Был период в моей жизни, когда я водил небольшие экскурсии в музее. Особенно любил зал с иконами ХVII века. Около одной иконы группы часто останавливались и бурно обсуждала образ. Даже самые скучающие оживлялись. Кто-то мог посмеяться. Большинство, наверное, недоумевало.
Древний образ. На нём — фигура в военной форме и плаще. В руках крест. Над головой нимб. Только вот голова — собачья. И начинались недоумения. Что это? Богохульство? Насмешка? Такими страшными привыкли видеть только демонов и бесов. Но это была икона. Святого Христофора.
Есть несколько версий, почему святой изображен в таком виде. Но меня заинтересовала такая. Людей с человеческим телом и пёсьей головой называли кинокефалы или песьеглавцами. Представление о живущем в далёких странах диком народе уходит своими корнями в античность. Древнегреческий историк Геродот, перечисляя опасности северо-востока Африки, такие как львы, огромные змеи упоминал свирепый народ собакоголовых людоедов. Легенда о путешествии Александра Македонского упоминает, что песьеглавцы жили в Индии. В любом случае речь о чужаках, иностранцах.
В древнем мировоззрении было четкое разделение, что нормальные люди только мы, а остальные и не совсем люди. Поэтому рассказы о собакоголовом народе носили принижающий этот народ метафорический характер. Хотя, некоторые могли воспринимать его буквально.
Когда я рассказывал это посетителям музея, в ответ получал вопрос: «а как этот песьеглавец попал на икону?» А это, я думаю, филигранная работа христианской проповеди.
Чужеземцы из однозначно свирепых чудовищ превращаются в кротких сподвижников апостолов. Такое предание существует у христиан Египта — коптов. Согласно ему апостолы Андрей и Варфоломей крестили песьеглавцев, и те стали кроткими и мирными, помогая им в проповеди Евангелия. А в эфиопской версии ещё описывается как символически один кинокефал по имени Порок, меняет имя на Христианин.
То есть, архитипичное представление о чужаке, злом и враждебном трансформируется под влиянием христианской проповеди. Старая оболочка наполняется новым содержанием.
А что же со святым Христофором? Версий много, одни источники говорят, что он был из племени песьеглавцев, а другие что это символическое изображение, указывающее на его звероподобную свирепость до принятия христианства. В западных странах его изображали с обычным человеческим лицом.
Икона имеет некоторую долю условности. Она не фотография из паспорта. Христианская проповедь обезоружила легенду, что все чужаки — нелюди, возвысив образ чужака до святости.
Мне кажется, что через этот образ церковь призывает заглянуть в себя, проанализировать, задаться вопросом, а мы ко всем относимся одинаково вне зависимости от их национальности? Нет такого, что мы и сегодня расчеловечиваем чуждых по духу людей? Ведь Господь не только создал каждого человека, он за каждого взошел на крест, умер и воскрес. Во Христе больше нет превосходства одного народа над другим!
Вот такие важные выводы я сделал благодаря знакомству с иконой. На которой изображен человек с головой пса. Святой Христофор, моли Бога о нас.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











