
Когда я была маленькой, мой родной Хабаровск накрыла эпидемия серозного менингита, и больницы были переполнены. Заболела и я, на каникулах между первым и вторым классами. Всем детям в нашей палате сделали пункцию, взяли спинномозговую жидкость на анализ. После этого нужно было лежать полсуток на животе и полсуток на спине, не шевелясь. Считалось, что так можно избежать осложнений в виде головной боли. Мы уже хорошо себя чувствовали, и, лишённые возможности двигаться, были обескуражены.
Санитарка, моя полы в палате, произнесла как бы ни к кому не обращаясь: «Бедные дети! Смерть за спинами ходит!» Наверное, сделала она это из благих побуждений, мол, услышав её слова, мы побоимся нарушать дисциплину, замрём на сутки, как и полагается, и не навредим себе. Мои соседи не придали словам особого значения, а я очень испугалась. Мне представлялась огромная страшная фигура за моей спиной.
Палата наша была на первом этаже, и каждый день приходил ко мне под окно папа. Я видела его родные глаза, улыбку, и понимала, что всё хорошо, он со мной, мы вместе, хоть и через стенку, и скоро я буду дома. Но в те сутки я даже не могла подойти к окну...
Ночью мне не спалось, и я дала волю слезам. Казалось, что я всё же шевелилась немного, вот ногой слегка, а это значит — скоро умру, и во второй класс мне пойти не суждено, и дома не окажусь.
Ко мне подошла старенькая медсестра, ночная дежурная. Она всё поняла без объяснений и погладила меня по голове. «Все мы под Богом, Он всё знает и видит. Спи, Он с тобой!»
Эти слова были настолько неожиданными, что я перестала плакать. Спросила о Боге: «А Он какой?» И опять услышала удивительное: «Он как твой папа. Добрый».
Больше медсестра не сказала ничего, просто посидела рядом, пока я засыпала. А наутро я проснулась радостная, будто что-то очень важное обрела. Да ведь так и было! Я, советская школьница, растущая в атеистической среде, услышала благую весть об Отце Небесном, Который меня любит!.. И животный страх ушёл, растворился. Потому что Отец Небесный, Бог, оказывается, со мной всегда, не через стенку! И от всего плохого защитит...
Все мы выздоровели тогда, все пошли после каникул в школу. А у меня, кроме крохотной отметинки от пункции на теле, осталась и отметинка в душе. Я жила теперь с ощущением, что есть Кто-то добрый, сильный и большой, как папа, но ещё сильнее, и Он всегда со мной. И от этого росли во мне радость и особая внутренняя свобода.
О том, что бояться следует не смерти, а только греха, отделяющего нас от Бога, я узнала много позже, когда пришла в Церковь. Как и о том, что ни единого волоса с моей головы не упадёт без воли Божьей. Но та старенькая медсестра простыми словами донесла до меня, маленькой, знание: Бог меня любит и Ему надо доверять.
Жаль, что я не запомнила её имени... А впрочем, можно же всё равно поминать её в молитве, ведь Господь всё знает и помнит.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.