«Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о Божественной благодати». Священник Анатолий Главацкий - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о Божественной благодати». Священник Анатолий Главацкий

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о Божественной благодати (18.04.2025)
Поделиться Поделиться
Книжная полка

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме Божественной благодати, из сборника проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом».

Разговор шел о том, что такое Божественная благодать, как она на нас действует, что помогает, а что, наоборот, препятствует её стяжанию, в чем заключается ответственность человека перед Богом, а также что такое состояние прелести, чем оно опасно и как отличить его от благодатного состояния.

Ведущая: Кира Лаврентьева


К. Лаврентьева

— «Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божьем — это значит жить там, где царствует Бог. Наша глубокая, сокровенная жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух. Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие. Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божьем, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь, на земле началось светлое Царствие Божие».

К. Лаврентьева

— Добрый вечер, дорогие друзья! Это программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Сейчас я читала отрывок из книги «Спешите идти за Христом. Проповеди в Симферополе» святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким будем читать выдержки из этой книги и обсуждать тему — «Что нужно для того, чтобы в душе человека умножалась Божественная благодать?» Действительно, отец Анатолий, все святые отцы говорят о благодати Божией. Преподобный Серафим Саровский говорит, что главная цель христианской жизни — это стяжание Духа Святаго Божия. Как христиане, мы это прекрасно понимаем, про благодать слышат все. Но труднее всего, наверное, не то что умножать ее, а даже удержать то, что дает Господь через Причастие, через какую-то попытку жить духовной жизнью. Вот возможно ли христианину действительно Царствие Божие уже обрести здесь? Как говорит Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть».

о. Анатолий

— Давай вспомним, Кира, о том, что Господь обращает эти слова ко всем слушателям. Он не говорит, что это возможность только каких-то святых, только избранных людей, эта возможность дается всем. Эта Благая весть относится ко всем людям: и пришествие в мир Христа Спасителя, и Его искупительная жертва, и вот это Царствие Божие. И святитель сегодня обращает наше внимание на те характеристики, которые человек должен соблюдать для того, чтобы это Царствие Божие внутри себя сохранить. Это тишина. Тишина — услышать себя, услышать то состояние, в котором я сейчас нахожусь. То есть бывает раздраженное у человека состояние и в этом состоянии он не способен хранить благодать. Некоторые люди пытаются что-то сделать: «вот я сейчас пойду, причащусь» — а ничего не происходит, почему? А потому что это некий внутренний настрой — эту благодать стяжать, сохранить и даже иногда её кому-то донести. Ведь ради этого миссионерского служения Господь нам и подаёт благодать, как апостолам. Вот были у нас апостолы в истории Церкви, были равноапостольные, то есть те, которые донесли эту Благую весть. И в нашем современном мире мы тоже иногда являемся миссионерами, апостолами тех людей, которые эту благодать ещё не обрели, и мы должны эту Благую весть им тоже донести. То есть внутри нас должно быть такое внутреннее состояние мира, любви, снисхождения, понимания того, что мы-то дошли уже до какого-то этапа духовной жизни и уже чему-то можем научить. И Бог иногда нас к этому призывает: «Иди, служи, помогай, делай, ты уже умеешь». А человеку почему-то кажется, что он ещё не умеет, ему ещё нужно подучиться. И Господь ждёт от нас, что мы в этой тишине можем рассказать об этой благодати другому человеку.

К. Лаврентьева

— Давайте прочитаем ещё одну цитату:

«Первый, о котором повествует Евангелие, хотевший идти за Христом, хотел раньше похоронить отца своего. „Предоставь мёртвым хоронить своих мертвецов, — ответил Господь. — Иди благовествуй Евангелие“. Слова, казалось бы, жестокие. Как можно не похоронить отца своего? Сказаны слова эти Господом, значит, не жестокие они, а полны истины. Понять надо духовно. Конечно, Господь не был так жесток, чтобы запретить хоронить отца, но надо было понять слова эти духовно. Как? Это значило: хочешь идти за Мной — оставь все заботы о мёртвом, о тленном, о погибающем, направь мысли к Богу, уйди от этой греховной земли, вознеси сердце горе, забудь о мёртвых делах, пойди и будешь проповедовать Евангелие».

К. Лаврентьева

— На самом деле, я очень люблю проповеди святителя Луки, потому что он очень честно, откровенно говорит всё, о чём он думает. Причём надо оговориться, что эти проповеди уже были после большинства сибирских ссылок. В Симферополе к нему был приставлен специальный человек, за ним наблюдал КГБ, проповеди все его записывались, все тщательно изучались...

о. Анатолий

— ... и благодаря этому они сохранились. Вот видишь, интересный такой момент воли Божьей, Промысла Божьего. Мы можем плохо увидеть, а можем увидеть по-другому, что благодаря этому некий замысел Божий опыта святителя Луки, здесь нужно подчеркнуть нашим радиослушателям: он был женатым, у него было четверо детей, он актуализирует свой опыт для своих современников, для советского времени.

К. Лаврентьева

— «Оставь всё, иди за Христом». Да, действительно.

о. Анатолий

— Очень важно, мне кажется, то, что мы предлагаем нашим радиослушателям сегодня слушать святых отцов и размышлять над тем, что они для своего времени несли актуальность слова Божьего. Скажем, Василий Великий жил в IV веке, его разделяло три столетия жизни со Христом, но он говорил, что насколько для него актуально то, что говорил Спаситель. Святитель Лука живёт в XX веке и говорит, что слова Спасителя актуальны и предлагает своим современникам поразмышлять над этими словами.

К. Лаврентьева

— При том, что на его долю выпало очень много испытаний: жена умерла рано от туберкулёза (ему было 42 года, для мужчины это совсем немного), у него осталось четверо маленьких детей. Он нашёл женщину в больнице, которая за ними приглядывала и их воспитывала. Потом ссылки, гонения. После всех этих гонений ему каким-то чудом дают сталинскую премию, иначе как прославлением от Бога это не назвать, но всё равно продолжаются слежки за ним, всё равно записываются проповеди, эти проповеди тщательно изучаются, его вызывают на беседы, чтобы он ничего не говорил против советской власти. Но он всё равно говорил о том, что нынешняя власть безбожная, но мы с вами должны сохранять какое-то послушание, всё равно должны молиться, всё равно должны следовать за Христом, то есть он проявлял совершенно исповедническую позицию. Давайте тогда дальше будем читать и изучать, что нам хочет сказать святитель Лука:

о. Анатолий

«В этом поучении нам, пастырям Церкви, нужно уйти далеко-далеко от всех мёртвых дел, вознести ум и сердце в небеса, к духовному, помышлять о горнем, а не о земном, как требует апостол Павел. Мёртвые дела надо оставить, предоставив мёртвым хоронить мертвецов. Мёртвых духом много, бесконечно много, предоставим им заниматься мёртвыми делами, а христианам надлежит уйти от мёртвых дел».

К. Лаврентьева

— Отец Анатолий, сразу хочу вас спросить, что такое мёртвый духом человек? Может быть, он даже не подозревает, что он мёртвый духом, но, к сожалению, в таком находится духовном плачевном состоянии.

о. Анатолий

— Я думаю, что здесь и Спаситель говорит о том, что те люди, которые не занимаются духовной жизнью, те люди, которые не уделяют время своей духовной жизни, ведь всё-таки четвертая заповедь нам о чём говорит? В своём расписании, то есть в еженедельном распорядке дня обязательно один день должен уделяться нашей духовной жизни, духовному состоянию внутреннему, человек должен поразмышлять, в каком он состоянии сейчас находится. Определить, куда он движется, нравится ли ему то направление, в котором он двигается. Или бывает, что человеку не нравится то движение, которое в нём происходит. Соответственно, он должен постараться его изменить, ему нужна помощь. Поэтому мы сегодня говорим о благодати Божией то, что нам рекомендует святитель Лука, что возможно изменение в жизни человека только тогда, когда Господь ему поможет увидеть какие-то вещи, которые ему необходимы. Он нуждается в особой способности Божьей. Что такое благодать? Это некая способность человека что-то увидеть по-другому, что-то ощутить по-другому. Человек раз в неделю двигается в каком-то своём направлении, останавливается на какой-то момент и видит, что это не туда. Внутреннее состояние у него не то, что-то его раздражает. Ведь то же раздражение внутри человека — это некая реакция, которая говорит, что как-то меня не устраивает то, где я нахожусь и что в моей происходит. Соответственно, он должен поразмышлять. И если ему нужна помощь, он должен обратиться к Отцу нашему Небесному, чтобы Он ему помог.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Мы сегодня вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читаем книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом. Проповеди в Симферополе». То есть понятно, что святитель Лука её не писал, он говорил проповеди, они собраны в одном издании. Тема у нас — «Что нужно для того, чтобы в душе умножалась Божественная благодать?» Меня зовут Кира Лаврентьева, мы продолжаем читать наши цитаты:

«Никогда не говори: „сегодня поживу так, как прежде, займусь тем, чем прежде, а завтра всё это оставлю“. Если так думать, за Господом не пойдёшь. И завтра скажешь то же. Представишь себе и завтра картины покинутой тобой жизни, и завтра отложишь жизнь новую на завтра. А совесть будет напоминать: оставь сейчас, сейчас же оставь. И будет совесть твердить своё, напоминать одно и то же. Если не слушаться голоса совести, то он замолчит совсем, и то, что откладывал на завтра, останется отложенным навсегда. Не будет забыто то, что должно быть забыто».

К. Лаврентьева

— Какие страшные слова, отец Анатолий. Ведь до какого-то момента, получается, Господь нас зовёт, а потом этот зов стихает потихонечку, и ты уже сам себе предоставлен остаёшься.

о. Анатолий

— Я думаю, что это одна из рекомендаций, которую даёт нам сегодня святитель и говорит, что же нам делать для того, чтобы получить эту благодать: нужно не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. И, казалось бы, очень элементарная рекомендация, очень простая. Нам кажется, что духовные азы, духовные ступенечки хранят в себе какие-то сверхъестественные откровения, а оказывается, всё просто: это привычка человека. То есть, если человек привык откладывать на завтра обычные дела: уборку, помыть посуду, то духовную жизнь он также будет откладывать. Это же обычная такая привычка. А святитель говорит, что вот эти привычки перекочевывают в нашу современную жизнь. То есть человек с определёнными привычками, скажем, в I веке, в III, в XX, в XXI веке? он такой же, он не будет другим. И только когда человек старается находить время для своей духовной жизни, тогда эти привычки будут накапливаться. Здесь первое, что можно сказать, такой шаг, который мы должны сделать в духовной жизни — вести духовную жизнь регулярно.

К. Лаврентьева

— Хотя бы понемногу, но постоянно? ‘то важно. То есть каждый день хоть сколько-то, но помолиться.

о. Анатолий

— Молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». Даже если их кто-то не знает, он о них слышал, можно начать их просто прочитывать, потом они сами лягут. Ведь всё-таки молитвы когда ложатся? Ложатся тогда, когда сердце и душа человека открыты для молитвы, для диалога с Богом. И человек должен понимать, что это определённый процесс — открытие себя для диалога с Богом.

К. Лаврентьева

— Я, знаете, о чём сейчас подумала ещё: очень частая ловушка для психики человека, такая духовная ловушка от врага рода человеческого, что ты сейчас поживи-поживи, а вот в старости покаешься. Там и исповедуешься, и причастишься, и пособоруешься, там уже и молиться будешь, и замаливать свои грехи. Вот часто очень слышно такую фразу от людей, которые не очень ещё пока к Церкви пришли.

о. Анатолий

— Здесь опять привычка, можно сказать.

К. Лаврентьева

— Может быть, ещё страх, отец Анатолий. Страх менять свою жизнь.

о. Анатолий

— А что человек хочет отложить?

К. Лаврентьева

— Ну, надо бросить курить, бросить часто выпивать, надо соблюдать посты, надо не изменять жене, нужно очень много чего делать.

о. Анатолий

— Мы опять же возвращаемся уже не одну передачу к очень важной мысли — а для чего человеку это нужно? Главная мотивация какая? И каждый человек может сам поразмышлять, вот иногда люди стоят в пробках, ждут врача в больнице, есть время, о чём поразмышлять. Не сидеть в телефоне, не отвлекать себя, а от чего человек бежит? Человек, ты говоришь, курит. А зачем он курит? Он же снимает стресс внутри себя. Что он снимает? Какую он обиду снимает? Какую он там нереализованность в себе глушит? Человек должен поразмышлять над этим. Соответственно, человеку даются вот эти возможности и вот то, о чём сегодня говорит святитель — ответственность человека, она в чём? Что он должен сейчас над собою работать. Давайте ещё одну цитату выслушаем святителя:

«Много-много раз бывало, что одно слово Божие, одна фраза Евангельская, услышанная добрым человеком, производила переворот в его душе. Приведу только один пример: так произошло с одним из величайших святых Божиих — Антонием Великим. Был он человеком знатным, могущественным, очень богатым. Однажды услышал он в церкви слова евангельские: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим» (Евангелие от Матфея, 19-я глава, 21-й стих) Эти слова, это малое семя слова Божия произвело неожиданный переворот в душе его: он немедленно пошёл и исполнил услышанное в церкви. Он продал имение своё, которое было весьма значительно, и раздал нищим, а сам ушёл на всю жизнь в дикую, ужасную пустыню. На нём сбылись слова: «Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого».

К. Лаврентьева

— Ну это потрясающие примеры, они есть в Церкви, их очень много, и Марии Египетской. Но, отец Анатолий, это ведь должна быть почва души, уже орошённой, она должна быть уже готовой, чтобы вот так принять слова Евангелия как меч обоюдоострый, который тебя полностью изменит. Это уже должно быть всё готово для такой перемены.

о. Анатолий

— Кира, а как ты думаешь, это происходит в одну секунду или всё-таки какие-то шаги есть?

К. Лаврентьева

— Нет, именно что нет.

о. Анатолий

— Конечно же. И в нашей жизни то, что важно для современного человека, начинается с наших бытовых примеров, с нашей кухни, с нашей уборки, то, что в нашей жизни есть самые простые элементарные вещи — заправить кровать, эта есть привычка или её нет? Помыть за собой чашку есть привычка или нет? Но человек говорит: «вот если мне Бог скажет, вот придёт, то я точно послушаюсь». Непослушание — такая же привычка. То есть и человек в какой-то момент, даже если Бог к нему придёт или святой придёт и скажет, что ему нужно делать, пройдёт какое-то время, и человек остынет. Остынет в нём вот эта горячесть веры и доверия, потому что её не было. Вот обрати внимание, сегодня святитель приводит нам в пример Антония Великого, ему на тот момент было 18 лет, как описывает Афанасий Великий.

К. Лаврентьева

— Неожиданный поворот.

о. Анатолий

— Да. И он на 90 лет практически уходит в пустыню, в Сахару. Я думаю, что за 90 лет какие в нём борения происходили, но он остался верным. И это возникло тогда, когда на маленьких таких шагах он научился верить Богу, научился Ему доверять и потом пошёл в эту пустыню. Да, ему это нужно, он приобретёт там совершенство. И святитель Афанасий говорит о том, что Антоний Великий ходил по разным подвижникам и учился разным добродетелям, превосходил от силы в силу, совершенствуясь. Вот интересный момент: это некое внутреннее желание человека быть совершеннее, развиваться в духовной жизни. Второй момент, на который сегодня святитель обращает наше внимание: а для чего вам благодать? А вы собираетесь как-то совершенствоваться? В моей практике есть такое интересное наблюдение, когда люди приходят в состоянии уныния, такие расстроенные, сил ни на что не хватает. Они поисповедовались, причастились, получили силы. Через какое-то время приходят опять опустошённые. Начинаешь разговаривать с людьми: «А что произошло? Бог прощает грехи, даёт силы человеку, способности какие-то к нему возвращаются, энтузиазм, жизненную какую-то энергию», и человек начинает, как ты думаешь, что делать? Рассказывать, как это время ему было плохо, что никто о нем не заботился, никто ему не позвонил, какие все плохие. То есть эти силы, которые ему даёт Господь, он направляет не туда, куда нужно то, чего от него ждал Господь. То есть, понимаешь, очень интересный тонкий момент в духовной жизни человека.

К. Лаврентьева

— Это, кстати, как раз и есть человек, который взялся за плуг и оборачивается назад, тут жена Лота сразу вспоминается. То есть ты вспоминаешь всё, что уже совершенно неактуально, более того, начинаешь злопамятством заниматься.

о. Анатолий

— Да, то есть в таинстве Покаяния Бог тебя простил — всё, давай, начинается новый этап твоей жизни, делай по-другому. А человек не может делать по-другому, для него не начался новый этап. Бог ему дал силы, дал ему благодать, а человек ими не так распоряжается. Здесь очень интересная мысль, которая заключается в том, для чего человеку нужны эти силы, которые просит он у Бога. А как ты их собираешься расходовать? А на что ты потратишь вот эту способность, вот эту благодать, эту энергию, силу? В этом и есть ответственность человека перед Богом. Бог скажет: вот, смотри, Я тебе дал время, дал тебе силы, а на что они ушли? Давай почитаем ещё святителя.

К. Лаврентьева

«Как же происходит процесс возрастания благодати в человеке — Царствия Божия внутри его, — если воспримет он семя слова Божия? Этот процесс подобен тому, который происходит, когда зерно закапывают в землю. Господь посылает дожди Свои, свет и тепло солнца Своего. Под благодатным воздействием Божиим возрастает и возрастает Божий злак. Это творится с Божией помощью. Так же возрастает слово Божие, воспринятое человеком; возрастает, как семя, воспринятое плодоносной и возделанной землей. Крайне важно, чтобы земля была плодоносной. Если так, то слово Божие будет расти, подобно семени горчичному, под влиянием благодати Божией, подобно тому, как под влиянием тепла и света солнечного, под влиянием дождя прорастает в земле семя горчичное. Растёт и даёт пышный плод в душе воспринявшего его человека. Всё обильнее растёт в душе его любовь, растут милосердие, смирение и кротость. Постепенно разрастается семя из земли, появляется малая трава, маленький стволик, потом вырастает большой ствол, покрывается растение пышной зелёной листвой и наконец даёт плод. Так бывает и в сердце человеческом. Так постепенно растёт, духовно совершенствуется, так очищается его сердце, так просвещается ум его и становится до некоторой степени подобен уму Христову. Христос направляет все мысли, как должно, руководит умственным, нравственным, всем духовным ростом его. Вот что значит уподобление Царствия Божия зерну горчичному».

К. Лаврентьева

— Как тонко и последовательно святитель Лука нам это всё описывает, отец Анатолий.

о. Анатолий

— Давай, Кира, вспомним вот эти этапы, мне кажется, это очень важно нашим радиослушателям. Первый этап — это открытость, когда человек открыт для диалога с Богом. Второй этап — это желание расти, то есть это желание самого человека, не то что Бог его заставляет что-то делать. Для чего ему расти? Для того, чтобы принести плод. Это очень важно перекликается с тем, что говорит Спаситель Своим ученикам. Для чего апостолам даются духовные дары? Они реально исцеляли больных, у них был дар слова, для чего? Для того, чтобы этих людей привести к Богу, чтобы организовать новое царство, благодати. То есть должен быть и в нашей жизни плод и у каждого этот плод свой. Как есть у нас разные деревья, разные кустарники и от них разные плоды, так и мы тоже не похожи друг на друга, но Бог от нас ждёт плодов, результата нашей жизни, и нашей духовной тоже жизни. А люди не хотят ответственности очень часто нести, этот плод отдавать. Они думают, что они будут просто расти, порхать, а Господь спрашивает: а где плод, где результат? Другие люди, дети, которые узнали о духовной жизни, их научили, передали им основы духовной жизни, они их умеют применять в своей жизни, в современном мире. Знают, как противостоять каким-то соблазнам, испытаниям, искушениям, чувствуют прекрасно, что такое хорошо, что такое плохо. А если этого плода нет, и мы на кого-то это перекладываем, то здесь могут быть такие несостыковочки. И святитель говорит о том, что мы должны быть очень внимательны в этот момент. В какой-то момент за нас молятся наши дедушки, бабушки, родители, чтобы мы обрели в своей жизни Бога. И наступает другой этап, когда мы должны уже молиться, кого-то вымолить, своих детей вести, направлять. Где-то с любовью, где-то с лаской, где-то прощать, где-то подсказывать, может быть, более настойчиво. Но самое главное, мы должны действительно молиться. Приходит наш этап, наша ответственность, наш черёд это делать, это нести.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА и сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читаем книгу проповедей в Симферополе святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом». Обсуждаем тему — «Что нужно для того, чтобы в душе человека умножалась Божественная благодать?» Наверное, самый главный вопрос христианина — как спастись, как стяжать Духа Святаго Божия, как умножать Божественную благодать в своей душе. Меня зовут Кира Лаврентьева и мы продолжаем читать цитаты из книги.

о. Анатолий

«Вот тогда начинается этот удивительный процесс — процесс перерождения души. Когда посеяно в землю семя, нужны труды, чтобы возросло оно. Земледелец или садовод берет на себя большие заботы: он должен унавоживать почву, в которой посеяно семя, поливать землю, окапывать ростки, когда они появятся. Много-много нужно забот, чтобы возрастить семена. Так должны мы возложить на себя многое множество трудов, чтобы возросло в нас Слово Божие. Нельзя возложить все надежды на благодать Божию, надеяться, что Господь Сам возрастит, Сам позаботится о том, чтобы не зачахло растение, выросшее из семени, чтобы мороз и холод не погубили его, чтобы не возросли под влиянием жизни мирской волчцы и тернии и не заглушили его»

К. Лаврентьева

— Так. Вот тут вопрос, отец Анатолий: конечно, святитель Лука говорит о нашей ответственности, что нельзя надеяться только на благодать Божию и самим ничего не делать. Вот начинает человек ходить в храм, начинает причащаться. Я тут недавно прочитала пост у одного известного блогера православного, он говорит о том, что вот нет такой демоверсии, что ты пришёл в церковь, сразу и крестный путь возрастания души прошёл, и благодать ощутил, понял, для чего ты сюда пришёл, что тебя тут ждёт, остался и всё хорошо. То есть тебе нужно потрудиться, тебе нужно пройти определённый путь, чтобы понять вообще, что такое Церковь Христова, что такое богообщение, что такое духовная жизнь, это совершенно не шутки и это очень серьёзные вещи. Но обойти эту дорогу, если ты её уже нащупал, не получится и не стоит пытаться это делать, потому что это действительно трудный, но единственно верный путь, как говорит нам Господь про «узкие врата».

о. Анатолий

— Кира, но смотри, если мы так понаблюдаем, то каждый человечек — это определённый элемент микросхемы, который выполняет определённую функцию. И человек, если, допустим, сравнить функцию какой-то детали —это экран. Не нужно искать свою функцию, думать, что ты сможешь быть аккумулятором, то есть функция совершенно другая. Бог для чего-то посылает человека на эту землю и даёт ему возможность реализовывать этот талант. Человек должен понимать, что только тогда, когда он тот талант, который дал ему Бог, реализовывает, он от этого получает ощущение радости. Если мы аналогию проведем с современным телефоном: если человек будет думать о том, что он является каким-то диодиком или конденсатором, а он совершенно не предназначен к этой функции, соответственно, у него будет несостыковка внутреннего понимания своих возможностей с тем, какую функцию он выполняет. И святитель нас сегодня заставляет задумываться о том, что человек должен, нащупав какой-то свой путь, брать ответственность, чтобы по этому пути идти. И только тогда, когда он будет идти по пути как учит Господь, подсказывает ему, как все таланты, все функции, которые в нём есть, организовать и реализовать, чтобы он ощущал свою нужность. Ведь, согласись, что каждому человеку приятно, когда помимо слов есть и внутреннее ощущение, что он нужен, что он выполняет то, что он любит и ему нравится.

К. Лаврентьева

— Отец Анатолий, ну хорошо, с этим разобрались. Вот ты, например, с прекрасным врачебным талантом, ты становишься замечательным доктором, всем помогаешь, всех лечишь, но на душе у тебя всё равно тоска. Явно тебе что-то не хватает. То есть таланты-то ты, конечно, умножил, но что ещё нужно сделать для того, чтобы всё-таки благодать Божия в сердце поселилась?

о. Анатолий

— Святитель нам сегодня говорит о том, что должна быть открытость человека для диалога с Богом. Когда человек открыт и готов именно к труду, то, что он помогает другим людям, это один из аспектов. Но в нашей духовной жизни есть три сферы: наше общение с Богом, из четырех заповедей регламентируют наши отношения с Богом, шесть заповедей регламентируют наше отношение с другими людьми. И Спаситель уже говорит о своей духовной жизни, обращает наше внимание на то, что есть грехи, которые направлены на человека против себя, которые причиняют вред внутреннему миру человека. И в нашей духовной жизни мы можем эти три аспекта выделить. И человек в седьмой день, который он освящает, обращает внимание на три сферы духовной жизни человека: а что я за неделю сделал для того, чтобы мои отношения с Богом наполнились, чтобы они были действительно живыми, реальными, насколько я свои отношения с близкими и родными на этой неделе отрегулировал, не навредил ли я за эту неделю своей душе. И соответственно, когда мы говорим, что чудесный врач, который помогает людям, который действительно хорошим специалистом в своей сфере является, но он должен и найти время для общения с Богом, свои отношения как-то там проверить и протестировать себя за это время. Важно, когда мы говорим о духовной жизни каждого отдельного человека, он должен понять, что, если он нашёл свой талант, он получает удовольствие от того, что его реализует, но он и должен наблюдать за собой внутри, потому что корыстные моменты в жизни человека есть всегда.

К. Лаврентьева

— Да, конечно, в реализации талантов можно в такое тщеславие улететь. Ты уже как король просто ходишь.

о. Анатолий

— Да, человек будет считать себя самым лучшим специалистом. Человеку нужно себя проверять на какую-то актуальность, адекватность к современным людям, к современной жизни, насколько это целесообразно.

К. Лаврентьева

— Да. Давайте будем дальше читать:

«Да не будет слово Божие бесплодно в сердцах ваших! Да будете вы всегда бдительны и тщательно будете охранять всеми своими силами благодать Божию, полученную от Господа Иисуса Христа. Чтобы дать эту благодать, даруемую избранным, способным приблизиться к Богу, совершил Бог дивное дело: напоил нас Кровью Своей, пролитой на Голгофском Кресте. Ради того, чтобы мы возросли, как чистые святые растения перед Богом, — дал нам Сын Божий есть Плоть Свою. Это Тело и Кровь Христовы вы воспринимаете в великом Таинстве Причащения. Никогда не подходите к Чаше с лёгким сердцем. С трепетом подходите, с великим страхом. Принимайте Тело и Кровь Христовы и знайте, что они возрастят в сердцах ваших великие и святые семена».

К. Лаврентьева

— Какое жизнеутверждающее слово говорит нам святитель, да? Он говорит о благоговейном отношении к святыне, чтобы не было вот этого — мимоходом подошёл, по делам дальше пошёл, непонятно, как подготовился.

о. Анатолий

— Первое, на что я обратил внимание в этой цитате, что Святитель говорит о том, что мы должны расти в духовной жизни. Как человек делает карьеру в современном мире, так и человек должен делать «карьеру духовную» свою, где мы должны возрастать, где мы должны превосходить от силы в силу, и Бог ждёт от нас вот такого движения в духовной жизни. Для этого Он нам даёт благодать через Причащение Святых Христовых Тайн. То есть и здесь Он говорит о том, что если вы действительно хотите расти, то подходите с особым благоговением к этому священному таинству, через которое вам подаётся благодать, чтобы она действительно вам помогала, чтобы действительно вас исцеляла и просвещала. Здесь тоже очень важный момент, на который нужно обратить внимание наших радиослушателей: святитель сегодня говорит о том, что помимо того, что получить благодать, мы должны её ещё и сохранить, мы должны приложить усилия в результате этого духовного роста.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читаем проповеди в Симферополе святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Книга проповедей называется «Спешите идти за Христом», 1946–1948 годы. Тема у нас как никогда актуальная — «Что нужно для того, чтобы в душе человека умножалась Божественная благодать?». Меня зовут Кира Лаврентьева и мы продолжаем читать книгу святителя Луки:

о. Анатолий

«Постепенно открывает Господь всё, что нужно открыть. Постепенно и медленно, по мере собственных усилий человека в деле прозрения. Человек должен приложить великие усилия, чтобы получить это зрение от Христа. Должен неустанно просить Его о помощи. Такой человек должен очищать себя молитвой и постом, должен исполнять заповеди Христовы. И тогда, по мере очищения сердца его, дается прозрение».

К. Лаврентьева

— Вот это точно, да? Как это точно.

о. Анатолий

— Кира, это как раз то, о чём мы сегодня и говорим, о том, что благодать человек получает по милости Божьей постепенно и медленно, по мере того, насколько он сам растёт, а не так, как ему хотелось бы. Поэтому важна в духовной жизни такая, знаешь, умеренность. Для чего Господь это делает, как ты думаешь? Для чего умеренность человеку?

К. Лаврентьева

— Ну, чтобы он не впадал в крайности, чтобы не обжигался, не перенапрягался и, наоборот, не расслаблялся. Вот эти крайности, они же дают потом вообще полное охлаждение ко всему. То есть ты сначала обжигаешься, перенапрягаешься, потом у тебя мышцы вообще уже ничего не могут. Это тоже важный момент. С другой стороны, теплохладность вот эта, когда себя жалеешь на каждом шагу: «я здесь устал, не буду ничего читать», «я здесь такой слабый, не буду поститься», «у меня желудок болит», «у меня там то, сё, пятое, десятое», и ты даже малую меру поста на себя не накладываешь. Это тоже ни к чему хорошему не приводит, как мы знаем, поэтому тут должен быть срединный путь, отче.

о. Анатолий

— У меня знаешь какие мысли? Сегодня святитель ещё обращает наше внимание на слова Спасителя, где Господь говорит о том, что Бог от нас, Отец Небесный, ждёт плодов. Поэтому, наверное, на каждом этапе, вот зачем эта размеренность — мы должны давать плоды, и Господь смотрит, насколько мы отдаём плодов, что мы научились той мерой благодати, которую Он нам даёт, правильно распоряжаться. И согласно того, как мы ею распоряжаемся, Он нам даёт некий рост, даёт ещё больше. То есть вот далась определённая какая-то ёмкость и смотрит, насколько человек действительно развивается. Если он этим не может распоряжаться, ну куда же ему больше-то давать? Интересный случай у меня в практике был, когда на заводе хороший работник был, водителем работал, он такой ответственный, вовремя придёт, машину обслужит, зарплата там у него была тысяч тридцать. Директор смотрит, что такой хороший мужичок, ответственный и на Новый год решил дать ему премию. В общем, мужичок на месяц ушёл в запой. И вопрос — были у него тридцать тысяч в месяц, он ими так спокойно распоряжался, в запой не уходил, регулярно, вовремя приходил. А тут дали лишних денег — всё, человека месяц на работе нет. Люди не умеют правильно распоряжаться некими возможностями, поэтому Бог тоже мудро видит то, как люди распоряжаются, Он уже и смотрит, можно ли им доверить больше. И в благодати это тоже момент очень интересный нам для размышления. Давайте ещё одну цитату святителя послушаем:

«Мы совершенно не знаем путей благодати Божественной, как не знает сеятель, каким образом возрастает из семени пшеничный колос с крупными зёрнами пшеницы. Он спит и встаёт, делает свои дела, а колос растёт — он только ждёт жатвы. Так и в нашей духовной жизни творится великое дело возрастания в нас добродетелей и совершенства духовного силой Божественной благодати».

К. Лаврентьева

— Вот это интересный момент. Очень много мыслителей, философов, психологов так или иначе пытаются проанализировать то, что анализу в принципе не подлежит. И любые отношения человека и Бога — это всё-таки, конечно, тайна. И вот здесь святитель говорит о том, что мы делаем свои дела, пытаемся вести какую-то маломальски хотя бы духовную жизнь, чтобы уж не прозябать, а благодать Божия сама знает, как она действует в нашем сердце. Вот это удивительно. И анализировать тут вообще бессмысленно, следить за этим, отслеживать, смотреть, как это всё происходит. Изучить это невозможно, потому что это дело творчества Бога.

о. Анатолий

— Но обрати внимание, святые, какой момент они всё-таки чётко понимали и отслеживали?

К. Лаврентьева

— Они понимали и отслеживали момент потери благодати Божией, мне кажется. Вот грех, где происходит эта потеря.

о. Анатолий

— И роста. Уже не первой цитатой святитель обращает наше внимание на рост, когда человек растёт в духовной жизни. Этот момент, конечно же, со стороны очень тяжело отследить. Сложно отследить духовнику иногда, насколько, какой рост произошёл, но человек чётко может его понимать. А, соответственно, с этим ростом происходит и некое ощущение самого человека, другое, что Господь ему подаёт благодать. Он ему доверяет уже чуть-чуть больше.

К. Лаврентьева

— Но с другой стороны, отец Анатолий, если ты этот рост зафиксируешь, припишешь его себе и подумаешь, что-то ты такой молодец, то это всё сразу теряется в этот же момент. «А вы знаете, батюшка, я уже стал куда более праведным, чем был в прошлом году». И всё, можно начинать сначала.

о. Анатолий

— Вопрос ещё и в другом может быть, что человек в росте духовной жизни ощущает и свою ответственность перед Творцом, то, что Он ему доверяет. То есть духовная осознанность того, что человеку доверено Творцом для какой-то миссии, которую должен выполнить сам человек. И вот здесь, знаешь, появляется не просто эйфория: «Во мне, знаете, сколько благодати? На троих или на пятерых хватит!» (Смеются)

К. Лаврентьева

— Господи, помилуй, ну да. Это уже такая прелесть, мне кажется, духовная.

о. Анатолий

— Конечно. А когда человек понимает, что Бог настолько ему доверяет, что он готов действительно творить волю Божию...

К. Лаврентьева

— А бывает такое, отец Анатолий?

о. Анатолий

— Нет, слава Богу, не было.

К. Лаврентьева

— Слава Богу. Это просто может проявляться в более хитрых формах. Я тут разговаривала с одним монахом из Оптиной пустыни, и он говорит: «Ты знаешь, я один раз подумал: „а может быть я смиренный?“ и в этот день я, как никогда, на других братьев столько вылил разных гневных замечаний, что я понял: нет, я не смиренный».

о. Анатолий

— Видишь, здесь очень важный момент, о чём мы сегодня рассуждаем, это благодать. То есть это некое живое такое состояние человека, когда он реально может оценивать себя. Что такое прелесть? Это когда человек придумывает о себе.

К. Лаврентьева

— В иллюзиях находится, опасное дело.

о. Анатолий

— Да. То есть он сам себе напридумывал то, чем он на самом деле не обладает. А благодатное состояние, когда человек может трезво оценивать, что он может делать, на что у него хватит способностей. Ведь мы тоже очень часто в духовной жизни теряем рассудительность, то есть мне кажется, что я могу сделать больше, хотя у меня на это нет ресурса. Помочь человеку, вразумить человека, это я себе придумал, что я могу его там вразумить. Человек сам себе может так придумать. И мы должны понимать, что только волей Божьей, с благодатью Божьей мы можем достучаться до человека.

К. Лаврентьева

— Да, и молитвой за него. Давайте дальше читать:

«Я сказал, что мы часто совсем не замечаем, как действует на нас Божия благодать, совершенно не понимаем тех событий жизни нашей, которые отмечены ее несомненной печатью, но когда состаримся и обозрим всю прожитую жизнь, то часто с удивительной ясностью открываются нам необыкновенные пути действия благодати Божией в сердце нашем. Мы вспоминаем события нашей жизни, вспоминаем свои мысли, чувства, свои давно прошедшие ощущения, и все это представляется нам в совершенно новом свете, и озаряется ум наш познанием путей Божественной благодати. Понимаем, что те мысли, те стремления, те дела, те события нашей жизни, которым мы не придавали никакого значения, когда они происходили, —направлялись Божественной благодатью. Мы увидим, что жизнь наша была удивительным образом направлена Богом к тому, чтобы, прожив эту жизнь, мы вошли в Царствие Божие. Так происходит этот таинственный, Божественный процесс попечения Божьего о том, чтобы открылось в сердце нашем Царство Небесное. Будем же внимательны к тому, что происходит в жизни нашей; особенно будем остерегаться роптать на Бога, будем терпеливо переносить горести и страдания, ибо именно путем страданий созидается Царство Божие в сердцах наших. Будем всегда благодарить Бога за все доброе и за все злое, что испытываем мы в жизни нашей»

К. Лаврентьева

— Потрясающе. Потрясающе. Меня ругают часто мои коллеги из-за слова «потрясающе» в рамках нашего эфира, но здесь оно, как никогда, в точку.

о. Анатолий

— Да, Кира. Святитель обращает наше внимание на то, что мы должны увидеть, каким удивительным образом Бог проявляет Себя в нашей жизни, и Царствие Божие проявляется для каждого из нас через нашу открытость. Вот сегодня мы говорим о тех способностях, о том, что нужно душе человека сделать для того, чтобы обрести благодать Божию в современном мире. Святитель жил в XX веке, и он делился со своими современниками теми трудностями, которые человек испытывал в XX веке. Но он и делился теми путями, теми состояниями души человека, через которые мы можем получать благодать Божию. То есть первое — человек должен быть открыт к диалогу. Через что? Через то, что происходит в его жизни, это происходит по воле Божьей, он должен это принимать как некую благодарность, потому что вера — это как раз и есть наше доверие Богу. И когда человек доверяет и готов расти потому пути, который у каждого из нас уникален, мы не похожи друг на друга, у каждого из нас свой путь. Кто-то там отошёл, пришёл, кто-то постоянно в церкви находится, но внутри у него какие-то борения, искушения, сомнения, он их по-своему преодолевает. Для чего? Для того, чтобы помочь таким вот способом утвердить братьев, которые в церкви. И также бывает такое, когда люди и ходят в церковь, давно ходят, но начинаются какие-то сомнения, приходится их изнутри вразумлять, чтобы они не ушли из церкви. Кто-то ушёл и его начинает другой брат вразумлять и говорить о том, что вот тоже какой-то период не ходил, потом понял, что это всё от лукавого. Третий там по разным религиям ходит, сравнивает, что-то узнаёт, Господь и таких людей использует для того, чтобы вразумить других и привести к Себе. И только тогда, когда по итогу человек понимает, что Бог от него ждёт плода, ждёт от него труда, а не перекладывания, тогда действительно Бог подаёт ему благодать. Поэтому вот эти три ступеньки, о которых мы поговорили сегодня, которые нам в современном мире рекомендует святитель Лука: первая — это открытость человека, потом доверие Богу и желание расти и давать плоды. Только когда человек понимает для чего ему нужна благодать, тогда Господь его сердце, его душу наполнит этой спасительной способностью.

К. Лаврентьева

— Огромное спасибо, отец Анатолий, за сегодняшний разговор. Дорогие друзья, это была программа «Почитаем святых отцов» на Светлом радио. Сегодня мы со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читали книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом. Проповеди в Симферополе». Обсуждали тему — «Что нужно для того, чтобы в душе человека умножалась Божественная благодать?» Меня зовут Кира Лаврентьева, и мы прощаемся с вами до следующей недели. Читайте святых отцов вместе с нами, дорогие друзья. До свидания.

о. Анатолий

— Всего доброго.


Все выпуски программы Почитаем святых отцов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем