Город Александровск Пермского края основан в 1783 близ месторождения железной руды. Назван он Всеволодом Андреевичем Всеволожским в честь своего старшего сына Александра.
Главное архитектурное сооружение – это Спасо-Преображенский храм. Каменное двухэтажное здание высотою 11 метров. Заложен он был в 1811 году по проекту архитектора Андрея Вяткина (бывшего крепостного Всеволожских). Построить церковь было нелегко так же, как нелегко разрушить. О крепости кладки и поныне ходят легенды. Говорят: «сложена́ на яичном белке». В чем секрет кладки? Спроси современных строителей – разведут руками. На этот счет архитектору Андрею Вяткину было спущено единственное лаконичное указание: «и смотреть особенно, чтобы извяска была приготовлена самым лучшим образом, дабы имела в себе лучшую вязкость и при кладке закипала».
Ради понимания сложности процесса я приведу кое-какие цифры. Например, при строительстве самого здания в неделю в среднем укладывалось 22 000 кирпичей. А когда в 1817 году начались отделочные работы было завезено 329 пудов разных сортов железа, масла постного - 8 пудов, сурику - 7 пудов, мелу брянского - 2 пуда, проволоки - 1 пуд, белил свинцовых - 5 пудов.
Всеволожский, известный на всю Москву меломан, поклонник многих видов искусств, сам давал рекомендации: «Стены сделать фальшивым мрамором, с белыми меловыми и сероватыми жилками, колонны сделать в античном стиле под желтый мрамор с белыми, красноватыми и черноватыми жилками».
11 февраля 1829 года пушки оповестили о трехдневном освобождении от работ всех рабочих Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов. Это был день освещения храма. После окончания традиционных религиозных торжеств всем мастеровым выдавалось традиционное угощение – вино. Это событие явилось событием большого масштаба не только потому, что на возведение храма понадобилось почти 18 лет, но в первую очередь, потому что появилось святое место в небольшом Александровском поселке. Для верующих людей это было более значимым, чем иметь кусок хлеба. В то время насчитывалось 3670 верующих горожан. К церкви был определен полный штат церковнослужителей: священник, дьякон и пономарь. А в 1835 году этот штат удвоился, так как количество прихожан увеличилось.
Воинствующий атеизм 30-х годов ХХ века не обошел своим вниманием и александровский Спасо-Преображенский храм. Вот тут-то и нужно вспомнить про крепость кладки храма. Максимум, что удалось сделать большевикам – это растащить иконостас и снести купол. И всё. А стены, говоря образно, только слегка поцарапали. В годы войны в храме размещалось общежитие, а часть здания использовалась в качестве складских помещений.
27 сентября 1990 года Совет по делам религий при министерстве СССР постановил: «Зарегистрировать религиозное общество русской православной церкви в городе Александровске и передать обществу для молитвенных целей здание бывшей церкви».
Этот уголок Урала – Соликамск, Березники и, конечно же, Александровск обязательно стоит посетить паломникам. А адрес Спасо-Преображенского храма в Александровске даже и называть не стоит. Он расположен так, что его крест и купол видны из любой точки города.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.