Как часто, казалось бы, простой обмен мнениями вдруг перерастает в спор? Пять минут назад вы были полны спокойствия и мудрости — а теперь эмоционально дискутируете и совсем не слышите собеседника. Давайте разберемся, почему так происходит.
Есть одно известное латинское изречение: «discussio mater veritas est» — а в переводе оно звучит как «В споре рождается истина». Древние Римляне приписывали данное высказывание философу Сократу, однако в оригинале античный мудрец говорил совсем другое. Ведь что получилось: сказал великий мудрец на греческом, затем его слова перевели на латынь, а уж потом — на другие языки. Поэтому смысл высказывания исказился. Если точно переводить слово «discussio», то это не спор, а исследование, разбор, обсуждение. Дословный перевод изречения Сократа выглядит так: «В обсуждении рождается истина». Или даже так: «В диалоге рождается истина». Согласитесь, что слово «спор» в русском языке имеет немного другой оттенок значения.
Родственниками русского слова «спор» являются церковно-славянское «пьря» (отсюда в нашем языке «прения»). А также однокоренные «отпор, упор, препираться». А синонимом является слово «полемика», произошедшее от греческого «столкновение, бой». Вот мы и увидели, что в самом слове «СПОР» скрыта конфликтность. Не очень подходит для рождения истины.
Поэтому предлагаю вернуться к изначальному смыслу всем известной фразы: в обсуждении рождается истина. Ведь важны обмен мнениями и попытка прийти к согласию. Апостол Павел говорил: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».
А у меня есть пара приемов для тех, кто любит дискутировать. Первое. Признавайте правоту собеседника там, где это возможно. И второе: не противопоставляйте, а дополняйте, например: «Да, интересная мысль. Кстати, что ты думаешь о том-то.. » Или: «Продолжая твою мысль, хочу напомнить...»
Для рождения истины нужен не спор, а умение вести беседу и взаимное уважение.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







