2 Сол., 274 зач. (от полу́), I, 10 - II, 2.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У знаменитого западного средневекового богослова Фомы Аквинского есть фраза, которая знакома и многим православным: «Молись так, как будто всё зависит от Бога, но действуй так, как будто всё зависит только от тебя». С течением времени мысль Фомы получила развитие, и у его фразы появились новые выражения, к примеру, такое: «Молись так, как будто умрёшь сегодня, но работай так, как будто будешь жить вечно». Впрочем, подобную мысль мы можем найти и у исламских богословов, и это неудивительно, ведь любая авраамическая религия утверждает, что человек должен, с одной стороны, источником своей жизни видеть лишь Бога, а с другой — трудиться над исполнением заповедей нашего Творца. В Новом Завете мы также видим такие призывы, и звучат они на фоне веры во Второе Христово Пришествие. О вере, о молитве и о труде говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й и 2-й глав Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам.
Глава 1.
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Только что прозвучавший отрывок Второго послания к Фессалоникийцам продолжает начатую ранее тему: христиане Фессалоник на фоне гонений и под воздействием лжеучителей начали верить, что Второе Христово Пришествие наступит чрезвычайно скоро, а потому можно оставить все земные труды и просто ждать. Целью апостола Павла было, во-первых, убедить, что ожидание Христова Пришествия отнюдь не должно сопровождаться бездействием, во-вторых, напомнить, что о точном времени Дня Господня никто из людей знать не может, и в-третьих, поддержать христиан Фессалоник в мужественном перенесении выпавших на их долю испытаний.
Особый, и, судя по всему, никогда не теряющий актуальности, интерес представляют финальные слова этого отрывка апостольского послания, в которых апостол Павел призвал своих адресатов «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания [...] будто уже наступает день Христов» (2Фес. 2:2).
Как мы знаем, во все времена находились проповедники, которые утверждали, что кончина мира наступит со дня на день. Зачастую назывались и конкретные даты. Такие проповедники всегда опирались на сопоставление слов Священного Писания и событий современности, при умелом подходе, подкреплённом талантом и харизмой, из такого сопоставления можно вывести что угодно, в том числе и утверждение о скором Христовом Пришествии.
Когда мы сталкиваемся с подобными речами, то нам стоит помнить, что Священное Писание, говоря о кончине мира, использует образный язык, который невозможно перевести на язык конкретных дат. Кроме того, не стоит забывать, что наша планета очень большая, в истории человечества не было того времени, когда везде и у всех всё было благополучно, всегда где-то тлели, а то и полыхали, вооружённые конфликты, всегда одни люди угнетали других, но человек устроен так, что обращать внимание он склонен лишь на то, что касается его лично, и близкие нам трагедии воспринимаются как имеющие вселенский масштаб, как то, что может стать предвестником конца мировой истории.
Апостол Павел писал, что христиане должны думать не о конкретных сроках кончины мира, а о том, чтобы в то время, в которое нам довелось жить, оставаться верными Христу, и если получится сохранять Ему верность, то нас с Ним не сможет разлучить ни настоящая земная жизнь, ни грядущая вечность, ну а все выпадающие на долю человека испытания мы сможем преодолеть силой Христовой и содействием Духа Святого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема