Писателя Николая Михайловича Коняева соратники по перу шутливо-уважительно величают «мастером со стажем». И не грешат против истины: мастерство этого известного прозаика подтверждено престижными литературными премиями – Шукшинской, Платоновской и многими другими. Творческий стаж тоже внушительный – первые рассказы Николая Коняева были опубликованы в журналах еще в начале семидесятых годов! Сегодня этот талантливый писатель, умеющий заглядывать в самые потаённые уголки читательских душ, тоже невероятно популярен и востребован. Солидными тиражами в престижных издательствах выходят его масштабные исторические произведения, биографические очерки о выдающихся личностях прошлого и настоящего, и, конечно же, художественные тексты. Один из сборников своих рассказов Николай Коняев назвал «Дальний приход».
Уже в самом заглавии книги слышится некая глубина и как будто отрешенность; что-то, чего не выразить словами, но так просто почувствовать душой – какие-то почти гоголевские нотки. И представляется маленькая деревянная церковка посреди села, на краю большого тёмного леса… Книгу открывает рассказ, по которому и был назван весь сборник – «Дальний приход». Читатель попадает на серый перрон автовокзала в глухом райцентре. И в этой, казалось бы, совсем не располагающей к чудесам обстановке, всё же становится свидетелем чуда: человеческого покаяния, очищения души от тяжкого груза и её возрождения. Такие вот поразительные плоды принесла случайная встреча местного хулигана Мишухи со священником, ждущим на вокзале автобус, чтобы отправиться на свой дальний, затерянный в лесах, приход...
Николай Коняев пишет так, как будто бы вовсе и не плетёт тонкое полотно текста, а ведёт с вами неторопливый и доверительный разговор. И это не хитрая литературная уловка, а неповторимый стиль писателя. Ведь при всём этом его рассказы никак не назовёшь примитивными: они весьма изысканы в художественном плане, и в этой изысканности опять проглядывает что-то гоголевское, особенно в зарисовках с ярко выраженными мистическими интонациями, таких как «Комариная ночь» или «Дом на кладбище».
Эту книгу хочется прочесть залпом, не отрываясь. Потому, наверное, что автор честен с читателем. Николай Коняев не лукавит, не заигрывает с ним, но целится словом в самое сердце, и метким попаданием пробуждает в нас желание задать себе самые главные вопросы, за ответами на которые нам совсем не обязательно ехать на «Дальний приход».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов