«Любовь к врагам». Священник Анатолий Главацкий - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Любовь к врагам». Священник Анатолий Главацкий

Любовь к врагам (30.05.2025)
Поделиться Поделиться
Книжная полка

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве», посвященные теме любви к врагам.

Разговор шел о том, могут ли у христианина быть враги; как относиться к людям, желающим нам зла; как быть, если человек рядом отказывается идти на контакт; а также что может означать заповедь о любви к врагам.

Ведущая: Кира Лаврентьева


К. Лаврентьева

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою: ибо делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе доброе (Книга Притчей, 25-я глава). Также и у апостола: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Послание апостола Павла к римлянам, 12-я глава). «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то ли и делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — говорит нам Господь в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки. ( в Евангелии от Луки 6-я глава и в Евангелии от Матфея — 5-я). Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить. Поскольку в главе о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку, сказано, что есть любовь христианская и каковы ее плоды, поэтому здесь о том не предлагается; там смотри, читатель. Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, которых Христос нам повелевает любить: «Любите врагов ваших». Но предлагаются здесь только причины, которые побуждают нас к любви к врагам нашим.

К. Лаврентьева

— Дорогие друзья, это была длинная цитата из книги «Об истинном христианстве» святителя Тихона Задонского, часть вторая: «О покаянии, плодах покаяния или добрых делах». 13-я глава посвящена теме любви к врагам. Мы сегодня как раз это будем обсуждать, кто такие эти самые враги, что значит их любить, будем рассуждать над творениями святителя Тихона со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким. Здравствуйте, отец Анатолий.

о. Анатолий

— Здравствуйте.

К. Лаврентьева

— Меня зовут Кира Лаврентьева. Ну, давайте сразу разбираться, что такое враги, кто это такие, как их определить, этих врагов, как их вычислить, и уже тогда целенаправленно любить.

о. Анатолий

— Господь обращает наше внимание на то, что «врагов нужно любить, проклинающих благословлять, ненавидящим нас благотворить, и за обижающих нас нужно молиться». И Господь нам говорит о том, что это должно быть с пользой для каждого из нас. То есть мудрость христианская, как говорит сегодня святитель, плоды христианской любви заключаются в том, что мы используем на пользу наших врагов. А какая же нам польза от наших врагов? Некоторые наши писатели русские как раз говорят о том, что враги нам помогают видеть правду про нас. То есть когда мы понимаем то, что человек нам подсказывает те аспекты, которые мы должны подкорректировать, тогда совершенно по-другому и воспринимаем какие-то моменты. Есть интересная притча, я думаю, наши радиослушатели тоже смотрели фильм «Притчи», и там как раз есть такая история, где говорится о том, что сосед был на даче у одной женщины, который ей все время делал какие-то пакости, вот поставил ей ведро с какими-то отходами, а она вымыла это ведро, набрала туда яблок и принесла ему с такими словами: «Кто чем богат, тот тем и делится». Наверное, это очень важное такое подспорье нам для размышления: враги подчеркивают наши какие-то недостатки, мы их начинаем видеть и начинаем расстраиваться. Или выбрать другой путь, по которому, когда мы слышим, что враги наши говорили правду о нас, и мы брали, и ее исправляли, корректировали. Наверное, в этом отношении те люди, которые по своему замыслу не желают нам добра, но то, что нам они говорят, мы, благодаря нашему христианскому подходу, нашему состоянию любви, это используем на пользу себе, для того, чтобы расти в духовной жизни. Давайте еще цитату выслушаем святителя.

«Открой Евангелие Его святое, и оно представит тебе любовь Его эту. Оно покажет тебе, что Он ради нас «образ раба принял» (Послание апостола Павла к филиппийцам, 2-я глава, 7-й стих), «обнищал, не имел, где главы приклонить» (Евангелие от Матфея), «трудился, из города в город, из села в село ходил, проповедуя Евангелие царствия, плакал, болел, гонение, поношение, хулы, заушение, оплевание, посмеяние, терновый венец претерпел, страдал, умер и был погребен. Все это неповинно и ради одной к нам любви претерпел, и так нас от смерти, ада и дьявола искупил, и Небесному Своему Отцу в милость привел. Это Его такая любовь может и должна умягчить и убедить сердце наше к любви к врагам нашим. Человека-благодетеля, ежели бы от временной смерти избавил нас, во всем бы слушали мы, если бы хотели ему благодарными быть. Не тем ли более достоин того Сын Божий, Который нас смертью Своей от вечной смерти искупил и к вечному блаженству дверь нам открыл? Кто хочет любить Христа, Искупителя Своего, тот слово Его соблюдать будет».

К. Лаврентьева

— Ну как раз то, о чем вы говорили. И действительно ведь когда враги наши нас критикуют, ну какие-то люди, которых мы раздражаем, или какие-то люди, на которых раздражаемся мы.

о. Анатолий

— Люди, которые нас не понимают, не разделяют нашу точку зрения.

К. Лаврентьева

— Да, вот. И можно уйти в совершенно деструктивное состояние, причём на много лет: «вот он меня не принимает, не понимает, он меня критикует», а можно попытаться (это я вот прямо на собственном опыте поняла) — услышать, что он говорит. Ну да, не заискивать перед ним, не пытаться с ним подружиться специально, а слушать, что он говорит. Понятно, возможно, там не всё объективно, но нет дыма без огня, это сто процентов. То есть враг наш, он иногда нам врач, и он подсвечивает какие-то моменты, которые нам болезненнее всего в себе принимать. Я вот когда поняла, что — да, действительно, есть доля истины в словах этого человека, я прекратила злиться. И когда я прекратила злиться, этот так называемый «враг» тоже сам по себе успокоился. То есть нет пищи, нет энергии вот этого моего гнева в ответ, и нечем питаться, и критиковать уже неинтересно.

о. Анатолий

— Святитель Феофилакт Болгарский в одном из моментов толкования на Евангелие говорит о том, что болезни — это слуги Божьи. И здесь мы тоже тех людей, которых мы для себя на какой-то момент считаем врагами, что они нам желают зла, действительно, при правильном христианском видении мы можем их воспринимать как врачей. Они подсказывают, на что нам действительно нужно обратить внимание. Ведь если человек подойдёт и скажет другому, что у него фиолетовые волосы, а у него абсолютно они не фиолетовые, он же не будет это серьёзно воспринимать, его совершенно не зацепит. А если нас что-то цепляет, значит, действительно, какая-то доля правды, истины есть в его словах. И это как раз по милости Своей Бог через озлобленность другого человека нам подсказывает то, над чем нам нужно работать. Тем более, если мы ощущаем, что испытываем какой-то дискомфорт.

К. Лаврентьева

— Ну тогда, отец Анатолий, надо понять, что такое действительно любовь к врагам. Ты же с этим человеком не будешь обниматься, целоваться, даже если он тебе правду говорит, потому что не только ты его не любишь, но и он тебя не любит. Любовь — это же такая невзаимная вещь. Если кто-то любит одного, то, соответственно, другой уже не может ненавидеть. Любовь настоящая, она же всё облагораживает. То есть там взаимная неприязнь. И что такое любовь к человеку, который тебя не любит? Вот хоть ты из штанов, простите, выпрыгни, но ничего не выйдет.

о. Анатолий

— Смотри, сама по себе любовь, состояние такое, чувство любви, оно бывает разным. Потому что любовь, скажем, к домашним, к родителям — это одна любовь. Любовь к Родине — это другая любовь. Любовь к коллегам, уважение, когда мы делаем в команде одно общее дело — это другое. Любовь к людям вообще — это ещё какая-то четвёртая вещь. Соответственно, здесь любовь к врагам не подразумевает того, что нужно его обнимать, целовать, но оказать некую помощь человеку, если это будет актуально, проявить снисхождение и понимание наше. И важно, что мы будем человеку благодарны за то, что человек подошёл и сказал. Потому что человек же мог бы и не сказать что-то, не подсказать другому, что тот был каким-то грубым. Вот, допустим, где-то в магазине: кто-то мог бы отмолчаться, а кто-то подошёл и сказал, что «слушай, ну так же нельзя», или в резкой какой-то форме сказал. Кто-то может отреагировать, что это действительно враг, он вроде бы по справедливости делает какие-то замечания, а человек-то ему подсказывает, что да, может быть, ты говоришь и правду, но форму свою нужно подкорректировать. Соответственно, вот здесь некая любовь, если мы будем говорить к врагам, она, я думаю, имеет место, мы можем видеть, как будто это некая благодарность тому человеку, который показывает другому, что он что-то не так сделал.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Светлом радио. Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читаем книгу святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве», часть 2-я, книга 1-я — «О покаянии и плодах покаяния или добрых делах». Обсуждаем тему о любви к врагам. Тема сложная, потому что враги разные бывают, иногда враги совсем не враги, а наши врачи, как сказал отец Анатолий, поэтому тут, конечно, по-разному можно на это всё смотреть. Меня зовут Кира Лаврентьева, мы продолжаем читать цитаты из книги.

«Кто любит Меня, — говорит Господь, — тот соблюдет слово Моё» (Евангелие от Иоанна, 14-я глава). «Иначе никакой любви ко Христу не имеет, что бы ни делал и не исповедовал о себе. Итак, если любви ко Христу не имеет тот, кто врагов своих не любит, что же сказать о тех, которые не любят никакого зла, не делающих им?»

К. Лаврентьева

— Интересный момент, сейчас мы будем в нём разбираться.

«О, как далеко отстоят таковые от христианства и Христа! Сам Он (то есть Господь) нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умер за нас, чтобы так с Небесным Отцом нас примирить и в вечное блаженство привести. Посмотри в книгу святого Евангелия и увидишь, что Христос за грешников и нечестивых умер. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы ещё были грешниками. И ещё: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его (Послание апостола Павла к римлянам). Итак, и мы должны, по примеру Его, врагов наших любить, если хотим учениками Его, то есть христианами, быть. Ибо христианин не что иное есть, как ученик Христа».

К. Лаврентьева

— Ну, конечно, Господь молился на кресте: «Господи, прости их, не ведают, что творят». За Ним молились первые христиане, за Ним молились мученики в течение всех этих двадцати веков: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят». То есть это высшая любовь к врагам — любить и молиться за распинающих тебя. А мы здесь говорим, отец Анатолий, как нам обидки мелкие прощать. Вы понимаете пропасть, на самом деле, между современным христианином и Тем, за Кем мы пытаемся следовать, за Господом нашим? Просто какое-то отчаяние берёт, отче.

о. Анатолий

— Комфорт современного мира, конечно же, делает человека более слабым, и человеку нужно больше каких-то внутренних сил для понимания. И тех людей, кто нарушает его комфорт, тех, кто заставляет его выходить из зоны комфорта, очень-очень много, человек с ними может постоянно в разных сферах своей жизни сталкиваться. На работе это одни люди, в трамвае это другие люди, дома это третьи люди. Соответственно, человек находится как бы в постоянном таком стрессе, что его окружают одни враги. И здесь прежде всего он должен внутри себя навести мир, приобрести его, и в этом отношении как раз общение с Господом через Причастие и помогает человеку обрести внутренний мир, то есть не считать другого человека своим врагом. Если где-то, скажем, на работе кто-то что-то подсказывает — ну так если человек вовремя не сдал отчёт, он действительно нарушил правила, нарушил нормы. Соответственно, не начальник плохой, а сам человек должен понимать, что он не выполнил свои обязательства. Если человек кому-то что-то сказал не такое, не вовремя, так он должен исправить ту ситуацию, которую он создал. То есть не нужно сразу считать другого человека врагом. Ведь бывает такое внутреннее состояние, когда человек очень резко реагирует. И ему кажется, что всё, если ему кто-то сделал замечание, то врагом ему. Здесь, опять же, мы рассуждаем над тем, кого человек вписывает сразу же в группу врагов своих. Наверное, нужно человеку постараться анализировать вот эти вещи, и тот человек, который ему говорит то, что ему неудобно, некомфортно, не сразу включать его в список своих врагов.

К. Лаврентьева

— Это интересно. То есть даже свекровь или тёща, тесть, которые нас не любят, или какой-то коллега по работе, он, может быть, внешне наш неприятель — ну вот невзлюбил, а по факту он может быть наш врач.

о. Анатолий

— Кира, я даже могу по пастырской практике сказать по-другому, что человек приходит и считает, условно говоря, свою свекровь врагом. Когда начинаешь разбираться, выясняется, что она абсолютно не враг. Есть просто бытовые вопросы, которые должны быть согласованы. И человек, действительно, не выполняет какие-то свои обязательства: взял тарелку — положи на место, и всё. Ну, понятно, если она жила сама себе или с одним ребёнком своим, конечно же, она приходит — этого нет или этого нет, или не на своём месте лежит, и человека это может выбивать из какого-то внутреннего спокойствия. И когда разговариваешь с людьми, оказывается, уже не первый раз она и просила, и говорила: «слушай, давай делать по-другому». Причём бывает даже очень интересно, она приходит и говорит: «Слушай, дочь, давай договоримся, будем делать по-другому». А человек, бывает, упёртый, много каких-то своих обид, она сразу же свекровь записала в свои враги, уже на неё какие-то налепила свои ярлыки и, соответственно, уже приходит с какими-то обидами, и дома частые раздоры. Нам нужно сначала поразмышлять, может быть, человек желает для нас какого-то блага. И мы должны стремиться к христианской любви, как призывает нас сегодня святитель Тихон.

К. Лаврентьева

— Вот, отец Анатолий, либо он может вообще не желать блага, давайте положим руку на сердце, бывает совершенно неадекватная история, неадекватные претензии, я сейчас не про свекровь, а про каких-то людей, которые нас совершенно просто не воспринимают. И вот здесь, конечно, надо обсудить, как выстраивать с ними отношения. Давайте прочитаем цитату и вернёмся к этой теме.

о. Анатолий

«Кто любит не только друзей, но и врагов, тем показывает, что он есть сын Божий по благодати. Ибо такой на себе изображает нрав Небесного Отца, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 45-й стих), то есть всем благодетельствует по одной любви Своей, добрым и злым, «хочет, чтобы все спаслись», праведные и грешные. Сколь же великое дело есть быть сыном Божиим, слово изъяснить и ум человеческий понять того не может. Итак, если кто любит друзей и врагов, тот следует Богу нравом своим, как сын отцу своему; «подражает Богу, как чадо возлюбленное» (Послание апостола Павла к Ефесянам, 5-я глава, 1-й стих). «Одной христианской души свойство — врагов любить. Ибо тех, кто их любит, любят грешники, мытари и язычники».

К. Лаврентьева

— Ну вот, смотрите, святитель Тихон, конечно, нас призывает к правильному устроению души, к правильному взгляду на жизнь, на мир, но мы с вами эту программу, я так поняла, особенно первую часть — посвящаем вообще тому, чтобы разобраться, кто есть друг, а кто есть враг. У меня есть священник, очень близкий, дорогой мне человек, который служил на трудном приходе, и там была одна женщина, которая просто не давала покоя ни ему, ни его жене, ни его семье, она была всем недовольна, она командовала храме, она пыталась взять власть в свои руки, то есть она буквально боролась с ним, это не месяц и не два происходило, с ней невозможно было договориться совершенно никакими способами, это продолжалось много лет. И этот бедный священник вынужден был её просто терпеть. Слава Богу, его сейчас оттуда перевели, закончился срок его терпения, но тоже надо было, мы же понимаем, что милосердный Господь не просто так её послал ему, но это явно неадекватная история, отец Анатолий, я не к тому, что эта женщина неадекватная (хотя может быть), но это реально неадекватная история изначально взаимоотношений, тут непонятно, как их выстраивать. Вот в таких случаях что делать?

о. Анатолий

— Я думаю, что, безусловно, конечно же, молиться...

К. Лаврентьева

— За эту женщину?

о. Анатолий

— Конечно. Даются испытания определённые, но, опять же, правильно будет сказать, даются некие ступени совершенствования человека любого, и, оказавшись в той или иной ситуации, они даются ему для чего-то. И каждый из нас, размышляя над той ситуации, в которой оказался человек, оказался этот священник, о котором ты сегодня, Кира, говоришь, действительно, есть какие-то этапы, которые человек проходит, думает, как быть, что делать нужно, просит Бога о вразумлении. Ведь когда у нас всё хорошо, мы же прекрасно знаем, что молитва сама потихонечку остывает, она становится такой прохладненькой, всё как обычно, в стандартном таком режиме. А когда вот человек понимает, что может быть стресс, его молитва совершенно по-другому происходит, его открытость к Богу, вера к Богу становится совершенно качественно другой. И, с одной стороны, мы видим, вот ты же тоже рассказываешь часть истории, что священник оказался на этом приходе, у него такая была ситуация. Но эта же история к чему-то привела, эти определённые ступенечки, мы идём как бы по лесенке, то есть пришли на одну ступенечку или на какую-то там платформу, постояли, и пошли дальше. Соответственно, для следующего какого-то этапа нужны были определённые качества. И Бог даёт определённые обстоятельства, в которых человек развивает какие-то свои качества, чтобы пойти дальше, исполнять волю Божью. И вот это очень важный момент. Вот обрати внимание, когда мы говорим сегодня о христианской любви, святитель Тихон, святитель XVIII века, он управлял Воронежской епархией всего лишь четыре года. За эти четыре года он из школы славяно-латинской создал семинарию, сделал ещё два духовных училища, позвал из Киевской и Харьковской семинарий преподавателей самых лучших. Он просвещал народ, священников, чтобы они исполняли всё как положено, все требы, богослужения. Почему он ушёл с кафедры через четыре года и шесть лет был на покое после того, как ушёл? Потому что он сам задал себе такую планку, из-за которой потом написал в Синод о том, что не может уже исполнять, то есть ходить постоянно на богослужения, исполнять как положено вот эти требования. То есть ему самому по состоянию здоровья стало там плохо и тяжело, и он пошёл, уединился в Задонский монастырь. И он, как никто, знал, что его там не любили за то, что он стал правила вводить, требования к священникам, образования требовать от священников, чтобы они соответствовали. Но он прекрасно понимал, что, достигнув этого, то есть исполнив такую задачу, он будет перед Богом честен. Соответственно, вот эта ступенечка по воле Божией которая ведёт, это важно каждому человеку осознавать и не считать того или иного человека врагом. И христианский как раз подход святителя Тихона, который нас призывает не видеть в человеке такого человека, который нас пытается «затопить», а, наоборот, того человека, который является нашим «улучшайзером», который подсказывает те аспекты, моменты, которые мы должны подточить в своей жизни, улучшить их для того, чтобы мы могли пойти на следующую ступеньку.

К. Лаврентьева

— Да, интересно, отче, спасибо огромное. Мы много чего уже успели обсудить, в том числе, что враги наши — очень часто не враги наши, а друзья, но хочется уже, отец Анатолий, в таком случае разобраться, кто есть истинные враги. Ну вот прямо враги-враги такие классические, из учебника, по инструкции мы их определяем и, значит, решаемся любить. Но давайте прочитаем еще одну цитату.

«Как огонь огнем не гасится, так гнев гневом не побеждается, но еще больше разжигается. Отсюда восстают ссоры, брани, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А крутостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются. Известно из первой книги Царств, как гнал Саул кроткого Давида. Но когда Давид в пустыне взял копье от изголовья его в то время, как он спал, и не простер руки своей на него, — слушай, что пробудившийся Саул ему говорит, как признает свою вину перед ним: «И сказал Саул: „Согрешил я, возвратись, сын мой Давид, ибо я больше не буду делать тебе зла; потому что душа моя была ныне дорога в глазах твоих; безумно поступал я и очень много согрешал“ (первая книга Царств, глава 26-я). Так любовь и кротость и лютых врагов в сокрушение приводит».

К. Лаврентьева

— На самом деле, сюжет с Саулом и Давидом — это вообще отдельная история. Очень много раз преследовал Саул Давида, очень много раз его подводил, не исполнял свои обещания его не трогать, у него как-то вот все бурлило между ненавистью и любовью к Давиду, он действительно то его горячо любил, то опять враг одолевал его душу, и он начинал опять преследовать Давида, и Давид каждый раз его прощал, причем мог триста раз тоже его и убить, как мы видим в этой цитате, и во сне просто окончить его жизнь, пока Саул спал и был перед ним совершенно безоружен. Но Давид по благородству своему этого не делает, это очень важный момент. И Саул кается, он говорит: «Давид, ты прекрасен, я был неправ». Ну, такое было, правда, очень много раз, но очень много раз Давид его опять прощал.

о. Анатолий

— Один нюансик расскажу к этой истории. Почему Саул потерял благодать Божью: перед сражением должен был по служению пророческому жертвоприношение совершать пророк, а не царь. И когда царь Саул выставил войска, должен был прийти пророк Нафан, и он никак не приходил. И Саул совершает жертву, то есть он делает то, что не положено было царю. И как только он совершил, пришел пророк Нафан, и он ему говорит: «Ты сделал то, что не положено». И тут же сказал: «Царство от тебя отнимется». Потом Господь ему указал на Давида, он помазывает царя Давида на царство. И есть в книге Царств очень интересное такое замечание о том, что «дух Божий его оставил, и его начал терзать злой дух», то есть царя Саула. И мы видим действительно вот это терзание его. Почему? Потому что он совершал не то, что было положено, то есть он нарушил такое взаимоотношение с Богом, нарушил правила, а это очень важно для духовной жизни. И видим с другой стороны Давида, такое противопоставление, что, когда дух Божий на Давиде, он ведет себя совершенно по-другому, ведет себя благородно, ему ничего не нужно доказывать. Естественно, когда там после сражения не возвращались и пели песни о том, что Саул победил тысячи, а Давид победил десятки тысяч — ну, конечно же, Саула это цепляло, и ему это было больно, плюс вот этот дух злобы еще усугублял его состояние внутреннее. И здесь очень важный такой момент: когда мы с Богом, когда мы эту благодать Божью храним внутри себя и делаем все возможное от нас для того, чтобы ее получать и хранить — через Причастие, через исповедь, и когда человек пренебрегает вот этими правилами духовной жизни, то и будет определенное такое последствие для внутреннего состояния самого человека.

"Наш истинный враг — это дьявол, который как душе, так и телу нашему старается причинить злобу и погубить. Этот лукавый и враждебный дух и людей учит, чтобы нас гнали и озлобляли. Итак, по большей части он нашей обиды причина. Он нас через людей гонит и тем старается отвести от терпения и любви Божьей, привести нас во вражду и ссору, о чем он, как дух злобы, радуется. Итак, на него должны мы всю вражду нашу обратить, как истинного и всегдашнего врага, ему противиться твердой верой, воли его не допускать над нами совершаться, — что от терпения и кротости бывает, не от воздаяния зла за зло и досаждения за досаждение, но от любви за ненависть и благотворением за злодеяние. А людям, которые, будучи хитростью его прельщаемые, гонят, духом любви соболезновать, что его слушают, злой и пагубный совет его исполняют и злой его воле повинуются. Ибо от этого их озлобления познаем, что под темной его властью находятся, служат ему, как пленники.

К. Лаврентьева

— Ну вот и отвечает святитель Тихон на наш вопрос, кто нам истинный враг. По сути дела, среди людей-то врагов не бывает таких полноценных, стопроцентных. Все люди подвергаются действию тёмной силы, да.

о. Анатолий

— А с другой стороны, понимаешь, мы же обижаемся не на злого духа, не на лукавого, мы же на человека обижаемся, который говорит пришёл и говорит нам неприятные вещи.

К. Лаврентьева

— Потому что его воля тоже в этом есть.

о. Анатолий

— Да, внутренний человек тоже соглашается с этим. И вот здесь как нам быть? Святитель как раз нам и говорит о том, что нужно с терпением и кротостью относиться к этому человеку, понимать его внутреннее состояние. А здесь, может быть, не всегда нам хватает как раз вот этого снисхождения и понимания к человеку. Как ты думаешь, Кира?

К. Лаврентьева

— Отец Анатолий, я думаю, что, если ты в какой-то момент устранишься от человека, с которым у вас всё уже дошло до какого-то пика, начнёшь за него молиться, но при этом устранишься, прекратишь всякие взаимодействия, это тоже будет любовь. Вот я в какой-то момент это поняла. Не обидчиво уйдёшь, дверью хлопнешь, а какое-то выстроишь между вами расстояние, пусть на время хотя бы, какую-то дистанцию, чтобы он побыл наедине с собой, со своими мыслями, и ты помолился. Он помолился, ты помолился, и, быть может, потом всё как-то и выровняется. Но, действительно, любовь, вы правильно сказали, она же разная бывает, и с некоторыми людьми любовь — это с ними не общаться. Ну, правда. И это не свекровь и не тёща, хотя разные ситуации бывают. Но, действительно, когда ты много лет всё пробовал, перепробовал, и понимаешь, что тут не только от тебя всё зависит, и ты действительно видишь, что происходят какие-то вещи, которые только разрушают вас обоих, то на какое-то время устраниться может быть полезно. Хотя, простите, дорогие слушатели, отсебятину, возможно, несу, сейчас мы у отца Анатолия всё выспросим, как на самом деле есть.

о. Анатолий

— Я думаю, что ты в этом отношении права, вот как люди, с которыми человек не может найти общего языка, допустим, коллеги на работе, и человек меняет работу. Это не значит, что с этими людьми обязательно нужно расцеловаться, всем что-то сказать обязательно приятное. Но и само общение, оно же ограничено, или оно было связано только с рабочими какими-то моментами. Соответственно, здесь не подразумевается какого-то дальнейшего общения, как, допустим, люди переехали из одного города в другой — необязательно с соседями по дому поддерживать какие-то отношения. Некоторые связи действительно прекращаются в связи с какой-то профессиональной деятельностью. Поэтому здесь, в зависимости от какого-то локального места, может быть, действительно, те люди, которые нас не понимают, и ближе, чтобы понятно было, не называть этих людей врагами, а называть этих людей — люди, которые нас не понимают; люди, которые не могут с нами быть созвучными, что-то им не нравится, им кажется, что должно быть по-другому. И всё, здесь просто нет общения действительно.

К. Лаврентьева

— Читаем дальше:

"Поощряют нас к тому примеры Божьих святых. А о том, как Христос, Сын Божий, во дни плоти Своей и сожития с людьми, врагов Своих любил, святое Евангелие свидетельствует. Сколько его фарисеи хулили, гнали, но Он им усердно желал обращения и спасения. Горячие пролил слезы над враждебным Ему и нераскаянным Иерусалимом, провидя его будущую погибель. Ибо плакать о погибели вражьей всякий признаёт известнейшим признаком любви к врагам, как и о погибели их радоваться есть доказательство ненависти. О распинателях Своих молился: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Евангелие от Луки, 23-я глава). Святой Стефан первомученик, камнями побиваемый, за побивающих молился: «преклонив колени, воскликнув громким голосом: „Господи! Не вмени им греха сего“ (книга Деяний, 7-я глава, 60-й стих). Святой Давид плакал и рыдал не только о сыне своем Авессаломе погибшем, который искал жизни отца своего, но и о Сауле, враге своем, когда тот был убит».

К. Лаврентьева

— Вы представляете, мы сегодня уже вспоминали Саула, вспоминали их взаимоотношениях с Давидом, и в итоге, когда он был убит, Давид все равно плакал над ним.

"Ибо плач по врагу погибшему показывает любовь плачущего к врагу. Ибо милосердны, сострадательны и любвеобильны Божии святые, как любящим Духом Божьим водимые и не о своей обиде, но о погибели гонителей своих рассуждают и болезнуют. То же делали и апостолы, которые, свидетельствуя о себе, и нам пример представляют: «Злословят нас, мы благословляем (1-е Послание Коринфянам, 4-я глава). Итак, всю вселенную не оружием, но любовным терпением и Словом Божиим Христу покорили, при «Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (16-я глава Евангелия от Марка). То же показали мученики святые, которые злобу гонителей своих любовью побеждали и за мучителей своих молились, и так многих с помощью Божией в веру привели».

К. Лаврентьева

— Конечно, сразу возникает мысль, что вот это святые, они на то и святые, чтобы врагов благословлять, прощать, молиться за них, но ведь и святые начинали свой путь не сразу, и мы знаем, что есть такие жития, от которых действительно содрогается всё, когда ты их читаешь, но какое было потом покаяние! То есть путь к святости, он для нас открыт, и по сути дела любовь ко врагу — это же ведь молитва за него. Но реально страшно, если человек тебя обижает, если это тем более на ровном месте, ты начинаешь думать: да что же творится у него внутри, если он так себя ведёт! И невольно у тебя возникает к нему жалость, в конце концов, она всё равно возникнет: в каком аду живёт человек, если он покоя никому не даёт. То есть можно ведь на это по-другому совершенно посмотреть.

о. Анатолий

— Кира, ты правильно говоришь. Действительно очень интересный такой угол видения, который ты сейчас рассказала, для каждого из нас, для размышления наших радиослушателей, о том, что, если человек это творит, что же у него в душе творится? То есть не то что он спокойствия кому-то не даёт — он прежде всего сам себя гонит, сам себе не даёт спокойствие, сам себя не прощает. И здесь, конечно же, работа должна быть у человека внутри, там навести порядок, и этому как раз помогает таинство покаяния. Но это тогда, когда человек действительно в этом нуждается и понимает, что не кого-то нужно спасать, корректировать, вот человек иногда развлекается тем, что «спасает» Церковь, какие-то ещё вещи находит, а себя же он не спасает. Вот это интересный момент, который человек сам о себе должен понять и задуматься, что нужно начать себя. Мне понравилось в этой цитате, которую ты сейчас прочитала, там святитель Тихон обращает наше внимание на то, что, если мы радуемся за несчастье наших таких людей, тех, которые нас не понимают, это является доказательством нашей внутреннего состояния ненависти.

К. Лаврентьева

— Точно. Злорадство.

о. Анатолий

— Да. Человек злорадствует, а значит, в нём нет христианской любви. Значит, рядом с ним нет Бога. И вот это интересный такой момент, о котором, мне кажется, тоже нужно подумать и осмыслить: нам кажется, что любить врагов — это значит исполнять всё, что они захотят. Никто из святых отцов не говорит, что христианская любовь заключается в том, что человек будет заниматься попустительством другому человеку, что он сядет на голову и ножки свесит. В этом нет никакой христианской любви и помощи никакой тоже нет. Но одна из ступенек христианской любви заключается в том, что человек не будет радоваться горю другого человека, как Христос призывает накормить нашего врага. И с чем это связано? Не радоваться тому, что — «а, вот, Бог тебя наказывает, так тебе и надо», а действительно проявить к человеку сострадание и не радоваться тому, в каких условиях он оказался.

К. Лаврентьева

— Продолжаем читать наши цитаты.

о. Анатолий

«Если от язычников, мытарей и грешников не отличаются те, которые только любящих их любят, в каком классе уже находятся те, которые любящих их не любят, которые проливают слезы неповинных, тогда как их отирать должны; делают зло никакого зла им не сделавшим, тогда как за них заступаться должны; обнажают вдов, сирот и прочих бедных, от которых никакой напасти не знают и которых, по причине бедности их, покрывать обязаны? Кажется, любой может из вышесказанного приметить, что они хуже самих язычников, которые этими бесчеловечными пороками гнушаются и законами своими казнят, и потому последнюю искру разума погасили, и зверский, а не человеческий нрав имеют, как бы они не показывались перед людьми».

К. Лаврентьева

— Ну вот, опять святитель Тихон возвращается к нелюбви к врагам. Но тут еще вопрос внутренней свободы очень сильно стоит, потому что если ты зацеплен, если ты включён в эту связку неприязни кому-то, если тебя уже затащили в какую-то цепочку негатива, каких-то разговоров, осуждения, когда тебя обидели, ты обидел, у вас начинается вот этот пинг-понг постоянный, и все, ты связан по рукам и ногам. Тут вот какая, мне кажется, критическая проблема-то стоит, самая главная. Ты просто лишаешься свободы и душевного мира, кому бы ты там не мстил, какой бы ты план мести не вынашивал, какие бы ты речи там перед сном не отрабатывал: «вот завтра я ему скажу». Это все — абсолютная тюрьма.

о. Анатолий

— Конечно, потому что не факт, что человек услышит твои аргументы.

К. Лаврентьева

— Да и вообще не скажешь ты их так, как сам с собой говоришь.

о. Анатолий

— Если соединить предыдущую цитату и эту, мне кажется, очень интересно вырисовывается такая схема движения человека. То есть святость, как таковая, это определенный путь, по которому нужно идти и нужно учиться быть святым. Мы можем сказать, что святой не родился святым, а он стал. Да, у кого-то это произошло во временном промежутке быстрее, у кого-то это может быть дольше, но сам факт, если мы сравним, вот научиться писать: кто-то учится быстрее писать красиво, кому-то нужно больше времени. Также для того, чтобы научиться быть святым, нам нужно выполнять упражнения, мы должны действительно писать, мы учимся тому, как быть святыми, то есть не радоваться тому, что происходит зло, вот одна из ступенек. Мы должны проявить любовь, вот даются возможности с этим человеком конкретному, и через какое-то время даже, может быть, этого человека пожалеть и сделать для него добро. Да, это те ступенечки, по которым мы идем и через которые мы учимся быть действительно святыми. Можно сказать, что Отец наш Небесный ведет нас прямо по этим ступенечкам, нам не нужно искать какую-то онлайн школу, где нас научили бы основам святости, но Отец наш Небесный дает нам уроки, которые мы должны исполнять. И нужно четко для себя понимать то, куда мы идем. И уже, если мы осмыслим эту цитату, то как о святости, так и о греховности происходит тот же самый путь. Человек не рождается сразу же грешником, у него нет грехов, а есть некая склонность. Когда мы подходим к лестнице, мы можем пойти вверх, но, конечно же, тяжело подниматься вверх, неприятно, некомфортно, нужно напрягать себя. А по ступенечкам спускаться намного легче и проще, вниз идти. И вот этот путь, который человек совершает, идет во зло, он тоже не становится сразу же побежденным злом, а он потихонечку преступает какие-то грани вот этой доступности: ой, чуть-чуть, ой, немножко. Но, как сегодня замечает святитель Тихон, плоды христианской жизни, то есть почему человек идет наверх? Потому что ему нужны определенные плоды, а человек, который идет вниз, его ждут совершенно другие плоды, и человек об этом должен задумываться. И святые именно к мудрости, к рассудительности нас и призывают. Человек не идет вниз не потому, что он не может идти, а потому, что он понимает, что его не устроит то, что будет внизу, та участь, которая там будет, поэтому он напрягает себя, выходит из зоны комфорта, учится через те уроки, которые дает ему Отец Небесный, и через тех людей, которые сейчас его не понимают. Так в этом и есть, наверное, очень важный момент для христианина — не понимать того человека, который не понимает и не созвучен тебе. Так, может быть, и не всегда нужно понимать этих людей, они же не понимают, зачем ты туда идешь.

К. Лаврентьева

— Ну да, интересная мысль.

«Как-де мне врагов любить?» — пишет святитель Тихон Задонский. Ответ: 1) Знаю я, что любить врагов плоти нашей горестно (ну вот честно признает святитель Тихон, что да, действительно горестно); но того долг христианский от нас требует, чтобы мы делали не то, что сердце наше хочет, а что закон Божий повелевает. Ибо в этом подвиг христианский и состоит, чтобы мы против себя самих, то есть против страстей плоти нашей подвизались, «распинали ее со страстями и похотями и покоряли духу» (Послание к Галатам, 5-я глава). Итак, что? Плоти ли мы хотим повиноваться, которая хочет нас погубить, не повинуясь закону Божьему, или заповеди Христовой, которая хочет нас оживить? «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете», — говорит апостол в Послании к Римлянам. 2) Поскольку сердце наше не хочет делать того, что заповедь Христова повелевает, тем самым обличается немощь наша, и мы как бы убеждаемся молиться Самому Тому, Который дал бы нам «сердце новое и дух новый, дабы мы смогли усердно и с любовью заповедь Его исполнять, и хотеть, и делать добро».

К. Лаврентьева

— То есть мы не хотим делать дела любви, не хотим любить врагов, и тем обличается немощь наша, и тогда мы должны уже побуждать себя молиться и просить, потому что сила Божия в немощи совершается. Это мой комментарий, простите. Продолжаем.

3) Рассуждай об учении святого Иоанна Златоуста об этом и о прочих причинах, о которых написано, когда злоба на врага твоего подстрекает тебя".

К. Лаврентьева

— То есть святитель Тихон направляет нас к святителю Иоанну Златоусту, еще на много веков раньше, чтобы мы у него искали источник причин, почему мы не любим наших врагов.

4) Вражда и злоба во враге твоем достойна ненависти, как дьявольское дело, а он сам, поскольку человек и создание Божие, как и ты, сам того же рода, естества, достоин любви. Итак, устремляйся на ненависть к врагу, а не на него самого; и гони злобу его, которая, как холод огнем, любовью и благосклонностью изгоняется, и так или его лучшим сделаешь, или, если не так, то сам лучшим будешь«.

К. Лаврентьева

— То есть гони злобу врага любовью. Дорогие друзья, иногда сложно воспринимать цитаты, я понимаю, которые мы читаем, поэтому мы стараемся их по ходу комментировать. Язык все-таки немножко другой, несмотря на то что святитель Тихон максимально к нам приближен по времени, это не первые отцы, не святитель Василий Великий, не Иоанн Златоуст, хотя там, как мы знаем, первейшая вообще мудрость, ну а самая первая — в Евангелии. Читать сложно, но иногда здесь такая мудрость зашита, то есть ты несколько раз перечитываешь цитату и понимаешь ее все лучше и лучше. Конечно, это не такое чтиво, которое легко можно в электричке почитать, но тем не менее, если несколько цитат читать раз в день, то совершенно по-другому начинает работать сознание и мозг, он привыкает к сложному чтению, и, кстати говоря, для нейронов тоже полезно. Но мы читаем отрывки, а вы читайте книги, это очень важно, наша цель — обратить ваше внимание на книги святых отцов, на их мудрость, потому что в них столько всего, что мы просто не перестаем удивляться с отцом Анатолием, мы вновь и вновь поражаемся, насколько мудры были святые отцы, и как эта мудрость актуальна сейчас.

о. Анатолий

— Кира, спасибо тебе за последнюю цитату, обратился мой взгляд на эти слова, которые ты прочитала, о том, что те люди, которые нас не понимают, которых мы называем своими врагами, они показывают нам нашу немощь, наши недостатки духовной жизни, вот для чего это нам нужно. То есть очень интересная, глубокая по своему смыслу мысль для нашего понимания о том, что они нам подсказывают, по милости Божьей, где у нас есть дефицит духовной жизни, и если мы не можем проявить сострадание этому человеку, нам не нужно иногда его понимать, но через то, что мы понимаем духовную жизнь и понимаем, что этот человек не поднимается вверх, не развивается в духовной жизни, а он действительно находится в каком-то падении. И человек, который падает, чисто физически, обратите внимание, как это происходит: человек пытается за кого-то зацепиться, и очень часто так бывает, что другого человека тоже может зацепить, и он упадёт. Да, иногда и в плане духовном это также происходит, но мы что? Мы должны встать. То есть даже если мы признались себе, увидели, что внутри нас есть ненависть к другому человеку внутренне, мы не должны соглашаться с ней, мы не должны оправдывать себя тем, что это справедливо, я имею на это полное право, но святитель Тихон обращает наше внимание: соберись, признай вот этот недуг и постарайся его исцелить, то есть то, с чего мы сегодня и начинали. Вот эти люди, которые нас не понимают, те люди, с которыми у нас какой-то конфликт, они нам даны в жизни, чтобы мы увидели свои недостатки, чтобы мы их постарались откорректировать и исправить. Для чего? Для того, чтобы мы могли ещё больше что-то сделать в духовной жизни, и даже кого-то обратить. У нас же есть много других знакомых, которые тоже с нами делятся. Есть такое грех осуждения, когда люди делятся какими-то взаимоотношениями с другими людьми, которые тоже складываются неблагополучно. Редко мы делимся впечатлениями, которые благополучные, хорошие, радостные. Обращаем наш взор на какой-то негатив сами. И мы, будучи уже совершенными в духовной жизни, пройдя какую-то ступенечку, и другому человеку можем подать руку, чтобы он стал на ступенечку выше в духовной жизни и поднимался. Суть этих цитат именно в этом заключается: не рассказывать, какой человек плохой, а наоборот, нам из этого выжать максимум пользы, исправить себя, стать на ступенечку выше, дать руку другому и его тоже подтянуть, чтобы и другой наш брат стал на ступенечку выше и ближе к Отцу нашему Небесному.

К. Лаврентьева

— Спасибо огромное за этот разговор. Дорогие друзья, мы со священником Никольского храма в Тушине, Анатолием Главацким, читали книгу святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве» и рассуждали о любви к врагам. Меня зовут Кира Лаврентьева. Пожалуйста, читайте святых отцов вместе с нами, попрощаемся с вами до следующей недели. Отец Анатолий, огромное спасибо. Всего вам доброго и до свидания.

о. Анатолий

— До свидания.


Все выпуски программы Почитаем святых отцов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем