О Великой Отечественной войне, пожалуй, сколько ни говори, всё будет мало. Историками до сих пор ещё не до конца оценена эта трагедия мирового масштаба. О войне снимаются фильмы, пишутся книги. В издательстве «ЭКСМО» попытались ещё раз осмыслить значение событий сорок первого-сорок пятого годов, и выпустили исторический сборник под названием «Бог и Победа».
Том в шестьсот с лишним страниц и подзаголовком «Верующие в великих войнах за Россию» - это собрание уникальных фактов и воспоминаний, это живые портреты и удивительные судьбы тех, кто пережил войну, кто видел её лицом к лицу. Главная же особенность книги в том, что она открывает Великую Отечественную не только как противостояние армий, но и как величайший подвиг духа и человеческой веры.
То, что с одной лишь советской идеологией в этой войне не выстоять, в самом её начале признал сам верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, когда обратился по радио к русскому народу не только как к «товарищам» и «гражданам», но и как к братьям и сёстрам. Гонимая и жестоко преследуемая в довоенные годы, во время Войны Церковь стала подлинным оплотом и для тех, кто сражался в бою за русскую землю, и для тех, кто оставался в тылу.
Интересно и подробно рассказывается в сборнике «Бог и Победа» о том, как с первых же дней войны верующие со всего Советского Союза по призыву митрополита Сергия (СтрагорОдского) начали сбор пожертвований в пользу фронта. На эти средства, официально принятые государством как вклад в дело Победы от Русской Православной Церкви, впоследствии была построена легендарная танковая колонна «Дмитрий Донской». С именем святого князя на броне, она одержала множество побед в самых тяжёлых сражениях и в мае сорок пятого вошла в Берлин.
В эту поистине Священную войну монахини надевали солдатские погоны, архиереи становились военными врачами военных госпиталей. Матушка КесАрия из Брянского Петропавловского женского монастыря – младший сержант Ксения Алёшина – была фронтовой медсестрой. С войны она вернулась с медалями «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), будущий святой Русской Православной Церкви и выдающийся хирург, оперировал раненых в Красноярском эвакуационном госпитале и поднимал на ноги даже безнадёжно больных.
Великой Отечественной посвящена почти вся книга, но есть в ней и страницы, рассказывающие о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, о русско-японской, о Первой Мировой. Они тоже ярко свидетельствуют о том, что «Бог и Победа» для русского человека – всегда были и будут неразделимыми понятиями.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.