Выдающийся православный мыслитель священник Павел Флоренский в статье "Храмовое действо как синтез искусств" пишет о единстве формы и содержания богослужения. Архитектура, иконы, дрожащее пламя свечей, струящийся фимиам, мелодика и поэзия священных текстов, пластика и ритм движений священников - всё это образует особое пространство и измерение. Молящиеся словно оказываются вне времени, в иной реальности. Они воистину предстоят перед Господом.
В убранстве православного храма нет ничего случайного. На Царских вратах - центральном входе в алтарь, находится икона Благовещения. На левой створке изображён архангел Гавриил, на правой - Дева Мария. Как правило, ниже или вокруг размещены иконы четырёх евангелистов. Это язык символов, на котором разговаривает с нами Церковь. Попробуем же его понять.
Благовещение - это прямой русский перевод греческого названия праздника - благая весть. Так же называются четыре основные книги Нового Завета - Евангелия. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием.
Эти врата ведут в сердце храма - алтарь. Там за каждой литургией происходит великое чудо - хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Сын Божий обрёл это тело и кровь благодаря Своей земной Матери. Ведь когда-то давным-давно Она с верою сказала архангелу Гавриилу: "Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему". Верующие причащаются Христовых Тайн благодаря тому, что апостолы со своей проповедью о приходе Спасителя обошли когда-то весь мир. Благая весть и знание о ней объединяет всех христиан.
В народной культуре всегда особо почитали Благовещение Пресвятой Богородицы. Его издавна называли «самый большой у Бога праздник». Благовещение олицетворяет приход весны и завершает череду приметных и памятных дней, связанных с её ожиданием. Это совпадает с общим настроем торжества - предвкушением чуда, которое изменит жизнь всего человеческого рода. Рождество Спасителя как бы ещё не случилось, оно только обещано. Но волнение от величия тайны произошедшего передаётся от Девы Марии к праведной Елизавете, евангелисту Луке, а его трудами - ко всем верующим.
По крестьянскому поверью, на Благовещение открывается небо и можно, как говорили в народе, "выпросить себе от Бога славу". Для этого надо было накануне ночью выйти на улицу и высмотреть "бездну с большой звездой". А в ту минуту, как бездна откроется, прокричать "Боже, дай мне великую славу!". А уж слава, считалось, принесёт и богатство, и счастье. Можно, конечно, посмеяться над этой простодушной, по-детски наивной и искренней верой. Но иногда неплохо постоять один на один со звёздным небом, подумать лишний раз - много ли надо для счастья и в чём оно заключается.
На сам праздник Благовещения было принято выпускать на волю птиц. Это тоже символический жест. Он означает освобождение мира от плена греха, которое произошло благодаря воплощению Христа. Как птица взмывает в небо, так и душа наша устремляется к Богу. В этот день мы сами становимся вестниками чуда и сами восклицаем вслед за архангелом: "Богородице Дево, радуйся!"
Василий Поленов. «Осень в Абрамцеве»
— Как я рада, Андрей, что мы выбрались с тобой сюда, под Тулу, в усадьбу Поленово! Отрадно побродить в тишине по тропинкам заповедника, насладиться картинами Василия Поленова в его доме-музее. Жалко, что заканчивается такой прекрасный день! Куда бы ещё нам съездить в следующие выходные?
— Вот, картина на стене подсказывает, сестрёнка, что можно махнуть в Абрамцево. Это в шестидесяти километрах от Москвы.
— Полотно называется «Осень в Абрамцеве». Удивительный пейзаж — яркий, сочный! Художник запечатлел то, что называют буйством осенних красок. В речушке отражаются зелёные ели, золотые берёзы, красные осины. Благодаря богатой палитре лесной уголок выглядит уютным. В Абрамцево правда так красиво осенью?
— В любое время года! Недаром в конце девятнадцатого века усадьба служила источником вдохновения для многих художников. В имении, принадлежавшем меценату Савве Мамонтову, любили бывать Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Нестеров, братья Васнецовы.
— И Василий Поленов тоже?
— Безусловно! В жизни этого живописца Абрамцево сыграло особую роль. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Натальей Якунчиковой. Она была двоюродной сестрой хозяйки поместья, Елизаветы Григорьевны.
— Это в каком году было?
— В 1881-ом. Мамонтовы тогда как раз задумали поставить в своём имении церковь, и гости-художники с воодушевлением принялись за реализацию этой идеи. Принимали участие в общей работе и Василий Дмитриевич с Натальей. Поленов делал эскизы хоругвей — церковных знамён, а Наталья вышивала лики святых по его прорисям. И полюбила художника всем сердцем.
— Первая полюбила?
— Да. За несколько лет до встречи с Натальей Василий пережил трагедию — любимая им девушка, княжна Маруся Оболенская, скоропостижно скончалась. После этого он как будто запер сердце на замок. И не сразу заметил, каким восторженным взором смотрит на него юная вышивальщица.
— Но все-таки откликнулся на её чувства?
— Откликнулся, да. В 1882 году Василий и Наталья повенчались в том самом храме, над благоустройством которого трудились.
— Картина «Осень в Абрамцеве» именно тогда была написана?
— Нет, через несколько лет. Это полотно связано со скорбной страницей биографии Поленовых. В 1886 году Василий и Наталья похоронили своего первенца, двухлетнего Федюшку. Друзья настояли, чтобы художник с женой приехали в Абрамцево. Там супруги, переживая горе, уединялись в лесном уголке, который мы видим на изображении.
— И Поленов находил в себе силы работать над полотном?
— Нет, тогда работать у художника не получалось. Он сделал несколько набросков, и лишь спустя годы, в 1890-ом, написал по ним картину. Между собой Поленовы называли её «Федюшкино воспоминание».
— Удивительно, но работа получилась светлой.
— Василий Поленов прошёл нелёгкий путь преодоления горя. Он черпал силы в вере в Бога, в любви к своей жене, в творчестве, в заботе о новых родившихся детях. И весь этот опыт отразился в произведении «Осень в Абрамцеве». Пусть от тёмных зарослей хвои на изображении веет тревогой, но алые сполохи осин рассеивают её, словно вспышки радости. А щедрое золото берёз шепчет о том, что Божия благодать врачует любые раны.
Картину Василия Поленова «Осень в Абрамцеве» можно увидеть в усадьбе Поленово — Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова, в Тульской области.
Все выпуски программы: Краски России
Что дает крестный ход? Оксана Кавальская
Однажды я решилась принять участие в крестном ходу. Зачем? Ответы я получала постепенно. А тогда, когда покупала билеты до Екатеринбурга, откуда стартовал крестный ход, посвящённый 100-летию со дня расстрела царской семьи, просто какое-то внутреннее чувство подсказывало, что надо обязательно идти.
Меня ожидали 3 дневных перехода по 30-40 километров и один ночной — протяжённостью в 25 километров. Будучи мастером спорта по конкуру, я постоянно принимала участие в соревнованиях и очень много тренировалась, поэтому была уверена в своей выносливости. Думала, я легко одолею эти нагрузки. Полагала, что главное тут — желание.
Однако, на первом же переходе осознала свою ошибку: выяснилось, что вся моя спортивная подготовка — ничто, ведь нагрузки здесь совсем другие. Было очень тяжело, ноги предательски болели, казалось, абсолютно во всех местах. Но сдаваться я не собиралась. Пока шли, все пели Иисусову молитву. Из-за усталости, которая возрастала с каждым шагом, трудно было на ней сосредоточиться. Когда становилось особенно непросто, на ум постоянно приходили две фразы: «все могу в укрепляющем меня Господе» и «сила моя в немощи совершается». Видимо, не просто так.
Что меня поразило: Иисусова молитва продолжала звучать и когда мы дошли до привала. Только уже где-то глубоко внутри. Такая молитва, исходящая без каких бы то ни было усилий, была в моей жизни впервые.
Крестный ход продолжился. Обычно переход занимал почти весь день. Мы проходили вдоль шоссе и по селам. Иногда местные жители, видя нас, оставляли свои дела и выходили навстречу. Кто-то крестился, у кого-то наше появление вызывало слёзы умиления, а кто-то и присоединялся к нам! Я чувствовала, что, пусть и на мгновение, но с Божией помощью получилось коснуться сердец этих людей.
Дошли до места ночлега. Отслужили молебен. После ужина еще долго сидели за чаепитием. И так хорошо было в этом теплом, уже сдружившимся коллективе. Ведь весь путь мы творили молитву соборно. И можно сказать, были тогда малой церковью. Поддерживали, терпели немощи друг друга. Я чувствовала себя такой счастливой. Оказалось, счастье не зависит от материальных факторов, а настоящая радость возможна только в Боге — когда чувствуешь Его присутствие рядом.
Этот крестный ход дал мне не один ответ на вопрос, зачем столько людей из года в год совершают такие подвиги, почему крестные ходы становятся все масштабнее? И хочу поделиться своим мнением.
Лично я научилась с Божьей помощью преодолевать себя. Убедилась в том, что ничего невозможного для Бога нет. Силы, вопреки отсутствию отдыха, появляются в тот момент, когда от усталости хочется упасть. И я уверенна, что это — именно помощь Господа!
Я впервые ощутила, как молитва исходит из сердца, наполняет его светом общения с Богом. И все бытовые проблемы становятся незначительными.
Прежде мне казалось, что физическая нагрузка при многодневном переходе забирает силы, но сейчас я поняла, что участие в крестном ходу наоборот, наполняет! Жизнью.
Это — мои открытия. Думаю, вот такие навыки, получаемые в крестных ходах, и побуждают людей участвовать в них из года в год.
Автор: Оксана Кавальская
Все выпуски программы Частное мнение
27 декабря. О том, кто больше в очах Божьих
В 9-й главе Евангелия от Марка: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О том, кто больше в очах Божьих — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема