
Постоянно я что-то планирую, пишу списки дел. Со школьных лет буквально. Списки на завтра, с вечера, важные дела и не очень, даже помечаю их специальными значками: что-то надо успеть непременно, а что-то — по остаточному принципу... И, сколько помню, всё корю себя за неуспеваемость. А точнее — за импровизации. Потому что часто делаю не главное, но интересное, а казавшееся ещё вчера главным спокойно отодвигается на неделю, ведь появляются новые обстоятельства. И снова я себя ругаю за неорганизованность, или горюю, что в сутках всего 24 часа, и прошу Бога мне посодействовать.
А бывает, что все мои планы так и остаются на бумаге, хотя я и стараюсь, и Господа с утра о помощи прошу... И ничего же вроде плохого делать не собиралась, так почему же весь день насмарку? Планировала закончить редактирование статьи, но перебои с электричеством помешали нормальной работе компьютера. Поехала на почту, но застряла в пробке и явилась как раз к обеденному перерыву, пришлось полтора часа ждать, гулять неподалёку... А вечером хотела лечь пораньше и почитать перед сном, но муж принёс откуда-то свежей рыбы, купил у рыбака, и опять импровизации: чистить в четыре руки, так быстрее, жарить...
За ужином разговорились, я посетовала на свой неудачный день. А муж возразил: «Твои неудачи — сущие пустяки. А ты иначе глянь, что реально произошло и что ты делала! Разве это было плохо?»
И действительно. Намеченная редактура перенесена на завтра, но зато в квартире чистота: я убралась, да ещё попутно написала стихотворение. А когда автобус стоял в пробке, я познакомилась с симпатичной семейной парой из Владивостока и рассказывала им о древних святынях нашего города, помогала выстроить туристический маршрут с пользой для души.
А когда на почте был перерыв, сходила в храм, что неподалёку. Поставила свечку, помолилась. Купила в свечной лавке небольшой подарок крестнице...
Всё это совершенно не входило в мои планы, но случился большой хороший день. И слава Богу!
Ведь и у Господа Свои планы на каждого из нас. И все они сводятся к тому, чтобы мы служили Ему каждым шагом, каждым дыханием, чтобы ни секунды нашей жизни не проводили мы в суете, забыв о Боге. Он всех нас к Себе привести желает — ради нас же.
Есть замечательные слова в тексте ежедневной молитвы святителя Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею...»
Я читаю — «рабе Твоей».
Вверять себя Богу и жить, всё делая ради Него, не забывать о Нём — это и есть главное. Ему принадлежать, а не суровому списку, что написала с вечера. Стараясь, конечно, следовать намеченному, как же иначе.
Дела могут и не получиться по разным причинам, но мы не знаем, когда окончится земной путь каждого из нас, и потому важнее всего — состояние души, а не галочки в блокноте.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.