По возвращении из тяжелого Финляндского похода, Александру Невскому пришлось отправиться в Волжскую Орду, где произошли большие перемены. Сартак был убит дядей своим Берки, который, согласно воли великого хана, объявил себя преемником Батыя и поручил ведать Русскою Землею своему вельможе Улавчию.
Александр проведал, что Улавчий собирается послать в наши пределы отряд Татар для составления переписи и сбора дани. Ввиду этого он поспешил в Орду, неся богатые дары для отвращения посылки отряда. Так как хорошо знал, как производят такие отряды переписи.
В Орде Александр достиг весьма многого. Внутреннее управление делами в Русской Земле и право вести с кем угодно войну было оставлено за князьями. Это имело громаднейшее значение для судьбы нашей Родины и дало возможность Русским людям собраться с силами, чтобы освободиться от позорного ига.
Но отклонить приезд Татарских чиновников для производства поголовной переписи Александру не удалось. По его возвращении домой приехали и Татары в Суздальскую, Рязанскую и Муромскую Земли, сосчитали всех жителей и поставили над ними для сбора дани — десятников, сотников и тысячников. Только лица духовного звания были освобождены от ее уплаты.
Скоро Александру пришлось опять отправиться к Улавчию, чтобы отвратить новую беду, так как последний настоятельно требовал, чтобы и Новгородцы также платили поголовную дань, а Александр знал, что они от этого откажутся.
Однако Александру не удалось отговорить Улавчия не брать дани с Новгородцев. Тогда, страшась, что буйные Новгородцы могут раздражить Татарских сборщиков, он сам отправился с ханскими сборщиками, рассчитывая, что он будет в состоянии своим личным влиянием улаживать все могущие возникнуть недоразумения с Татарами. Это было в 1257 году.
Однако, и известие, что Александр лично едет со сборщиками дани, не подействовало на Новгородцев. Их лучшие люди поняли, что надо беспрекословно покориться Татарам. Но не так думала толпа и те люди, которые подучали её. Скоро в городе вспыхнул мятеж, и убили двух посадников.
Сын Александра, пылкий и юный Василий, объявил, подстрекаемый крамольными советниками, что не хочет повиноваться отцу, который ведет с собой оковы и стыд для вольных людей, и выехал из Новгорода.
В это время приехал Александр с Татарскими послами. Новгородцы объявили им, что не хотят повиноваться хану и, наотрез отказавшись платить дань, отправили их обратно в Орду.
Предвидя страшную месть со стороны Татар, Александр поспешил сам сурово наказать заводчиков мятежа и главных из них казнил отсечением руки, или лишением глаз и других членов. Разумеется, он прибегнул к этим необычным в Русской Земле казням только для того, чтобы в случае надобности показать казненных Татарам и убедить последних, что виновные были тотчас же наказаны. Если бы он казнил их лишением жизни, то, не зная никого в Новгороде, Татары, по приезде туда, могли этому и не поверить.
Нет сомнения, что эта пора в жизни Александра была для него самая безотрадная. Даже родной сын не понял его и восстал против отца. Конечно, ему было крайне тяжело прибегать к жестоким казням, и только в сознании их полной необходимости для блага всей Русской Земли мог он находить себе нравственную поддержку.
Действительно, благодаря принятым Александром решительным мерам, хан удовольствовался его объяснениями и уведомлением, что Новгородцы решили покориться новым владыкам Русской Земли. Хотя затем прошел слух, что на Новгород идут грозные полчища Татар, сюда, на самом деле, прибыло только два Татарских чиновника со своими семьями и с подручными людьми для переписи и сбора дани.
После благополучного отъезда из Новгорода нагруженных данью Татар, отбыл из него и Александр. Он отправился к себе во Владимир на Клязьме, где продолжал усердно заниматься делами великого княжества и укреплением дружеских отношений с Ордою. Он постоянно отправлял туда огромные деньги для выкупа пленных и на подарки ханским чиновникам.
В 1261 году ему удалось устроить в Орде большое дело: ему разрешили учредить Православную епархию в самой ханской столице — Сарае.
Первым Сарайским епископом был преосвященный Митрофан. Как ему, так и митрополиту Кириллу, лично ездившему в Орду, русские люди были обязаны тем, что Святая наша вера начала скоро пользоваться величайшим уважением среди Татар. Некоторые ханши стали исповедовать христианство, а племянник хана БеркЕ даже тайно бежал в Ростов, крестился здесь, причем был наречен Петром, и впоследствии за свою праведную жизнь был причтен к лику Святых.
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе