Великая или Страстная Пятница — страшный и скорбный день в церковном календаре. Христиане вспоминают, как Христос принял мученическую смерть на кресте за весь род человеческий. Богослужение вечером накануне Великой Пятницы особое. Во время него священник или диакон читает 12 отрывков из Евангелия. Они посвящены прощальной беседе Иисуса Христа с учениками, предательству Христа Иудой, суду и распятию Спасителя. Между отрывками из Священного Писания поются антифоны — особые песнопения. Называются они так потому, что в древности исполнялись поочерёдно двумя хорами. То есть хоры будто отвечали друг другу звуком на звук. Отсюда и название «звук напротив» или по-гречески «антифон».
Текст одного из антифонов Страстной Пятницы повествует о предательстве Христа одним из Его учеников — Иудой. Давайте поговорим об этом песнопении и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть антифона по-русски звучит так: «В этот день Иуда покидает Учителя и принимает в себя дьявола, ослепляется страстью сребролюбия и, объятый мраком, лишается света. Ибо как мог видеть продавший Светило за тридцать сребреников?» Вот как текст песнопения звучит по-церковнославянски: «Днесь Иу́да оставля́ет Учи́теля, и прие́млет диа́вола, ослепля́ется стра́стию сребролю́бия, отпа́дает Све́та омраче́нный. Ка́ко бо можа́ше зре́ти, Свети́ло прода́вый на три́десятих сре́бреницех?»
Послушаем первую часть антифона.
Текст второго отрывка антифона обращён ко Христу. Вот как этот фрагмент звучит на русском языке: «Но нам воссиял Пострадавший за мир, Которому мы возгласим: „Пострадавший и людям сострадающий Господи, слава Тебе!“» По-церковнославянски вторая часть песнопения звучит так: «Но нам возсия́ Страда́вый за мир. К Нему́ же возопии́м: пострада́вый и сострада́вый челове́ком, Го́споди, сла́ва Тебе́».
Послушаем вторую часть антифона Великой Пятницы:
«Но нам воссиял Пострадавший за мир...» — поётся в песнопении. И союз «но» в данном случае будто проводит черту между тьмой и светом. Тьмой, в которую погрузился искушённый деньгами Иуда, и Светом, то есть Господом, которого он предал. А когда наш хор в Великую Пятницу поёт это песнопение, я думаю о том, какая тонкая, едва заметная эта разделительная линия. Как легко её преступить. Как просто, поддавшись мимолётному искушению, можно вдруг оказаться на тёмной стороне. И даже не заметить этого. Но к счастью, пока мы живы, имеем возможность, покаявшись, вернуться обратно, к свету. Потому что с нами «Пострадавший и людям Сострадающий» Господь.
Давайте послушаем антифон Великой Пятницы полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы живём в обществе, которое подчиняется закону. Бывают такие случаи, когда мы оказываемся перед тяжёлым выбором: следовать нормам и правилам или же отступить от них и сохранить человеческое достоинство. Каким же критерием руководствоваться в этих ситуациях? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы прояснить смысл только что прозвучавшего отрывка, давайте представим себе игру в шахматы. Шахматная игра — это целый мир. Этот мир самодостаточен и в высшей степени упорядочен. Фигуры на доске имеют свою иерархию. Каждая по-своему вписывается в структуру игры и каким-то образом соотносится с другими фигурами. Точно так, каждая фигура может ходить лишь по своей траектории. Например, ферзь имеет высокую ценность только потому, что он является частью этой организованной структуры. В её границах он может делать большее разнообразие ходов и иметь больший вес, чем любая другая фигура. Точно так своё место занимают король, ладья, слон, конь и даже пешка. Однако вне шахматной партии те функции, которые эти фигуры исполняют и те отношения, которые между ними существуют, не имеют никакого значения. Это просто предметы странной формы. Закон игры здесь не работает.
Продолжим аналогию. Кто-то может быть плохим игроком в шахматы. Но это не означает, что в реальной жизни он безнравственный человек. Очевидно, что среди хороших и даже выдающихся шахматистов много людей благородных. Но история знает среди них и отъявленных мерзавцев — диктаторов, тиранов и лидеров глобальных тоталитарных систем. И мы не удивляемся этому. Для нас очевидно, что хороший игрок в шахматы не обязан быть высокоморальным человеком. Он просто должен владеть правилами игры.
Эта аналгия помогает нам понять отношения апостола Павла к закону. Очевидно, что закон для него — это система общественных правил и договорённостей. Причём речь идёт не только о гражданском законодательстве, но и об иудейском религиозном уставе, и даже шире, о самой культуре. Ведь любая культура всегда предлагает нам правила игры. Мы живём в этой системе с детства. Она определяет, что хорошо, а что плохо. Нередко, меняется культура, происходит сдвиг в этике и морали.
А потому, если я хороший в силу того, что меня просто приучили с детства играть по правилам, это не означает, что я хороший для Бога. Будучи вполне добропорядочным членом общества, я всё ещё могу жить, видеть, чувствовать и действовать в плоскости шахматной доски. Для того, чтобы приблизиться к Творцу необходимо выйти за эту плоскость. Поэтому и говорит апостол Павел о смерти. Необходимо умереть для закона, чтобы жить для Бога. Что это означает?
Конечно же, Павел не призывает к самоубийственной анархии. И мы видим, что в своих посланиях он не борется с современными ему социальными институтами или властями. Даже наоборот, призывает к исполнению морального и гражданского долга. Однако вместе с этим он напоминает, что христианин в первую очередь должен во всех своих делах стремиться исполнить заповеди Христовы. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно и ежечасно согласовывать с Евангелием. Стараться со всяким встречным вести себя по закону милости, любви и снисхождения. Это и означает сораспятие Христу, о котором апостол сегодня упоминает. Это и есть смерть для жизни по закону.
Если человек всего себя посвящает такому служению Богу, в той степени, в какой он преуспел на этом пути, его жизнь перестаёт быть одномерной. Она перестаёт быть ограниченной рамками культуры. В ней словно появляется объём. Сердце такого человека становится широким, пространным. В нём всё ощутимей проступает голос Божий, который подсказывает ему, когда, как и с кем он должен поступить строго по правилам, а когда ради милости, любви и снисхождения отступить от них или даже пренебречь ими. Эта и есть свобода во Христе: участвовать в игре, будучи фигурой на шахматной доске, но при этом вмешиваться в происходящее с позиции игрока. Даже в шахматах случаются такие чудесные метаморфозы. Здесь и пешка может внезапно стать ферзём и спасти всю партию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Зачем философия сегодня?» Интервью с И. Чубаровым
Гость программы — Игорь Чубаров, философ, доктор философских наук, проректор Тюменского государственного университета, директор «Школы метапредметных компетенций».
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Помощь центру социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области
Центр социальной реабилитации для детей и подростков «Надежда» располагается в деревне Косковская Горка Тверской области. Здесь находят поддержку семьи, которые переживают временные трудности, а также ребята, лишившиеся дома и родительской заботы.
12-летняя Ира — одна из подопечных. Девочка жила вместе с мамой в деревенском доме без отопления и каких-либо удобств. У женщины были психические расстройства, поэтому она не могла полноценно заниматься воспитанием и развитием ребёнка. Мама не выпускала дочь на улицу, и от людей прятала Иру в подвале. И всё же девочке удалось помочь.
В центре социальной реабилитации «Надежда» с подростком долгое время работали воспитатели и психологи. Постепенно Ира начала общаться с другими, учиться и заниматься творчеством: оказалось, что она хорошо рисует, танцует и поёт. У неё доброе сердце: девочка заботится об окружающих и умеет радоваться мелочам.
За то время, пока Ира находилась в приюте, маму лишили родительских прав. А дальше ребёнка ждал детский дом. Но на одном из праздников, которые центр проводит для подопечных и семей из ближайших деревень, Ира познакомилась с будущими приёмными родителями. Так она обрела заботливых папу и маму, трёх братьев и сестру. Сегодня ребёнок живёт в большом уютном доме и у неё есть поддержка взрослых. Всей семьей они любят гулять, кататься на велосипедах и роликах. Ира ходит в школу, рисует и занимается музыкой.
При участии центра социальной реабилитации «Надежда» жизнь многих детей и семей из Тверской области меняется к лучшему. Сегодня поддержка нужна самому центру. Важно закупить современную технику для обучения ребят, а также стеллажи для хранения книг и игрушек. Помочь центру можно на сайте Тверского фонда «Рука помощи»: https://fondrp.ru/rasshiryaya-vozmozhnosti-budushhego/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов