Став членами Церкви Христовой, мы принимаем участие в Святых Христовых Таинствах — Причастии и Исповеди, молимся на службах, постимся, каемся. Никакая исповедь не возможна без искреннего покаяния. Покаяние — а по-гречески «метанойя» — переводится как «перемена ума». То есть покаяние — это неповторение греха, потому что ты изменил свое сознание, свой ум.
Мне кажется, что это и есть самая главная духовная задача человека, находящегося в Церкви, — изменить свой ум. Не изменить себя, а именно изменить свой разум, то есть, свой взгляд на привычные вещи, события, ситуации, людей. Сдвинуть с места эту каменную стопудовую плиту, которая у тебя в голове, повернуть угол ее расположения.
Как это сделать? Я узнала это с помощью одного замечательного, глубоко верующего человека, сестры милосердия, которой, к сожалению, уже нет в живых. Ирина обладала одним редчайшим человеческим качеством: слушая рассказ о каких-то личных переживаниях, она никогда не давала советов, но всячески поддерживала, говоря: «У Бога милости много», «Господь управит», «Помолимся»... Являясь очень интеллектуальным человеком, она была мудрой не своим умом, но отречением от своего ума, всецелым упованием на Божью волю. Наверное, единственный совет, который она мне дала — «Думай хорошо и о хорошем!», и всегда мне это повторяла, будто призывая к моему личному покаянию, к «метанойи».
В общении с Ирой я поняла, что нужно по-хорошему не иметь своего мнения. Всегда во всех вопросах прибегать к Помощи Божией через молитву и самоумаление: «Я не знаю, я могу сейчас ошибаться. Господи, помоги, подскажи, как правильно». Вот это доверие Богу, на мой взгляд, и есть первая ступенька к изменению ума. У православного человека, мне кажется, стоит очень интересная задача — найти себя настоящего. Такого, каким именно тебя задумал Господь. Откопать жемчуга своей души. И тогда ты сам удивишься, какой же ты красивый!
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
3 февраля. О подвиге Преподобного Максима Исповедника
Сегодня 3 февраля. День памяти Преподобного Максима Исповедника, жившего в седьмом веке в Константинополе.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Максим Исповедник жил в сложное апокалиптическое время, которое многим казалось последним. В попытке вернуть монофизитов Египта и Сирии в церковное единство, император Ираклий при содействии церковной же иерархии сформулировал учение о том, что у Господа Иисуса Христа не было человеческого действия и человеческой воли — монофизитизм. Европа все еще переживала переселение народов. В трагических обстоятельствах и потрясениях времени мало кто продолжал следить за чистотой православного исповедания и находиться в поисках нравственной чистоты и догматической правды. Весь мир, казалось, находился в поисках компромисса. Но не таков был Максим Исповедник. Именно он в союзе с православным папой римским дерзновенно выступил против еретической политики императора в вопросах учения, за что в итоге и пострадал. После долгих гонений, суда и несправедливого осуждения, Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он более не мог ни проповедовать, ни писать. Спустя несколько лет он умер в ссылке на Кавказе.
Преподобный Максим оставил после себя многие аскетические и нравоучительные произведения, а также толкования на сложнейшие места писания. Максим не принадлежал к клиру, но был простым монахом. Однако это не мешало ему чувствовать свою ответственность за все происходившее тогда в церкви и в церквях во вселенском масштабе. Этой его твердости в вере, максималистской, святой бескомпромиссности Максима, умению жить правдой писания и преданий, не идти в ногу со временем в самые сложные последние времена, мы, православные христиане, призываемся подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 февраля. Об истории Ватопедской Иконы Богородицы «Отрада и Утешение»
Сегодня 3 февраля. Церковь чтит Ватопедскую Икону Богородицы «Отрада и Утешение».
О её истории — протоиерей Владимир Быстрый.
Эта икона находится в монастыре Ватопед, в переводе «Куст Отрока» на Святой горе Афон. По-гречески эта икона называется «Парамифия», то есть дословно «утешение». Она стала известна и почитаема после происшедшего от неё чуда. Это произошло 21 января 1320 года. Банда пиратов высадилась около Ватопеда, спряталась в горах и ожидала, когда откроют монастырские ворота. Понятно, что они хотели ограбить обитель. Действительно, была такая традиция. После утреннего богослужения игумен передавал ключи привратнику, который открывал ворота и впускал паломников. Но вдруг игумен услышал голос, который исходил от образа Божьей Матери. Божья Матерь запретила отворять ворота в этот день. Наоборот, она сказала подняться на стены для отражения нападения разбойников. Игумен посмотрел на икону и увидел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресвятой Богородицы и, обращаясь к матери, говорит: «не надо, мать моя, не возвещай им всего. Пусть они получат то, что заслужили, потому что не берегут о своих монашеских обязанностях». Но Богородица держит свою руку на запястье младенца, как бы отводя руку от своих уст.
Вот такую чудную икону мы имеем для нашего молитвенного поклонения. Мы видим и знаем, что Пресвятая Богородица всегда заступается за род человеческий. Как мать она проявляет родительскую настойчивость и даже материнскую строгость. Вся любовь ее направлена к роду человеческому.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 февраля. О том, что может противопоставить христианин сквернословию
Сегодня 3 февраля. Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
О том, что может противопоставить христианин сквернословию — священник Стахий Колотвин.
Отнюдь не всегда уместно выражение «лучшая защита — это нападение». Однако в ситуации борьбы с ненормативной лексикой, которую мы вместе со всем миром сегодня празднуем, эта фраза как никогда актуальна для любого православного христианина. Потому что человек неверующий, ему противопоставить сложно что-то. Он может опираться на свое воспитание, на какие-то культурные рамки, на корпоративные стандарты. Ну, то есть всегда будет просто в обороне. Вокруг него будет звучать ненормативная лексика, но он будет отбиваться, переключая свое внимание. Он будет отбиваться тем, что у него есть крепкая броня этикета. А что же может сделать христианин, чего недоступно окружающим?
На самом деле ненормативная лексика заполняет те пустоты в нашей душе, где должна быть молитва. Молитва не по расписанию, не молитва, которая перед едой или в начале дня или в его конце, не молитва благодарственная за какое-то благодеяние, не молитва, когда нам нужно что-то Господа серьезно попросить. Порой просто выпадает некоторое испытание, либо в моменте, либо загорелась страсть в нашей душе. И человек понимает, что нужно еще духовное усилие. Но если не сделать благого духовного усилия, если не помолиться, то даже если человек будет воспитанный, ругательство прозвучит у него, по крайней мере, среди его мыслей. Наша же христианская задача — помолиться, и места для ругательства просто не останется.
Все выпуски программы Актуальная тема