Михаил Нестеров «Элегия (Слепой музыкант)» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Михаил Нестеров «Элегия (Слепой музыкант)»

Михаил Нестеров «Элегия (Слепой музыкант)»
Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Коридор картиной галереи с посетителями.

— Андрей Борисович, вы только взгляните на картину Михаила Нестерова «Элегия. Слепой музыкант»! Всякий раз, бывая здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, я восхищаюсь её выразительностью.

— Да, убедительно написано. Сразу понимаешь, что монах, играющий на скрипке — незрячий. Его глаза широко распахнуты, а взгляд словно обращён внутрь себя.

— О слепоте главного героя свидетельствует и его расположение в пространстве. Музыкант изображён слева, у самого края картины. За спиной у него пламенеет осенний пейзаж. Но яркие краски вне восприятия скрипача. Он весь устремлён ввысь — голова чуть запрокинута назад, стан натянут, как тетива лука.

— Шедевр, что и говорить! Но всё-таки, у меня есть вопрос к художнику.

— Интересно, какой же?

— Почему он назвал картину «Элегия»? Ведь это греческое слово обозначает печальное сентиментальное произведение. Вроде стихотворения Василия Жуковского «Вечер»: «Сижу задумавшись; в душе моей мечты; /К протекшим временам лечу воспоминаньем... /О дней моих весна, как быстро скрылась ты /С твоим блаженством и страданьем!..».

— Этим строкам созвучна «Элегия» Жюля Массн. Буквально вчера слышала её по радио.

— Вот-вот. Неужели, монах играет меланхоличное произведение французского композитора или что-то подобное ему?

— Пожалуй, слепому музыканту больше подойдёт хоральная прелюдия Баха «К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе».

— И картине тогда больше бы подошло название «Хорал».

— Мысль интересная! Хорал — от слова «хор». А слепой монах-скрипач в своём стремлении к Богу не одинок. Легко представить, что невидимый хор с небес вторит его игре. ...Однако, Михаил Нестеров неспроста назвал своё полотно «Элегия»!

— Неспроста?

— Конечно. Это 1928 год, Андрей Борисович. Художнику уже шестьдесят шесть. Он одного за другим теряет сверстников-друзей, остаётся одинок и летит, как писал Жуковский, «к протекшим дням воспоминаньем».

— Впадает в меланхолию?

— Можно и так сказать. К счастью, Нестерову удалось преодолеть это настроение.

— И что же ему помогло?

— В апреле 1928 года художник отправился в Киев. Ходил на богослужения в Киево-Печерскую лавру, в храм Святой Софии, во Владимирский собор.

— Получилось паломничество?

— Да. И художник воспрянул духом. С новой энергией принялся за работу. Прожил ещё четырнадцать лет — насыщенных, плодотворных. А картина «Элегия (Слепой музыкант)» осталась как слепок той минуты, когда сердцем Михаила Нестерова овладела печаль.

— Но этот шедевр Русского музея предлагает и верный способ, как победить уныние.

— Устремиться душой к Богу.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем