
«Трям! Здравствуйте!», студия ТО «Экран», режиссёр Юрий Бутырин
Трогательная песня про облака, которая только что прозвучала, в особом представлении, пожалуй, не нуждается. Большинство наверняка вспомнит, что звучит она в замечательном мультипликационном фильме «Трям! Здравствуйте!», который снял режиссёр Юрий Бутырин в 1980-м году. Рисованных историй про главных героев мультфильма, Ёжика и Медвежонка — четыре. Бутырин создавал их на протяжении трёх лет. Кроме уже упомянутого мультфильма «Трям! Здравствуйте!» режиссёр снял анимационные ленты «Осенние корабли», «Зимняя сказка» и «Удивительная бочка». Получился своеобразный мультсериал, который и сегодня с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые.
Популярность мультфильмов про Ёжика и Медвежонка у разновозрастной аудитории объяснить нетрудно. Они пропитаны добротой, теплом и любовью. Полны мудрой простоты, и в каждом просматривается глубокий нравственный подтекст. Наверное, поэтому они так напоминают добрые притчи. Мультипликационный цикл о Ёжике и Медвежонке — это экранизация сказок писателя Сергея Козлова. Истории о бескорыстной дружбе, умении видеть красоту в обычных вещах, добросердечности и чуткости. С помощью простых сюжетных линий режиссёр Юрий Бутырин доносит до аудитории важные мысли. Например, когда в мультфильме «Трям! Здравствуйте!» Медвежонок отказывается от предложения Ёжика взять с собою в выдуманную страну Тилимилитрямдию их общего знакомого Зайца.
— Надо зайца взять с собой. Он никогда не был в этой Тилимилитр...
— Тилимилитрямдии!
— Ага.
— Ему будет очень приятно.
— Что ты со своим зайцем привязался! Тилимилитрямдию я выдумал. И... и... ты с кем дружишь? Со мной или с зайцем?
— С тобой. И с зайцем.
— А я дружу с тобой. Понял?
— А со мной без зайца дружить нельзя. Понял?
— А я... А я...
Интересно, что этот эмоциональный диалог герои ведут, сидя на облаке. И, наверное, неспроста сразу после своего не слишком доброжелательного заявления Медвежонок вдруг начинает стремительно падать вниз. Но рядом вовремя оказываются и Ёжик, и тот самый Заяц, с которым Медвежонок почему-то не хотел дружить. Мультфильмы Юрия Бутырина полны аллегорий, которые дети считывают подсознательно. А взрослые улавливают сразу, и получают пищу для размышлений. Мультипликатор Юрий Бутырин считал, что в анимационном фильме, как и в кино, каждая сцена должна проигрываться с точки зрения человеческой психологии. И потрясающе выражал внутреннее состояние героев драматургией. Сын режиссёра, Кирилл, наблюдал за тем, как отец создаёт цикл про Ёжика и Медвежонка. Он позже вспоминал, что Бутырин ходил по комнате, изображая то переваливающегося с ноги на ногу медведя, то семенящего на маленьких лапках ёжика. Когда находил нужное движение, сразу же переносил его на бумагу.
Уникальные черты каждого персонажа и увлекательный сюжет помогают донести до зрителей главную суть доброго мультипликационного цикла про Ёжика и Медвежонка: любовь творит чудеса. Эта истина потрясающе, на мой взгляд, отражена в ленте «Удивительная бочка». У героев появилась пустая бочка. Медвежонок хотел, чтобы бочка наполнилась мёдом или вареньем. А Ёжик взял, и превратил бочку в смешную лошадку. Они долго спорили, что лучше. А потом сели рядышком на пенёк, и сказали друг другу важные слова:
— Я тебя очень люблю. Пусть бочка будет лошадью.
— И я тебя люблю. Пусть лошадка будет бочкой с мёдом.
И стоило героям произнести это, как произошло чудо. Какое — зрители узнают, посмотрев цикл трогательных мультипликационных фильмов про Ёжика и Медвежонка — «Трям, здравствуйте!», «Осенние корабли», «Зимняя сказка» и «Удивительная бочка». Примечательно, что персонажей в лентах озвучили замечательные актёры — Клара Румянова, Георгий Бурков и Вячеслав Невинный. А Юрий Бутырин, вспоминая работу над мультфильмами, признавался: оживая под карандашом, его герои придавали жизненные силы ему самому. И, продолжая мысль режиссёра, мы можем с уверенностью сказать, что уже несколько десятков лет они придают их и зрителям.
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема