
Фото: Bildstockru Master / Unsplash
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
В этом стихотворении Николая Рубцова упоминается храм Софии. Но так ли действительно он называется?
Давайте сегодня поговорим об именовании храмов. В обычном разговоре мы употребляем варианты: церковь в честь Рождества или храм во имя Николая Чудотворца. И действительно, это так называемые обиходные, сокращённые названия. А есть канонические, официальные, и они могут быть довольно длинными.
Есть три основных типа названий храмов. Если он освящён в честь Господа, Богородицы, какого-либо святого, то в официальном варианте названия будет употребляться выражение «во имя». Например, Церковь во имя Троицы Живоначальной.
Если название дано в честь события — Рождества, Крещения, Успения, Введения во храм и так далее, то каноническая формулировка будет содержать сначала упоминание того, кто связан с данным празднованием — Господа Иисуса Христа, Богородицы, святого, а потом само событие, в память которого названа церковь. Значит, если мы говорим о Крещении Господнем, то каноническое наименование будет таким: Церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Крещения, именуемого Богоявлением. А обиходное наименование — Богоявленская церковь.
Третьим вариантом являются названия храмов в честь иконы. В этом случае также сначала говорится о том, кому она посвящена, а затем употребляется выражение «в честь иконы». Церковь во имя Пресвятой Богородицы, в честь иконы Её, именуемой «Владимирская». Обиходное наименование — Владимирская церковь.
В разговорной речи зачастую используются так называемые местные, народные названия — связанные с географическим положением, примечательным событием и так далее. Московский Храм святого апостола Иоанна Богослова, что под Вязом, хранит историю о большом вязе, росшем прямо в алтаре. Название Церкви Зачатия Анны, что в Углу происходит от её расположения на местности. Изучая названия храмов, можно открыть много интересных страниц русской культуры и нашего языка.
Все выпуски программы: Сила слова
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема