
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Обращаясь к Богу с молитвой, люди ждут от Него ответа. А чего в этот момент от людей ждёт Бог? Ответ на этот вопрос звучит в 5-ом псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 5.
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Сегодня часто можно слышать, что отношения с Богом призваны быть неформальными и личными. Мы приходим к Нему, как к Отцу, и говорим с Ним, как с Тем, для Кого мы значимы и дороги. Он — не слепой закон кармы и не безличный абсолют, который действует автоматически, ничего и никого не любя. Наоборот, Он Бог живой и личностный. Опыта общения с Богом у нас мало, но зато с людьми много, поэтому мы часто переносим один опыт на другой. Впрочем, перенесение опыта человеческих отношений на отношения с Богом может давать странный эффект. Например, мы забываем, что Бог не человек, что Он знает всё, знает, к чему ведёт историю каждого из нас, и уж если в ответ на какую-то просьбу Он молчит, значит, у этого есть Свой, может быть, пока неведомый нам смысл. Но что делаем мы? Мы начинаем уговаривать и упрашивать, приводя самые разные аргументы, ради того, чтобы Тот, в Чьей власти удовлетворить нашу просьбу, ответил согласием. На первый взгляд Давид в 5-м псалме делает нечто подобное. Буквально первая просьба выглядит именно так: «услышь Господи слова мои и обрати внимание на мои воздыхания», — говорит он. И не просто «услышь», но внемли словам, то есть исполни просьбу. Интересно, что, обращаясь к Богу, Давид подчёркивает, что молится именно Ему, перед Ним, и не перед кем иным, предстоит он с самого раннего утра и от Него ждёт ответа.
Собственно, на этом мы обычно и заканчиваем. Озвучили просьбы и ждём, когда Бог ответит. Но на этом не заканчивает Давид. Обратившись к Богу, он не забывает о том, что Господь не любит беззакония, к Нему не приблизится злой и нечестивый не будет жить перед Ним. Формально царь говорит это Богу, будто бы напоминает Ему о том, что и так хорошо известно... Но, по сути, Давид говорит это себе, потому что именно ему как человеку важно помнить, что Бог не терпит греха. Обращаясь к Творцу, псалмопевец, со своей стороны, готов жить по правде и просит Бога не просто откликнуться, но и руководить его жизнью, показав ему правильный путь. Молясь, Давид противопоставляет себя грешникам и уповает на Бога, который покрывает праведника благой волей, как щитом.
Пятый псалом раскрывает перед нами классическую схему молитвы того, кто оказался в трудной ситуации. Сначала мы бываем сконцентрированы на себе и своих переживаниях. Однако постепенно, пусть даже уже в процессе молитвы, мы должны понять, что Бог — не автомат, в который надо просто правильно подать запрос. Со своей стороны, Творец ждёт от нас внутренних изменений, отказа от греха и стремления к праведности.
Псалом 5. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 5. (Церковно-славянский перевод)
«О русской культуре через занятие живописью». Анастасия Схимова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была основательница школы живописи «Синергия», художник, иконописец, исследователь русской культуры Анастасия Схимова.
Разговор шел о том, как через занятия живописью можно говорить с детьми о русской культуре, об истории и о христианских ценностях.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Вещи Говорят. Анна Леонтьева

После того, как мамочка отошла ко Господу, тихо и очень внезапно, я долго не могла заставить себя разобрать ее вещи. Было слишком остро. Как говорит моя подруга, родители всегда уходят неожиданно, в каком бы возрасте они ни были.
Но вот прошло несколько лет, и мне пришлось разбирать мамины коробки. Это было такое открытие! ТАКОЙ мамы я не знала. Я и представить себе не могла, как мамочка любила красиво одеваться! Огромные коробы, наполненные прекрасными вещами, которые они покупали с отчимом во время путешествий. Отчим — ученый, его приглашали работать во Францию, Италию, Германию и во много-много стран. Оттуда мамочка привозила не только одежду, но и изящнейшие сувениры.
Я перебирала все это, и как будто отмотала много десятилетий назад — увидела маму в юности: бедность, советский «дефицит», много работы и невозможность красиво одеться. И когда такая возможность появилась — мамочка компенсировала все эти бедно одетые годы. Я с радостью рассматривала эти вещи, а еще — вазочки, чашечки, кофточки, я как будто знакомилась со своей мамой заново! Я видела в ней девочку, которой недодарили подарков, и как по-детски было везти эти штучки так издалека. И как хотелось свить уютнейшее гнездышко, хотя бы уже совсем как говорят «во второй половине жизни»!
А потом подобное озарение-увидение посетило меня, когда дочь переезжала, и я помогала разбирать ее вещи. Вернее, дочь перевезла вещи на новое место и вынуждена была отъехать, а я решила помочь ей разобрать. Сколько чувств я испытала, просто раскладывая одежку по полкам... Вот друзья дарят ей боа, туфли с серебряными застежками на высоченных каблуках, плащи с немыслимыми причудливыми крыльями... и вижу мою девочку, уже конечно взрослую, но еще такую юную. Эти образы, которые ей предлагали, и которые она примеряла — очень светских, томных дам. И она пробовала, она меряла на себя эти обличья, может быть ей иногда и хотелось быть именно такой — светской дамой на балу современности. Но никто не отменял ее настоящего образа, того, который ей идет: художницу в простом платье или джинсах и кедах, свободную девушку, перепачканную красками, смешливую, не томную, пытающуюся из джунглей своих идей и фантазии отловить ТО САМОЕ — что о ней было задумано.
Кончиками пальцев, раскладывая такие разные вещички, я чувствовала эту борьбу дочери за саму себя, за попытку отловить и увидеть эту саму себя, не растерять, не растеряться. Кончики пальцев моих горели. Как сложно молодым! Как сложно пожилым! Как сложно нам понять и тех, и других. Наши пожилые дорогие родители — как много мы о них не знаем! Наши любимейшие дети, раздражающие нас своими «духовными и творческими поисками», нелепыми поступками и мыслями — как много мы не ведаем их метаний и болей!
Недаром Господь дал мне такой чувствительный опыт, так материально почувствовать своих близких — на кончиках пальцев.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Старая слива»

Фото: Marta Filipczyk /Unsplash
У нас на даче небывалый урожай. Третий день собираем сливу. Жена уже и варенья наварила, и компота наделала, и пирогов напекла — а слива всё не кончается. Сегодня обрываем с большого старого дерева. Оно растёт у самого забора. Я — на лестнице; наполняю плодами ведёрко и опускаю на верёвке вниз. Жена пересыпает сливы в большой таз.
С высоты хорошо видно узкую дачную улочку. Вот старушка идёт. Незнакомая. Останавливается возле нашего дома и долго смотрит.
— Здравствуйте! — говорю я ей с лестницы. — А вы к кому?
Она спохватывается, смущённо улыбается.
— Уж простите, что засмотрелась, — отвечает. — Тут ведь когда-то наша дача была. А сливу эту мы вместе с мамой сажали. Вон как разрослась! Детство моё здесь прошло. Вспомнилось вот вчера, а сегодня с утра думаю: съезжу, погляжу хоть одним глазком — может, в последний уж раз. Вы не сердитесь...
А я и не думал сердиться! Быстро спускаюсь вниз, открываю калитку. Мы с женой приглашаем женщину зайти. Она несмело ступает в сад. Подходит к старой сливе, гладит морщинистой рукой тяжёлые ветки. Глаза её лучатся счастьем. Мы стоим в сторонке и не мешаем ей вспоминать. Потом зовём гостью на веранду, пить чай с пирогами. Мы слушаем её рассказы о детстве, а старая слива тихо качает ветвями, как будто радуется, что мы собрались здесь все вместе.
Текст Анны Покровской читает Карэн Бадалов.
Все выпуски программы Утро в прозе