Писателя Николая Михайловича Коняева соратники по перу шутливо-уважительно величают «мастером со стажем». И не грешат против истины: мастерство этого известного прозаика подтверждено престижными литературными премиями – Шукшинской, Платоновской и многими другими. Творческий стаж тоже внушительный – первые рассказы Николая Коняева были опубликованы в журналах еще в начале семидесятых годов! Сегодня этот талантливый писатель, умеющий заглядывать в самые потаённые уголки читательских душ, тоже невероятно популярен и востребован. Солидными тиражами в престижных издательствах выходят его масштабные исторические произведения, биографические очерки о выдающихся личностях прошлого и настоящего, и, конечно же, художественные тексты. Один из сборников своих рассказов Николай Коняев назвал «Дальний приход».
Уже в самом заглавии книги слышится некая глубина и как будто отрешенность; что-то, чего не выразить словами, но так просто почувствовать душой – какие-то почти гоголевские нотки. И представляется маленькая деревянная церковка посреди села, на краю большого тёмного леса… Книгу открывает рассказ, по которому и был назван весь сборник – «Дальний приход». Читатель попадает на серый перрон автовокзала в глухом райцентре. И в этой, казалось бы, совсем не располагающей к чудесам обстановке, всё же становится свидетелем чуда: человеческого покаяния, очищения души от тяжкого груза и её возрождения. Такие вот поразительные плоды принесла случайная встреча местного хулигана Мишухи со священником, ждущим на вокзале автобус, чтобы отправиться на свой дальний, затерянный в лесах, приход...
Николай Коняев пишет так, как будто бы вовсе и не плетёт тонкое полотно текста, а ведёт с вами неторопливый и доверительный разговор. И это не хитрая литературная уловка, а неповторимый стиль писателя. Ведь при всём этом его рассказы никак не назовёшь примитивными: они весьма изысканы в художественном плане, и в этой изысканности опять проглядывает что-то гоголевское, особенно в зарисовках с ярко выраженными мистическими интонациями, таких как «Комариная ночь» или «Дом на кладбище».
Эту книгу хочется прочесть залпом, не отрываясь. Потому, наверное, что автор честен с читателем. Николай Коняев не лукавит, не заигрывает с ним, но целится словом в самое сердце, и метким попаданием пробуждает в нас желание задать себе самые главные вопросы, за ответами на которые нам совсем не обязательно ехать на «Дальний приход».
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.