
Фото: Samuel McGarrigle / Unsplash
Одна из главных ценностей, которой Господь наделил человека, —свободная воля, возможность выбирать между добром и злом. Казалось бы, какой безмятежной была бы жизнь, в которой бы гипотетически не было бы зла и самого права выбора между ним и добром. Но Господь хочет нашего добровольного решения следовать за Ним. Само слово «добровольный» мне очень нравится. В нём звучит свобода и ответственность, сила и доброта. И это слово, правда, в церковнославянском варианте, «волею», встречается в одном из песнопений Праздника Воздвижения Креста Господня, который Церковь отмечает 27 сентября. Речь идёт о кондаке Крестовоздвижения, то есть о песнопении, отражающем суть празднуемого события. Давайте поразмышляем над текстом молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Первая часть кондака в переводе на русский язык звучит так: «Вознесённый на Крест добровольно, одноимённому Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих...» А вот как эта строчка звучит по-церковнославянски: «Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю...» Слово «добровольно» в этом отрывке имеет ключевое значение. Потому что именно в добровольных страданиях Господь проявил Свою непостижимую любовь к грешному человеку и одновременно могущество над царством греха и смерти.
Второй фрагмент песнопения по-русски звучит так: «Подавая нам победы над врагами, — да имеем помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы». По-церковнославянски вторая часть песнопения звучит так: «Побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щу Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду».
Иногда я размышляю о том, что движет людьми, которые добровольно ради других претерпевают трудности. Почему жертвуют собой? Думаю, что бывает по-разному. Но хорошо, если нами в такие моменты движет любовь. Да и как будет здорово, если в семье, на работе, на отдыхе... каждую секунду мы будем выбирать любовь и с радостью и смирением преодолеем все трудности, которые возникнут в результате этого выбора. А Господь поможет нам.
Давайте послушаем кондак Воздвижения Креста Господня полностью, в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Дух Святой — третье лицо Святой Троицы. Как Его называет Христос в Евангелии — Утешитель. Какова же Его роль в жизни Церкви и отдельного христианина? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Эпоха раннего христианства известна как эпоха гонений на Церковь. Язычники, враждебно настроенные по отношению к ученикам Христа, преследовали их и, поймав, ставили перед тяжким выбором. Верующие должны были либо проклясть Спасителя, либо умереть. Об этом красочно свидетельствуют жития древнехристианских мучеников.
Даже сам Павел, который в прошлом был ярым гонителем Церкви Христовой, вспоминает о том, как участвовал в преследованиях христиан и заставлял их отречься от Спасителя. В своей проповеди Евангелия иудейскому царю Агриппе он рассказывает: «по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса». Иными словами, будучи гонителем, Павел склонял их произнести анафему на Христа. Такая практика была широко распространена в то время. Поэтому в только что прозвучавшем отрывке апостол Павел и обращается к этой злободневной теме.
Он напоминает, что из уст христианина анафема на Иисуса может прозвучать только в случае, если по каким-то причинам Дух Божий отступит от него и он окажется предоставлен сам себе. И, напротив, признать Иисуса Богом, невзирая даже на угрозу для своей жизни, можно только в том случае, если тебя вдохновляет и подкрепляет Дух Святой.
Также апостол намекает: тот, кто лишён Духа Святого, находится в состояние помрачения ума. Он словно лишён собственной воли. Поэтому и говорит он: «когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас». То есть жизнь без благодатной поддержки Духа — это в каком-то смысле насилие над человеческой природой. Ведь человек, сам того не ведая, сопротивляется жизни, людям, Богу, он противится сам себе.
И, напротив, когда Утешитель посещает нас, к нам приходит ясность ума и чувств. У нас появляется способность делать осмысленный выбор. Мы начинаем прекрасно осознавать своё внутреннее состояние, мотивы своих поступков и видим каждое движение своей души. Нам становится противна всякая ложь. Мы перестаём бороться с людьми, враждовать с собой и сопротивляться истине. Другими словами, мы признаём в Иисусе Господа. Мы начинаем жить так, как заповедовал Господь в Своём Евангелии.
Так апостол подчеркивает ту ключевую роль, которую играет Дух Святой как в церковной жизни, так и в духовной жизни каждого отдельного верующего. Всё то действительно доброе, что мы совершаем, делается лишь благодаря Его благодатному воздействию. Поэтому и говорят Отцы Церкви о том, что цель жизни христианина — это стяжание, то есть приобретение Духа Святого. Вся церковная дисциплина с её аскетическими практиками, с её богослужениями и таинствами, с понуждением себя к регулярному исполнению евангельских заповедей — всё это ради того, чтобы каждое мгновение быть готовым к принятию Духа Божия. Он просвещает наш ум, нашу душу, нашу волю. Он даёт нам мир и покой. Он всё в нашей жизни расставляет по своим местам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Открыть мир» — незаменимая поддержка для детей с аутизмом и их близких

В Костроме 19 лет работает фонд «Открыть мир», который помогает детям и взрослым с аутизмом. Это неврологическое нарушение развития. Оно влияет на то, как человек взаимодействует с миром, на его возможность учиться и быть самостоятельным. Специалисты фонда поддерживают семьи и сотрудников образовательных организаций: подробно рассказывают им об этом диагнозе и его особенностях. А для самих людей с аутизмом разных возрастов подбирают полезные, развивающие занятия. В том числе, организуют для подростков и взрослых различные мастерские и трудовую занятость.
Лёше Горшкову 10 лет, и он один из подопечных фонда «Открыть мир». Сегодня он спокойно ездит с мамой на машине, совершает покупки в магазине и без проблем ходит к врачу. Хотя раньше подрсоток часто плакал и устраивал истерики, а родные не могли найти к нему подход. Кроме этого, Лёша стал гораздо общительнее. Эти летом он впервые побывал в лагере для особенных детей, где целых 5 дней находился без папы и мамы. Подросток участвовал в разных активностях и весело проводил время. А ведь ещё недавно он переживал, если кого-то из родителей нет рядом. Но и это ещё не всё. С поддержкой программы «Школа? Легко!» Лёша учится в обычной школе вместе с другими ребятами. На занятиях его сопровождают специалисты, что делает учебный процесс более комфортным и эффективным.
Поддержите эту и другие программы помощи людям с аутизмом костромского фонда «Открыть мир», совершив любой благотворительный взнос. И пусть как можно больше особенных детей и взрослых обретают надежду на активную и полноценную жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриарх Тихон». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о времени патриаршего служения святителя Тихона (Беллавина), как было восстановлено Патриаршество в Русской Церкви и с какими вызовами пришлось стакнуться Патриарху Тихону после революции в России.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Патриарх Тихон». Глеб Елисеев
- «Историк Михаил Осипович Коялович». Татьяна Агейчева
- «Генерал Владимир Константинович Витковский». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов