
«Трям! Здравствуйте!», студия ТО «Экран», режиссёр Юрий Бутырин
Трогательная песня про облака, которая только что прозвучала, в особом представлении, пожалуй, не нуждается. Большинство наверняка вспомнит, что звучит она в замечательном мультипликационном фильме «Трям! Здравствуйте!», который снял режиссёр Юрий Бутырин в 1980-м году. Рисованных историй про главных героев мультфильма, Ёжика и Медвежонка — четыре. Бутырин создавал их на протяжении трёх лет. Кроме уже упомянутого мультфильма «Трям! Здравствуйте!» режиссёр снял анимационные ленты «Осенние корабли», «Зимняя сказка» и «Удивительная бочка». Получился своеобразный мультсериал, который и сегодня с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые.
Популярность мультфильмов про Ёжика и Медвежонка у разновозрастной аудитории объяснить нетрудно. Они пропитаны добротой, теплом и любовью. Полны мудрой простоты, и в каждом просматривается глубокий нравственный подтекст. Наверное, поэтому они так напоминают добрые притчи. Мультипликационный цикл о Ёжике и Медвежонке — это экранизация сказок писателя Сергея Козлова. Истории о бескорыстной дружбе, умении видеть красоту в обычных вещах, добросердечности и чуткости. С помощью простых сюжетных линий режиссёр Юрий Бутырин доносит до аудитории важные мысли. Например, когда в мультфильме «Трям! Здравствуйте!» Медвежонок отказывается от предложения Ёжика взять с собою в выдуманную страну Тилимилитрямдию их общего знакомого Зайца.
— Надо зайца взять с собой. Он никогда не был в этой Тилимилитр...
— Тилимилитрямдии!
— Ага.
— Ему будет очень приятно.
— Что ты со своим зайцем привязался! Тилимилитрямдию я выдумал. И... и... ты с кем дружишь? Со мной или с зайцем?
— С тобой. И с зайцем.
— А я дружу с тобой. Понял?
— А со мной без зайца дружить нельзя. Понял?
— А я... А я...
Интересно, что этот эмоциональный диалог герои ведут, сидя на облаке. И, наверное, неспроста сразу после своего не слишком доброжелательного заявления Медвежонок вдруг начинает стремительно падать вниз. Но рядом вовремя оказываются и Ёжик, и тот самый Заяц, с которым Медвежонок почему-то не хотел дружить. Мультфильмы Юрия Бутырина полны аллегорий, которые дети считывают подсознательно. А взрослые улавливают сразу, и получают пищу для размышлений. Мультипликатор Юрий Бутырин считал, что в анимационном фильме, как и в кино, каждая сцена должна проигрываться с точки зрения человеческой психологии. И потрясающе выражал внутреннее состояние героев драматургией. Сын режиссёра, Кирилл, наблюдал за тем, как отец создаёт цикл про Ёжика и Медвежонка. Он позже вспоминал, что Бутырин ходил по комнате, изображая то переваливающегося с ноги на ногу медведя, то семенящего на маленьких лапках ёжика. Когда находил нужное движение, сразу же переносил его на бумагу.
Уникальные черты каждого персонажа и увлекательный сюжет помогают донести до зрителей главную суть доброго мультипликационного цикла про Ёжика и Медвежонка: любовь творит чудеса. Эта истина потрясающе, на мой взгляд, отражена в ленте «Удивительная бочка». У героев появилась пустая бочка. Медвежонок хотел, чтобы бочка наполнилась мёдом или вареньем. А Ёжик взял, и превратил бочку в смешную лошадку. Они долго спорили, что лучше. А потом сели рядышком на пенёк, и сказали друг другу важные слова:
— Я тебя очень люблю. Пусть бочка будет лошадью.
— И я тебя люблю. Пусть лошадка будет бочкой с мёдом.
И стоило героям произнести это, как произошло чудо. Какое — зрители узнают, посмотрев цикл трогательных мультипликационных фильмов про Ёжика и Медвежонка — «Трям, здравствуйте!», «Осенние корабли», «Зимняя сказка» и «Удивительная бочка». Примечательно, что персонажей в лентах озвучили замечательные актёры — Клара Румянова, Георгий Бурков и Вячеслав Невинный. А Юрий Бутырин, вспоминая работу над мультфильмами, признавался: оживая под карандашом, его герои придавали жизненные силы ему самому. И, продолжая мысль режиссёра, мы можем с уверенностью сказать, что уже несколько десятков лет они придают их и зрителям.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер