Александр Флеминг — микробиолог — открыл пенициллин, то есть первый в мире антибиотик. Благодаря этому значимому открытию стало возможным вылечить болезни, при которых прежде человек почти гарантированно обрекался на смерть.
Флеминг открыл пенициллин 28 сентября 1928 года, однако для того, чтобы «король антибиотиков» — так в ХХ веке называли пенициллин — показал, на что он способен, Флемингу пришлось пройти непростой путь. Пенициллин заявил громко о себе спустя 13 лет, в 1942 году, в разгар Второй мировой войны. А в 1943 году по образцу штамма Флеминга пенициллин был выведен в Советском Союзе — этим занималась микробиолог Зинаида Ермольева.
За своё открытие доктор Александр Флеминг был удостоен Нобелевской премии. Что он сказал о пенициллине во время церемонии награждения?

28 сентября 1928 года у британского микробиолога Александра Флеминга был первый рабочий день после отпуска. Кабинет встретил доктора Флеминга творческим беспорядком. Уходя в отпуск, учёный не убрал со стола колбы и пробирки — за время его отсутствия они покрылись толстым слоем пыли. А в стеклянной лабораторной ёмкости, где Флеминг выращивал бактерии стафилококка, так и вовсе появилась плесень! Кажется, день начнётся с генеральной уборки, — покачал головой доктор. И вдруг замер, не веря своим глазам. В радиусе нескольких сантиметров от скопления плесневых грибков стафилококк исчез! Доктор долго крутил ёмкость перед глазами. Сомнений не было — плесень, которая выросла в ней за время его отпуска — грибок пенициллиум нотатум — уничтожила бактерии. Так Александр Флеминг открыл пенициллин — первый в мире антибиотик.
«Моя жизнь — в лаборатории», — любил повторять Флеминг. Из этой самой лаборатории открылась дверь в новую эру в мировой медицине. Болезни, при которых прежде человек почти стопроцентно обрекался на смерть, теперь с помощью пенициллина можно было вылечить и существенно облегчить их течение. Пневмония, эпидемиологический менингит, остеомиелит, скарлатина, дифтерия и другие инфекционные заболевания отступили перед пенициллином. Чудодейственный порошок заживлял самые тяжёлые раны и помогал избежать заражения крови. Если до эры пенициллина даже после успешно проведённых хирургических операций пациенты порой умирали от сепсиса, то с появлением антибиотика постоперационные воспаления и нагноения больше не были приговором. Другими словами, открытие доктора Александра Флеминга спасло миллионы жизней.
Но для того, чтобы «король антибиотиков» — так в ХХ веке называли пенициллин — показал, на что он способен, Флемингу пришлось пройти непростой путь. Сначала доктор решил выяснить, всякая ли плесень обладает антибактериологическим эффектом. Доходило до курьёзов: товарищ Флеминга по гольф-клубу вспоминал, как учёный просил своих знакомых приносить ему вещи, подверженные плесени. В «коллекции» доктора оказались такие, к примеру, предметы, как чьи-то позеленевшие от влаги и старости туфли, головка залежалого сыра, гнилая дыня. В конце концов подтвердилось: только пеницилловые грибки способны уничтожать бактерии, Теперь нужно было проверить их в жизни. Самый первый опыт Флеминг провёл, не выходя из лаборатории. У его ассистента, мистера Крэддока, случилось обострение гайморита. С его согласия доктор закапал ему в носовые пазухи «пенициллиновый бульон» — водный раствор плесени. Буквально через пару дней Крэддок пошёл на поправку и вскоре выздоровел.
13 февраля 1929 года в лондонском Медицинском научно-исследовательском клубе Флеминг выступил с докладом о поразительных свойствах пенициллина. Коллеги выслушали его на удивление прохладно. «Флеминг был очень застенчив и крайне скромно рассказывал о своём открытии», — вспоминал позже один из них. Пройдёт целых тринадцать лет, прежде чем пенициллин громко заявит о себе. Это случится в 1942 году, в разгар Второй Мировой войны. Тысячи солдат умирали от ран на её фронтах. Флеминг встретился с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и высказал идею о том, чтобы наладить промышленное производство пенициллина. Помогли двое других британских учёных — Говард Флори и Эрнст Чейн. Они выделили из плесневого грибка чистый пенициллин, из которого и стал производиться порошок. Невозможно сосчитать, какому количеству солдат, воюющих против фашистской Германии, спас он жизни. В 1943-м году по образцу штамма Флеминга пенициллин был выведен в Советском Союзе — этим занималась микробиолог Зинаида Ермольева. А доктор Александр Флеминг за своё открытие был удостоен Нобелевской премии. В своей речи на церемонии награждения он, с присущей ему скромностью, заявил: «Говорят, что я изобрёл пенициллин. Но ни один человек не мог его изобрести, потому что это вещество создано природой. Я всего лишь обратил на него внимание людей и дал ему название».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 48. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Древние философы весьма напряженно искали ответ на вопрос о предназначении человека. Святитель Василий Великий об этих поисках написал такие слова: «Языческие мудрецы пускались в умозрения о конце человеческом, но они разошлись в понятии о сем. Одни утверждали, что этот конец есть знание, другие же — успешное действование, иные — разнообразное употребление жизни и тела, а другие, став скотоподобными, говорили, что этот конец есть удовольствие». А какой ответ на вопрос о предназначении человека даёт современный мир? И можем ли мы — христиане — согласиться с этим ответом? Давайте поразмышляем об этом, взяв за основу звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 48-й псалом.
Псалом 48.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, —
3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание.
5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
6 «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»
7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
8 Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
9 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,
10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их.
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
Только что прозвучавший псалом очень красочно живописует конечную участь человека; псалом, по сути дела, повторяет начальные слова книги Екклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2–3). Однако здесь, в отличие от книги Екклесиаста, акцент сделан не на человеке вообще, а на том, кто надеется на собственную силу и на своё богатство. Псалом о пути таких людей говорит предельно жёстко: «Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их» (Пс. 48:14). Действительно, когда мы видим преуспевающих людей, то нам зачастую их жизнь кажется завидной. Кажется, будто бы им всё удаётся, что так жить — правильно.
Однако всё, конечно же, сложнее. Вопрос не в том, сколько у человека богатства, и насколько успешно он сумел устроить свою жизнь, вопрос в конечной цели наших трудов. Ранее упомянутый нами святитель Василий Великий написал о языческих мудрецах, которые полагали, что смысл человеческой жизни в достижении знания, или же в самой полноте жизни, и только совсем уж маргинальные — их святитель Василий назвал «скотоподобными» — полагали, что цель состоит в получении удовольствия.
Христианский ответ на вопрос о смысле жизни упоминает прозвучавший сегодня псалом: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48:16). Да, именно так: в конечном итоге мы хотим избавиться «от власти преисподней», то есть мы стремимся быть с Богом, таков предел наших стремлений, и в пребывании с Богом мы видим своё предназначение.
Однако, это теория. Практика же, увы, зачастую иная, и если задать вопрос о предназначении человека нашим верующим современникам, то вряд ли мы услышим тот ответ, который предлагает нам 48-й псалом. Со значительно большей вероятностью ответы будут походить на ответы упомянутых святителем Василием Великим языческих мудрецов. Впрочем, в таких ответах нет никакой трагедии, ведь у нас есть Псалтырь, и к ней стоит прибегать как можно чаще, читать её как можно внимательнее, и через это мы сумеем постепенно изменить своё отношение и к себе, и к миру, и к своему предназначению.
Псалом 48. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 48. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 48. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,-
3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего - знание.
5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
6 "для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?"
7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
9 дорога' цена искупления души их, и не будет того вовек,
10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила - жилище их.
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
26 августа. О почитании мощей святых

23 августа, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре.
На проповеди после завершения богослужения Святейший Патриарх говорил о почитании мощей святых.
Вся история этого особого почитания мучеников, исповедников, а позже и святых, преподобных и богоносных отцов связана, в том числе, и с прославлениями их останков. Сейчас эти останки покоятся в прекрасных, роскошных, а иногда из драгоценных металлов сделанных раках, что выражает наше благоговение перед этими останками, нашу любовь к святому угоднику.
Вот как всякий раз, когда прикасаемся к этим ракам, молимся ведь, чтобы угодник Божий помог нам. И вот удивительно, молимся не год, не два, не десять, не сто, — тысячи лет. И вот возникает вопрос: а как вы это можете объяснить, ну какой такой традицией, ну какой такой памятью вы можете это объяснить?
Да, есть память к выдающимся историческим личностям, к императорам, царям, президентам, верховным главнокомандующим. Сколько людей было выдающихся, их имена вписаны в историю, но никому ведь и в голову не придёт лобызать их гроб, их останки.
Мы Богослужебное поклонение обращаем к этим останкам прославленных святых угодников, потому что знаем: они у Бога, и они по любви своей, в том числе и к нам, особенно в тех местах, где они служили, трудились, молились, несомненно, возносят о нас молитву ко Престолу Божьему.
И вот эта молитва праведников, угодников Божьих, она имеет непосредственное отношение к каждому из нас. И когда мы о чём-то просим святого, то верим, что он пред Престолом Божьим о нас Самого Господа попросит. И наши, часто немощные молитвы, во много крат обогащённые молитвами святого угодника, к которому мы обращаемся, приклоняют к нам милость Господа и Спасителя нашего.
Все выпуски программы Актуальная тема