, или лишением глаз и других членов. Разумеется, он прибегнул к этим необычным в Русской Земле казням только для того, чтобы в случае надобности показать казненных Татарам и убедить последних, что виновные были тотчас же наказаны. Если бы он казнил их лишением жизни, то, не зная никого в Новгороде, Татары, по приезде туда, могли этому и не поверить.

Нет сомнения, что эта пора в жизни Александра была для него самая безотрадная. Даже родной сын не понял его и восстал против отца. Конечно, ему было крайне тяжело прибегать к жестоким казням, и только в сознании их полной необходимости для блага всей Русской Земли мог он находить себе нравственную поддержку.

Действительно, благодаря принятым Александром решительным мерам, хан удовольствовался его объяснениями и уведомлением, что Новгородцы решили покориться новым владыкам Русской Земли. Хотя затем прошел слух, что на Новгород идут грозные полчища Татар, сюда, на самом деле, прибыло только два Татарских чиновника со своими семьями и с подручными людьми для переписи и сбора дани.

После благополучного отъезда из Новгорода нагруженных данью Татар, отбыл из него и Александр. Он отправился к себе во Владимир на Клязьме, где продолжал усердно заниматься делами великого княжества и укреплением дружеских отношений с Ордою. Он постоянно отправлял туда огромные деньги для выкупа пленных и на подарки ханским чиновникам.

В 1261 году ему удалось устроить в Орде большое дело: ему разрешили учредить Православную епархию в самой ханской столице — Сарае.

Первым Сарайским епископом был преосвященный Митрофан. Как ему, так и митрополиту Кириллу, лично ездившему в Орду, русские люди были обязаны тем, что Святая наша вера начала скоро пользоваться величайшим уважением среди Татар. Некоторые ханши стали исповедовать христианство, а племянник хана БеркЕ даже тайно бежал в Ростов, крестился здесь, причем был наречен Петром, и впоследствии за свою праведную жизнь был причтен к лику Святых.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем