Был ли Борис Годунов вправе занимать царский престол? Как умер царевич Дмитрий? Вопросы, волновавшие Русь в конце шестнадцатого века, и сегодня остаются без ответов. История оставила народу мрачные воспоминания о тех временах, смутных, голодных и мятежных. Единственным утешением для людей была церковь. В 1589 году в стране произошло событие, которое историки признают вторым по величине после Крещения Руси – в Москве появилось свое патриаршество. Первым предстоятелем Русской церкви стал Иов, бывший до этого митрополитом Московским. Мудрый и благочестивый патриарх прилагал все силы для распространения Священного писания среди простого народа, поощрял церковное образование, крестил Сибирь, а все свои личные деньги раздавал бедным и жертвовал на строительства храмов. Но в это время на Западе сгустилась туча, готовая накрыть всю Русь и уничтожить ее традиции…
…Смутное время, год 1605-й…
Вот уже полгода как по русским землям с польским войском продвигался бывший монах Григорий Отрепьев. Хитрый захватчик не рассчитывал получить Русь в битвах – нет, он думал взять власть обманом, заставить всех поверить в чудо, в то, что он – не кто иной, как чудесно спасшийся царевич Дмитрий, сын царя Иоанна, а значит, законный властитель Руси. Войско он получил в обмен на обязательство поделиться с Польшей землями и обратить Русь в католичество. Обещаниями «быть добрым отцом» он подкупал крестьян, богатыми посулами – бояр. И все задуманное самозванцу удавалось.
Приближённый:
Царевич! Из Москвы весть!
Отрепьев:
Что там? Ждут меня бояре? Откроют ли мне Кремль?
Приближённый:
Об том условлено. Но верные друзья предупреждают – есть еще тебе, с кем бороться. По Москве письма ходят подметные, вот, одно передали…
Отрепьев:
Дай сюда! Что здесь? «расстрига», «жил у Романовых во дворе да заворовался», «вор ведомый Гришка сын Отрепьев», «идет отобрать веру русскую, да насадить иноземную»… Кто смел написать такое?! А-а, вот оно, имя предателево, это все дело Иова, патриарха, который обманщику Годунову служил! Ишь какой, говорит, что не царь я, а дьяк, что книги переписывает. Я ему покажу – книги! Сам переписывать пойдет.
Приближённый:
Что же с ним делать?
Отрепьев:
Известно что. Надо, чтобы люд московский сам с ним разобрался. Передай – пусть мои верные друзья посеют смуту, пусть говорят, что патриарх предал русскую веру, что отрекается от истинного царя, богом данного, что прислужничал Бориске Годунову. Поручи Басманову – он справится.
Преклонив колени перед Владимирской иконой Богоматери, молился патриарх Иов за русский народ, за то, чтобы осталась у него православная вера. Но неоконченной осталась молитва – в Успенский собор ворвалась толпа, подговоренная предателями. Мятежники схватили патриарха и сорвали с него ризы, а затем потащили на лобное место, где долго избивали человека, который положил жизнь на благо Руси. После этого был разграблен Патриарший двор, а истерзанного Иова отправили в Старицкий монастырь, где когда-то патриарх был простым иноком. Через два года он скончался от болезней. Но еще раньше погиб самозванец – случайно или по воле Божьей, его растерзали заговорщики, а народу была прочитана та самая грамота, которую писал патриарх. Еще через полгода мощи Иова были с почестями перенесены в Кремлевский Успенский собор, и многие свидетели говорили о чудесных исцелениях, которые происходили вблизи раки. И сегодня первый патриарх Московский Иов – один самых почитаемых святых на Руси.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер