О Великой Отечественной войне, пожалуй, сколько ни говори, всё будет мало. Историками до сих пор ещё не до конца оценена эта трагедия мирового масштаба. О войне снимаются фильмы, пишутся книги. В издательстве «ЭКСМО» попытались ещё раз осмыслить значение событий сорок первого-сорок пятого годов, и выпустили исторический сборник под названием «Бог и Победа».
Том в шестьсот с лишним страниц и подзаголовком «Верующие в великих войнах за Россию» - это собрание уникальных фактов и воспоминаний, это живые портреты и удивительные судьбы тех, кто пережил войну, кто видел её лицом к лицу. Главная же особенность книги в том, что она открывает Великую Отечественную не только как противостояние армий, но и как величайший подвиг духа и человеческой веры.
То, что с одной лишь советской идеологией в этой войне не выстоять, в самом её начале признал сам верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, когда обратился по радио к русскому народу не только как к «товарищам» и «гражданам», но и как к братьям и сёстрам. Гонимая и жестоко преследуемая в довоенные годы, во время Войны Церковь стала подлинным оплотом и для тех, кто сражался в бою за русскую землю, и для тех, кто оставался в тылу.
Интересно и подробно рассказывается в сборнике «Бог и Победа» о том, как с первых же дней войны верующие со всего Советского Союза по призыву митрополита Сергия (СтрагорОдского) начали сбор пожертвований в пользу фронта. На эти средства, официально принятые государством как вклад в дело Победы от Русской Православной Церкви, впоследствии была построена легендарная танковая колонна «Дмитрий Донской». С именем святого князя на броне, она одержала множество побед в самых тяжёлых сражениях и в мае сорок пятого вошла в Берлин.
В эту поистине Священную войну монахини надевали солдатские погоны, архиереи становились военными врачами военных госпиталей. Матушка КесАрия из Брянского Петропавловского женского монастыря – младший сержант Ксения Алёшина – была фронтовой медсестрой. С войны она вернулась с медалями «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), будущий святой Русской Православной Церкви и выдающийся хирург, оперировал раненых в Красноярском эвакуационном госпитале и поднимал на ноги даже безнадёжно больных.
Великой Отечественной посвящена почти вся книга, но есть в ней и страницы, рассказывающие о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, о русско-японской, о Первой Мировой. Они тоже ярко свидетельствуют о том, что «Бог и Победа» для русского человека – всегда были и будут неразделимыми понятиями.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.