
Фото: PxHere
В 1853 году началась Крымская война. Основными участниками военного конфликта стали Россия и Османская империя, но турецкого султана почти сразу же поддержали Англия и Франция, которые боялись усиления позиций России в Европе. Так Российская империя оказалась одна в борьбе против нескольких сильных противников. Своё название война получила из-за того, что основные военные столкновения происходили в Крыму. Однако, боевые действия разворачивались на Камчатке, в Закавказье и других приграничных территориях Российской империи.
Главным форпостом обороны на севере страны стал Соловецкий монастырь. Древняя обитель была основана в XV веке на Соловецком архипелаге в Белом море монахами — преподобными Зосимой, Савватием и Германом. Монастырь обладал обширным хозяйством и мощными крепостными стенами, за которыми в XVI-XVII веках могло укрыться целое войско. Столетиями Россия укрепляла своё политическое и военное положение, поэтому к середине XIX века монастырская крепость уже утратила своё оборонительное значение. К началу Крымской войны в оружейном арсенале обители было всего двадцать старинных пушек, только две из которых можно было использовать для обороны. Кроме этого, в основном, военную службу в крепости несла так называемая инвалидная команда, члены которой были ограниченно годны к исполнению воинских обязанностей.
В таком положении монастырь застигла новость о том, что военные корабли английского флота направляются в Белое море. Настоятель монастыря — архиепископ Александр (Павлович), будучи в прошлом полковым священником, начал готовить обитель к обороне. Старое оружие ремонтировали и размещали на стенах. Из Новодвинской крепости рядом с Архангельском в монастырь доставили пушки и запас снарядов.
6 июня британские фрегаты «Миранда» и «Бриск» подошли к Соловкам. Братия монастыря с молитвой обошла крепостные стены крестным ходом и по благословению архимандрита Александра взяла на себя трёхдневный пост. На английских судах были подняты сигнальные флаги, но монастырь молчал. Тогда англичане выпустили первые снаряды по стенам обители. В ответ защитники крепости ответили пушечными выстрелами и повредили корпус фрегата «Миранда». На следующий день англичане отправили парламентария, который требовал сдачи монастыря, но обитель ответила отказом. Уже утром следующего дня начался обстрел, который продолжался в течение девяти часов. Всё это время в Соловецких храмах не прекращалась молитва, а инвалидная команда и монастырские трудники отвечали ста двадцати пушкам врага огнём из своих десяти. А братия прямо под обстрелом, с пением молитвы Пресвятой Богородице, вновь обошла стены крестным ходом.
По преданию, последнее вражеское ядро попало в западные ворота и задело икону Божией Матери «Знамение». После этого английские судна ушли ни с чем, так и не дождавшись белого флага над стенами обители. Перед образом Пречистой Девы монахи и защитники крепости совершили благодарственный молебен. Чудесным образом никто из жителей монастыря не пострадал, несмотря на разрушения от бомбёжек. В память об этих событиях в обители установили обелиск и табличку на западных воротах, где находилась икона «Знамение», принявшая на себя последний вражеский удар.
До конца войны английские корабли ещё несколько раз подходили к Соловкам. Они разорили Андреевский скит на Заяцком острове, но больше не решались нападать на обитель. Так оборона монастыря монахами и инвалидной командой стала одной из героических страниц в истории Крымской войны.
Все выпуски программы Открываем историю
28 мая. Об иконографии праздника Вознесения Господня

Сегодня 28 мая. Предпразднство Вознесения Господня.
Об иконографии праздника — священник Алексей Долгов.
Во-первых, в западной традиции считалось, что Христос Воскрес силой Отца. И этим подчеркивалось, что Отец — это главное лицо Пресвятой Троицы. Во-вторых, в западной традиции понятия Воскресения и Вознесения были взаимосвязаны и практически взаимозаменяемы. Поэтому иконография Вознесения на Западе объединила в себе образы и Пасхи, и Вознесения.
Со временем иконография Вознесения развивалась и становилась похожей на привычное для нас изображение этого евангельского события. Изображения Божьей Матери, Спасителя, апостолов Петра и Павла примерно с IX века, после победы над иконоборчеством, окончательно утвердились в иконописной традиции Востока и отчасти Запада. Современная каноническая икона Вознесения в целом выглядит именно так.
Кроме того, золотое поле, символизирующее собой божественный свет и благодать, обычно разделено на два участка — верхний и нижний. Эти зоны разделены схематичным изображением Елеонской горы, с которой и вознёсся Спаситель. Сам Господь помещается в верхней части иконы в окружении ангелов. От Его фигуры, восседающей на троне, исходит неземной свет, а вокруг неё изображена сфера, которая символизирует божественную славу Господа.
В нижней части расположены фигуры апостолов, Богоматери и ангелов. Если не брать во внимание Пресвятую Деву, вся нижняя композиция полностью соответствует новозаветному рассказу. Она более всего исторична и менее всего аллегорична. Ещё меньше аллегорий на западных картинах и современных росписях. Здесь вообще отсутствует символизм, а просто изображается, как Христос, воздев руки, поднимается на небо в лучах славы.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 мая. Об Отдании праздника Пасхи

Сегодня 28 мая. Отдание праздника Пасхи.
О богослужении дня — священник Августин Соколовски.
На 39-й день после Пасхального Воскресения Церковь празднует Отдание Пасхи. В богословском, догматическом, вероучительном смысле Пасха продолжается. С Отданием Пасха не заканчивается.
Так, Вознесение — это кульминация прославления воскресшей человеческой плоти Христа Спасителя. Вознесение — это не скорбное событие. Оно не только приближает, но делает неминуемым Пятидесятницу. Святой Дух, ниспосланный на апостолов, сделает воскресшего Господа Иисуса везде присутствующим достоянием всей Вселенной через Церковь. Поэтому Пятидесятница — это также пасхальное торжество.
Если Пасха Христова не завершается в догматическом смысле, то в богослужебном значении она оканчивается именно в день Отдания праздника. На протяжении 40 дней Плащаница Господа Иисуса находилась на престоле в Церкви. В день Отдания она торжественно переносится. Литургия, как и прежде, вплоть до следующей Пасхи, будет совершаться на антиминсе, а не на Плащанице-антиминсе вместе, как это было во все пасхальные дни.
Современная богослужебная практика знает два возможных варианта служения Отдания Пасхи. Первая практика — это служба пасхальным чином. Вторая традиция — это предписанное уставом обычное богослужение с прибавлением тропаря Пасхи и иных немногих пасхальных песнопений.
Согласно Писанию, по воскресении Своём Господь Иисус являлся ученикам в течение 40 дней. Именно об этом говорят богослужебные тексты Отдания Пасхи.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 мая. О творчестве Федота Шубина

Сегодня 28 мая. В этот день в 1740 году родился скульптор Федот Шубин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
В семье крестьянина-помора Архангельской губернии родился гений скульптуры Федот Иванович Шубин, теснейшим образом связанный с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, которого отец Федота Ивановича учил грамоте. Ломоносовым, который получил три рубля от родственников Шубина для путешествия в столицу.
Пример Федота Ивановича, самого замечательного скульптора 18-го столетия, говорит о том, что талант, помноженный на работоспособность, плодом своим имеет шедевры, которые поныне украшают Санкт-Петербург. Знаменитое ростовое изображение законодательницы Екатерины II в Таврическом дворце, бюсты вельмож екатерининской эпохи, культурные работы Александро-Невской лавры, где и погребён наш замечательный соотечественник.
Я бы назвал его Моцартом в области скульптуры. Каждый месяц он созидал шедевр, достойный восхищения не только современников Шубина, но и потомков, получая неправдоподобно мало, едва сводя концы с концами, он трудился не ради хлеба куса, а ради Иисуса, все свои силы отдавая любимому делу.
Все выпуски программы Актуальная тема