
Фото: Jess Zoerb / Unsplash
Эники, беники, ели вареники, Эники, беники, бумс!
Думаю, все мы в детстве во время игр пользовались считалками. Однако в древние времена они предназначались вовсе не для игр. По мнению историков, собираясь на охоту, участники распределяли с помощью считалок роли: кто загоняет зверя, кто стреляет, кто разделывает тушу и так далее.
Можно сказать, что считалки — это разновидность жеребьёвки, которая устраняла возможность несправедливого распределения ролей. Всё отдавалось в распоряжение случаю.
Затем, когда в обществе появилась чёткая иерархия, назначать обязанности стали вожди и правители, управляющие и начальники. И считалки перешли в сферу детских игр. Ведь именно здесь считалка помогает справедливо распределить роли, учит существовать в сообществе, соблюдая определённые правила. Поэтому данный жанр учёные-фольклористы считают элементом так называемого «детского права».
К тому же считалочка обладает и эстетической функцией. Она помогает освоить рифму и чёткий ритм, а также учит понимать комическое.
Ещё один полезный аспект — тренировка памяти. Иногда текст считалки может быть довольно абсурдным, поэтому запомнить его можно с помощью ассоциаций. Например, такой: катился апельсин, по имени Мальвин, уроки не учил, и двойку получил. А двойка не моя, чужого Короля. Король сидел на лавочке, считал свои булавочки. Раз, два, три, булавкой будешь ты!
К тому же считалка помогает детям освоить деление слов на слоги и разделять их на ударные и безударные. А это базовые и важные моменты в изучении языка.
И это ещё не всё. Считалки используют не только дети, но и вполне взрослые люди. Например, помните историю про зайчика, который вышел погулять и повстречал охотника? Поэт Юрий Левитанский использовал этот сюжет и написал целую книгу стихотворных пародий. Она называется «Сюжет с вариациями».
Вот, например, так начинается пародия на Самуила Маршака:
Меж речкой Твид и речкой Спей
Где вереск и всё прочее,
Жил бедный заяц Джон О’Грэй,
Отец семьи и прочее.
Хоть был лишён
Наш бедный Джон
Чинов, наград и прочее,
Зато был шерсти не лишён,
Хвоста, ушей и прочее.
Однажды, три-четыре-пять,
Позавтракав и прочее,
Он в рощу вышел погулять
И, так сказать, всё прочее.
Получается, что это малый жанр народной культуры обладает большим потенциалом, и радостно видеть, что он до сих пор сохраняется и передаётся из поколения в поколение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Амвросий Тарасов

Гостем программы «Вечер воскресенья» был музыкант, доцент кафедры народного инструментального искусства Санкт-Петербургского института культуры Амвросий Тарасов.
С пяти лет он играет на балалайке, сейчас преподаёт, выступает с оркестрами и ансамблями, а также руководит Всероссийским конкурсом-фестивалем «Балалайка во фраке». В 2025 году фестиваль проходит во второй раз — с 25 по 31 октября в Петербурге при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Амвросий рассказал о своём пути в музыку, о вдохновляющих учителях и учениках, о том, как меняется восприятие искусства с возрастом и почему народная музыка снова вызывает интерес у молодёжи. Также наш гость поделился воспоминаниями о детстве в семье священника, о помощи отцу в алтаре и о том, как вера, заложенная с ранних лет, становится личным опытом.
Кроме того Амвросий говорил о радости отцовства, которое, по словам музыканта, стало для него самой настоящей «точкой полноты жизни».
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Суета и духовная жизнь». Прот. Григорий Крыжановский, Евгения Белонощенко, Сергей Комаров
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, основательница сети развивающих клубов для детей Евгения Белонощенко и публицист, катехизатор, главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров размышляли о том, что такое суета, как она влияет на жизнь человека, в том числе, на ее духовную сторону.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение