«Не всё то золото, что блестит» - гласит старинная народная поговорка. Потомственный енисейский золотопромышленник Александр Алексеевич БалАндин знал об этом не понаслышке. Наследник огромных капиталов своего отца и деда – богатейших людей Сибири - он закончил физико-математический факультет Петербургского университета по специальности «геохимия», защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата естественных наук.
Выбор образования был, разумеется, не случайным. Следуя семейной традиции, Александр стал заниматься добычей и производством золота, и полученные знания позволили ему вывести фамильный бизнес на принципиально новый, современный уровень. Многие его коллеги до сих пор определяли потенциальное месторождение драгоценного металла по старинке: характЕрному блеску почвы. Но Александр знал: сверкающий камешек может оказаться обычной слюдой, а скромный на вид, серый комочек глины способен таить в себе чистое золото.
На такое вот скрытое золото – неброское, не стремящееся попасться на глаза и ослепить своим блеском, и всё-таки самое что ни на есть настоящее – была похожа и жизнь Александра Алексеевича Баландина. В Енисейске середины девятнадцатого века его знали не только как богатого и успешного предпринимателя, но и как человека, чуткого к судьбам тех, кто живёт в нужде, кому необходима помощь и сострадание. В историю города он вошёл как выдающий благотворитель.
Очень многое Александр Алексеевич сделал для развития в родном Енисейске науки и образования. Он долгое время был председателем Городского общества попечения начальных школ. На этом посту Баландин не только занимался организацией и контролем учебного процесса, но и оказывал финансовую поддержку. Обществу он подарил каменный дом и учредил из собственных средств стипендию для наиболее способных школьников.
Александр Алексеевич участвовал в открытии енисейской женской семиклассной гимназии. Причём, он не только пожертвовал крупную сумму на её содержание, но и вместе со своей супругой, Верой Арсеньевной Баландиной, преподавал в ней на общественных началах.
Вера Арсеньевна – женщина с высшим образованием, окончившая во Франции знаменитые ПастЕровские курсы, - помогала мужу в открытии бесплатных школ и за пределами Енисейска – в городах МинусИнске и Черногорске. Супруги Баландины не жалели средств на просвещение. Они пожертвовали пятьдесят тысяч рублей на строительство бесплатной народной читальни, открыли публичную библиотеку с книжным фондом в пять тысяч томов.
Александр Алексеевич никогда не отворачивался от чужой нужды. Он входил в правление Городского общества помощи бедным, активно участвовал в строительстве ночлежного дома в Енисейске. Благодаря его стараниям и щедрым денежным пожертвованиям, в Енисейской губернии открылась первая столовая для неимущих.
Александр Баландин был глубоко верующим человеком. Он не оставлял городские храмы без своего попечения, и несколько лет был старостой Градо-Енисейской Богоявленской церкви.
Современники вспоминали об Александре Алексеевиче Баландине как о честнейшем, добром, отзывчивом и очень скромном человеке, не любившем ничего показного. Самое богатое месторождение чистейшего золота скрывалось не на его рудниках и приисках, а в глубине отзывчивого и сострадательного сердца этого удивительного человека.
«Журнал от 18.07.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— День памяти святых Царственных страстотерпцев;
— Красота и сложность сотворенного мира как свидетельство существования Творца;
— Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»;
— «Дни Достоевского» в Оптиной пустыни.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM