Монументальное полотно известного художника Григория Чернецова, носящее не менее монументальное название «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском шестого октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» известно тем, что на нём с портретной точностью изображены более двухсот реальных личностей той эпохи. Внимательно присмотревшись, можно разглядеть и Пушкина, и баснописца Крылова, и художника Венецианова.
Почти в самом центре толпы зрителей, наблюдающих за парадом, Чернецов запечатлел высокого, седого мужчину с длинными волосами и бородой. Он не был ни писателем, ни придворным. Звали этого человека Прокопий Иванович Пономарёв. Он был простым петербургским купцом — торговцем чаем.
И всё же на знаменитую картину Прокопий Иванович попал неспроста. В то время в столичных кругах он был известен, пожалуй, не меньше, чем Пушкин. Только стихов Пономарёв, конечно, не писал. Своё призвание он обрёл совсем в ином — Прокопий Иванович помогал людям.
Это он первым откликнулся на страшную беду, постигшую Петербург в ноябре тысяча восемьсот двадцать четвёртого года — наводнение, в результате которого Васильевский остров, городской район Коломна и Петербургская сторона едва не стали дном морским. Пономарёв финансировал спасательные работы и пожертвовал на помощь пострадавшим от стихии пятнадцать тысяч рублей — огромную по тем временам сумму.
Двенадцатью годами ранее Прокопий Иванович тоже не бросил Отечество в беде. В войну тысяча восемьсот двенадцатого года он активно помогал русской армии в сражении с наполеоновскими войсками — закупал боеприпасы и продовольствие, делал крупные денежные взносы. Одновременно с этим он попечительствовал петербургскому Комитету о тюрьмах, Обществу призрения нищих, Императорскому Человеколюбивому обществу.
Много лет назад, ещё в детстве, служа мальчиком на побегушках в мелочной лавке, Прокопий Пономарёв твёрдо усвоил: люди должны помогать друг другу. Однажды он весь день бегал по городу с поручениями хозяина. Уже почти сутки мальчик ничего не ел, и буквально валился с ног. Денег у ребёнка не было, а есть хотелось так, что звенело в ушах. Он остановился у прилавка со сдобой, и смотрел на баранки и бублики, пока от голода не стал терять сознание. И вдруг увидел, что лавочник, улыбаясь, протягивает ему целую горсть румяных, ароматных и тёплых баранок — «Угощайся, сынок!» Этот случай Прокопий запомнил на всю жизнь. Разбогатев, он без устали жертвовал, помогая везде, где только возможно. В столице за такое рвение его называли «неутомимым благотворителем».
Послать деньги пострадавшим от пожаров в Казани, построить несколько храмов в Лифляндии, оказать поддержку погорельцам в далёком Гамбурге — когда речь шла о помощи, для Пономарёва не существовало ни границ, ни расстояний.
Немало потрудился он и на ниве церковной благотворительности. Прокопий Иванович, с детства воспитанный в традициях православия, в течение сорока лет состоял старостой храмов на Волковском кладбище. Там его стараниями была перестроена и отремонтирована старая церковь, и построена новая, освящённая в честь Всех Святых. На пожертвования Пономарёва был возведён и один из приделов храма Спаса Нерукотворного Образа.
В Русском биографическом словаре Половцова купец Прокопий Пономарёв назван «изумительно деятельным человеком». Точнее, наверное, нельзя и подметить — ведь «вера без дел мертва».
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема