«Не всё то золото, что блестит» - гласит старинная народная поговорка. Потомственный енисейский золотопромышленник Александр Алексеевич БалАндин знал об этом не понаслышке. Наследник огромных капиталов своего отца и деда – богатейших людей Сибири - он закончил физико-математический факультет Петербургского университета по специальности «геохимия», защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата естественных наук.
Выбор образования был, разумеется, не случайным. Следуя семейной традиции, Александр стал заниматься добычей и производством золота, и полученные знания позволили ему вывести фамильный бизнес на принципиально новый, современный уровень. Многие его коллеги до сих пор определяли потенциальное месторождение драгоценного металла по старинке: характЕрному блеску почвы. Но Александр знал: сверкающий камешек может оказаться обычной слюдой, а скромный на вид, серый комочек глины способен таить в себе чистое золото.
На такое вот скрытое золото – неброское, не стремящееся попасться на глаза и ослепить своим блеском, и всё-таки самое что ни на есть настоящее – была похожа и жизнь Александра Алексеевича Баландина. В Енисейске середины девятнадцатого века его знали не только как богатого и успешного предпринимателя, но и как человека, чуткого к судьбам тех, кто живёт в нужде, кому необходима помощь и сострадание. В историю города он вошёл как выдающий благотворитель.
Очень многое Александр Алексеевич сделал для развития в родном Енисейске науки и образования. Он долгое время был председателем Городского общества попечения начальных школ. На этом посту Баландин не только занимался организацией и контролем учебного процесса, но и оказывал финансовую поддержку. Обществу он подарил каменный дом и учредил из собственных средств стипендию для наиболее способных школьников.
Александр Алексеевич участвовал в открытии енисейской женской семиклассной гимназии. Причём, он не только пожертвовал крупную сумму на её содержание, но и вместе со своей супругой, Верой Арсеньевной Баландиной, преподавал в ней на общественных началах.
Вера Арсеньевна – женщина с высшим образованием, окончившая во Франции знаменитые ПастЕровские курсы, - помогала мужу в открытии бесплатных школ и за пределами Енисейска – в городах МинусИнске и Черногорске. Супруги Баландины не жалели средств на просвещение. Они пожертвовали пятьдесят тысяч рублей на строительство бесплатной народной читальни, открыли публичную библиотеку с книжным фондом в пять тысяч томов.
Александр Алексеевич никогда не отворачивался от чужой нужды. Он входил в правление Городского общества помощи бедным, активно участвовал в строительстве ночлежного дома в Енисейске. Благодаря его стараниям и щедрым денежным пожертвованиям, в Енисейской губернии открылась первая столовая для неимущих.
Александр Баландин был глубоко верующим человеком. Он не оставлял городские храмы без своего попечения, и несколько лет был старостой Градо-Енисейской Богоявленской церкви.
Современники вспоминали об Александре Алексеевиче Баландине как о честнейшем, добром, отзывчивом и очень скромном человеке, не любившем ничего показного. Самое богатое месторождение чистейшего золота скрывалось не на его рудниках и приисках, а в глубине отзывчивого и сострадательного сердца этого удивительного человека.
21 мая. О Боге как Свете

В 1-й главе 1-го Послания апостола Иоанна есть слова: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
О Боге как Свете — священник Алексий Долгов.
Эти слова святые апостолы слышали от самого Христа, который себя самого называл светом. Ученикам Христа, вышедшим на проповедь Евангелия, нужно было объяснить людям, кто такой Бог, которого они проповедуют, и кто такой Христос, распятый и воскресший. Бог сам о себе открыл, что Он есть свет.
Светом святые отцы называют всё доброе, справедливое и святое. Бог является всей истиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи.
Христос говорил и показал своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорный, безусловный свет, то в Нём нет ни следа тьмы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Бог, будучи истинно по существу светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нём путём добродетелей. Поэтому святые — это свет по причастию. Они через любовь к Богу оказываются в свете.
Собственно, противоположное состояние и есть настоящая тьма, зло и грех. Преподобный Иустин Попович говорит, что Бог есть свет, а дьявол есть тьма. Бог есть жизнь, а дьявол есть смерть. Бог есть истина, а дьявол есть ложь.
Только из-за врага рода человеческого люди не могут увидеть смысл этого мира и настоящую цель жизни — прийти к свету. Своей тьмой дьявол делает людей слепыми, мешая им видеть, что мир есть такой на самом деле и что есть настоящая жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О наставлениях преподобного Арсения Великого

Сегодня 21 мая. День памяти преподобного Арсения Великого, жившего в пятом веке.
О его наставлениях — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Арсений Великий давал такое наставление: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти». Внешнее занятие — это понятно, это наше действие во внешнем мире, наши поступки. Что значит внутреннее занятие? Внутреннее занятие — это «умная» деятельность, то есть то, что происходит в наших мыслях, в нашей голове.
И преподобный Арсений говорит о том, чтобы наше внутреннее делание, наши мысли настолько, насколько возможно, были согласны с Божьей волей, с Божьими заповедями. И только тогда мы сможем победить внешние страсти.
Борьба с внешними страстями без внутреннего делания совершенно бессмысленна. Наши действия не рождаются спонтанно. Каждое действие начинается с помыслов, с мыслей, роящихся в нашей голове. Если мы не научимся контролировать наши мысли, если не научимся следить за нашими помыслами, то не сумеем победить ни одной страсти.
Очень непросто научиться контролировать свои мысли, но этому необходимо учиться. И если приложим усилия и запасёмся терпением, то обязательно победим с Божьей помощью. Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед, победа над собой.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О трудах евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня 21 мая. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
О его трудах — священник Августин Соколовски.
Как нам, православным христианам, надлежащим образом почтить память святого апостола? Помолиться за богослужением, причаститься святых Христовых Тайн, вспомнить его труды и подвиги и, главное, перечитать книги Нового Завета, оставленные Иоанном Церкви. Это само Евангелие, три Соборных Послания и Откровение, по-гречески «Апокалипсис».
Полное название этой книги, указанное в самом её начале, — Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. По причине особенной любви и почтения святой Церкви к личности святого апостола, в предании утвердилось название «Откровение Иоанна Богослова».
Книга «Апокалипсис» состоит из 22 глав и, по мнению толкователей, представляет собой собрание поучений, пророчеств, славословий и предостережений, которые передавались по первохристианским общинам и прочитывались за богослужением.
Пожалуй, главное, о чём следует помнить нам, православным христианам, — книги «Апокалипсис» не должно бояться, ведь её содержание представляет собой последовательное раскрытие Пасхальной тайны. Это написанное особым пророческим языком предсказание и указание на то, чему надлежит быть вскоре. Именно в Апокалипсисе Господь Иисус четко, ясно, окончательно и бесповоротно говорит о Себе как Бог, воскресший Мессия, грядущий Судья и Спаситель мира.
«Верую в Господа Иисуса, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых», — говорится в Символе веры. «Книга Откровения — это благая весть, радость Святой Православной Церкви о грядущем Царстве Божьем, которое вскоре наступит во Втором Пришествии Христовом».
Все выпуски программы Актуальная тема