
Сегодня 14 ноября. В этот день в 1830 году родился книголюб и издатель Пётр Ефремов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 ноября. О подлинной надежде и радости пастыря
Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?».
О подлинной надежде и радости пастыря — священник Захарий Савельев.
Каждый человек, который обратился в веру, является радостью и для Спасителя, для Бога, является радостью и для апостолов, является радостью и для епископов, священников, миссионеров, тех людей, которые обратили в веру человека. Это очень важный момент, потому что нет, наверное, больше той радости, которую познал священник, когда его духовные чада познали для себя новую ступень духовного развития.
Нет больше той радости у пастыря, когда он видит, что пасомые пошли по верному пути, или даже когда люди, которые проходили мимо, встали на путь истины. Это и есть радость проповедника, радость священника, радость каждого архипастыря и пастыря.
Но самое главное то, что вот это благовестие может выражаться в разных формах. В наше время благовестие может быть и через радио, может быть и через телевидение, через дела, через поступки, через мероприятия, которые организует Церковь. Но самое главное — через живое слово одного христианина к другому. Даже, может быть, не христианину, а человеку, который ещё для себя не определился, кто он.
Но, естественно, большой радостью будет, когда этот человек скажет: «Я тоже православный христианин». Это и есть радость вот этой преемственности и живой веры, которая вдохновляет сердца на правильную жизнь, исцеляет, уврачёвывает недостатки человеческие. Потому что, когда человек становится православным, Бог Сам начинает действовать в его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 ноября. О трудах Егора Соколова

Сегодня 14 ноября. В этот день в 1750 году родился архитектор Егор Соколов.
О его трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Егор Тимофеевич Соколов — выдающийся русский архитектор, строитель, представитель классицизма, академик Императорской академии художеств. Он родился в Петергофе в 1750 году. Обучался при канцелярии от строений, работая на дворцовых постройках в Петергофе.
Главным делом архитектора стал проект Императорской публичной библиотеки, созданный по заказу Екатерины II. Императрица хотела, чтобы под одной крышей располагался целый научный комплекс. Наряду с книжным хранилищем предполагалось устроить кабинеты для занятий по гуманитарным и естественным наукам. Увенчала бы этот храм науки обсерватория.
Однако смерть императрицы не позволила построить здание по изначальному проекту. Его возвели в урезанном варианте. Основное строение библиотеки, представляющее собой образец строгого классицизма, и сегодня носит название в честь своего архитектора — «Корпус Соколова».
Скончался выдающийся архитектор в Петербурге в 1824 году. Его прах покоится на Волковском кладбище Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 140. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди псалмов есть те, которые стали неотъемлемой частью православного богослужения. Один из таких псалмов — псалом 140-й, он звучит сегодня во время богослужения два раза — в рамках положенного уставом чтения кафизмы и во время пения так называемых стихир на «Господи воззвах». Давайте послушаем этот псалом, и поразмышляем о том, почему Церковь сочла его столь важным.
Псалом 140.
Псалом Давида.
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, вне́мли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиа́м, перед лицом Твоим, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу́ я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший еле́й, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассы́пались по утёсам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробя́т нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отри́нь души моей!
9 Сохрани меня от силко́в, поставленных для меня, от тене́т беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду́.
Легко заметить, что основная мысль только что прозвучавшего псалма заключена в молении о том, чтобы Господь принял молитву молящегося. Здесь автор псалма — царь Давид — упоминает фимиам, или, иначе, ладан, воскуряемый в кадильнице, дым которого поднимается вверх и символизирует собой идеальное направление нашей молитвы. Далее Давид просит, чтобы Бог не позволил ему как-либо согрешить в слове, и, продолжая эту мысль, он просит также и о том, чтобы Бог не только «оградил двери уст», но и не дал Давиду уклониться в оправдание своих грехов, чтобы Бог помог царю избежать лукавства.
Если вдуматься, то перед нами очень красивый образ: с одной стороны воскуряемый фимиам, в котором нет и не может быть лукавства, с другой — человек, которому свойственно и согрешать, и лукавить. Фимиам должен был символизировать собой чистоту молитвы, однако, как мы понимаем, со временем в ходе ветхозаветного богослужения фимиам превратился в нечто привычное, в нечто такое, что и вовсе не вызывает ни эмоций, ни ассоциаций, ни мыслей. Подобное происходит и с христианским богослужением, это прекрасно знают священнослужители: увы, но мы привыкаем к богослужению, к его символам, и необходимо прилагать немалое волевое усилие, чтобы пробиться сквозь привычку и вновь ощутить молитвенное вдохновение.
Не стоит думать, будто бы в самом этом усилии есть нечто неестественное, напротив, молитва — как и любое иное благое дело — подразумевает некоторое напряжение преодоления. Мы сталкиваемся с таким напряжением во время учёбы, во время работы, во время занятий спортом, да и само межличностное общение требует от нас всё того же напряжения сил. В каждом из перечисленных случаев мы ищем источники для вдохновения, и, скажем, источник учебного вдохновения существенным образом отличается от источника вдохновения спортивного.
Источник молитвенного вдохновения Церковь призывает нас искать в Священном Писании, в частности, в Псалтыри, ведь при внимательном чтении Псалтыри невозможно не ощутить сходство переживаний её авторов с тем, что переживаем мы в нашей повседневности, и, почувствовав это, мы не можем не обрести молитвенное усердие от слов Псалтыри.







