
Фото: PxHere
Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве — без преувеличения, самый узнаваемый храм страны и один из символов России. На самом деле, именуется он собором Покрова, что на Рву — в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Отражено в названии и местоположение храма — как известно, он стоит над высоким спуском к Москве-реке. Величественный собор был воздвигнут в середине 16-го века по распоряжению царя Ивана IV, Грозного. Строительство связано с важным историческим событием: в 1552-м году Руси покорилось Казанское ханство — осколок бывшей Золотой Орды. Казань была взята русскими войсками на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В благодарность Божьей Матери за победу Иван Грозный повелел построить в Москве Покровский храм.
Первые упоминания о Покровской церкви появляются в исторических документах в 1554-м году. Согласно этим документам, первоначальный храм был деревянным. Простоял он всего полгода — весной 1555-го церковь разобрали, чтобы на её месте возвести каменный собор. Идея принадлежала митрополиту Макарию Московскому. По его задумке, храм должен был состоять из девяти приделов и звонницы. До сих пор историки не пришли к однозначному выводу насчёт личности главных зодчих. Летописи называют имена Постника и Бармы. Однако учёные полагают, что оба этих имени могли принадлежать одному человеку. Так или иначе, сложный замысел был гармонично воплощён в жизнь. Восемь меньших приделов симметрично расположились вокруг центрального, девятого; между собой их объединяли галереи и арочные переходы. Каждое строение получило свой купол с неповторимым рисунком и фактурой. Восточную церковь собора освятили во имя Святой Живоначальной Троицы. Четыре боковых — в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие сражения Казанского похода: Киприана и Иустины, Григория, просветителя Армении, преподобного Александра Свирского, Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового. Ещё три придела посвятили преподобным Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный же престол был освящён в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. По нему получил своё название и весь храм.
Однако, почему же Покровский собор называют собором Василия Блаженного? Во времена Ивана Грозного в Москве жил юродивый Василий, известный своим провидческим и чудотворным даром. Царь почитал блаженного и не раз обращался к нему за советом. Когда Василий скончался, по завещанию святого и царскому распоряжению, его похоронили у стен Покровского собора. После канонизации Василия Блаженного, сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович, построил над могилой небольшую церковь. Впоследствии она была архитектурно объединена с Покровским собором. А поскольку москвичи глубоко чтили блаженного, храм в народе стали называть его именем. Кроме того, богослужения в соборе чаще всего совершались именно в пристроенном храме Василия Блаженного, так как он единственный из всех отапливался. В 1672-м году в ансамбль Покровского собора вошла ещё одна — одиннадцатая — церковь: небольшой храм над могилой другого московского юродивого, Иоанна.
Покровский собор оставался действующим храмом Русской Православной Церкви вплоть до 1929 года. Последним его настоятелем стал протоиерей Иоанн Восторгов, причисленный впоследствии к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Сегодня в древнем соборе Василия Блаженного располагается филиал Государственного Исторического музея. С 1991-го года в храме вновь совершаются Богослужения.
Все выпуски программы Открываем историю
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.06.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 45 зач., XXI, 8-14.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В книге Деяний святых апостолов, помимо удивительных примеров веры во Христа, есть и указания на то, что совершенная вера — удел лишь немногих избранников Божиих, слова и дела которых не могут не вдохновлять. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 21-й главы книги Деяний, в этом отрывке повествуется о вере апостола Павла.
Глава 21.
8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
Только что прозвучавший отрывок книги Деяний святых апостолов ещё раз напоминает о том, что первохристианская эпоха была временем чрезвычайного изобилия даров Святого Духа: каждый упоминаемый этим отрывком человек был носителем одного из ярких духовных дарований. Любопытно же здесь вот что: ни апостол Филипп, ни его дочери, ни пророк Агав, имея дары Святого Духа, не обладали той верой, которая была у апостола Павла. Нет, конечно же, не стоит думать, будто бы все эти люди были в чём-то неполноценны, речь здесь не о них, а об апостоле Павле, который, как о том сказал Сам Господь Иисус Христос, был «избранным сосудом» (см. Деян. 9:15).
Да, вера — это тоже дар Святого Духа, и степень веры, как и степень иных духовных даров, может быть различной. В прозвучавшем сегодня отрывке мы видим, что веры упоминаемых в нём людей не хватило для того, чтобы во всей полноте довериться Богу. Словосочетание «доверие Богу» мы слышим очень часто, однако бывает очень непросто встретить в своей жизни человека, который бы на собственном опыте знал, что означает эта фраза. Поэтому нам приходится обращаться к книгам, к примеру, к «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца. В этой книге есть такие слова: «В чём существо совершенной преданности в волю Божию, узнаётся, когда она проявится в силе своей. Она приходит сама собой, и нет особых правил на стяжание её, чтоб можно было сказать: делай то и то, и получишь. Она растёт незаметно под ненадеянием на себя и надеждою на Бога. [...] Предание себя в волю Божию всецелое и есть принесение себя Богу во всесожжение. Свидетельствуется сие состояние умертвием себя — своим разумениям, своим хотениям и своим чувствам и вкусам, чтоб жить Божиим разумом, в Божией воле и во вкушении Бога».
Да, язык «Невидимой брани» довольно тяжеловесный, но понять его можно: доверие Богу тождественно категорическому недоверию себе, и нет методики, которая помогла бы человеку прийти к такому состоянию, потому-то мы и видим в книге Деяний святых апостолов, что далеко не все её герои в полной мере обладали этой добродетелью.
Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что в конечном итоге оказался прав апостол Павел: да, его действительно схватили и его действительно предали в руки язычников — он был отправлен в Рим. Однако это невольное путешествие апостола послужило к славе Божией, о чём и будет рассказано в дальнейших главах книги Деяний святых апостолов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Лекарство против раковых клеток для Вовы Панчукова из Воронежа

Вове Панчукову из Воронежа 7 лет. У него есть любимый супергерой — тот, что обретает невероятную силу, когда злится. Но самому Вове злость совсем не свойственна. Он нежный, чуткий и добрый, хотя силы и мужества ему не занимать. И в этом он точно похож на супергероя! Уже два года Вова стойко преодолевает все испытания, связанные с его болезнью — опухолью в головном мозге. Мальчик хорошо перенёс операцию и дальнейшее лечение. Но со временем у Вовы появились новые раковые клетки. Поэтому с ноября прошлого года он каждые 3 месяца проходит курс лечения в больнице. Врачи назначили мальчику препарат, который положительно влияет на его иммунитет и помогает противостоять болезни. Закупать дорогостоящее лекарство в полном объёме семья Панчуковых не может, поэтому им помогает благотворительный фонд «ДоброСвет».
Сейчас в лечении настал перерыв. На днях Вова отметил выпускной в детском саду и сейчас вовсю готовится к школе. Кроме этого, вместе родными Вова успел побывать на выездной реабилитации фонда «ДоброСвет». Она проходит на природе. Дети и родители отдыхают от болезни, больниц и забот, получают поддержку психолога и просто весело проводят время — участвуют в играх и разных мастер-классах. Вова вернулся оттуда полным сил и готовности приступить к новому этапу борьбы с болезнью. Для продолжения лечения ему необходимо лекарство.
Сбор на препарат для Вовы Панчукова из Воронежа открыт на сайте фонда «ДоброСвет», и вы можете принять в нём участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов