«Живи, не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!» — это надпись со старинной дореволюционной открытки. Позитивные, вдохновляющие, жизнеутверждающие слова придумала Елизавета Меркурьевна Бём — известная во всём мире русская художница-иллюстратор. По такой простой формуле она сама жила и творила. Современники Елизаветы Бём говорили: своим добрым талантом художница несёт свет и радость взрослым и детям.
Рисовать Елизавета начала в раннем детстве. «Иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки», — рассказывала она. Животные и птицы, цветы и деревья — Лиза ловко и точно зарисовывала всё, что видела вокруг в родовом имении семьи под Вологдой. Родители девочки обратили внимание на её талант. Когда Лизе исполнилось 14, они определили её в Рисовальную школу Петербургского Общества поощрения художников. В 1864 году девушка выпустилась из школы с медалью за отличную учёбу.
Известность пришла к художнице, когда она начала работать в технике силуэта — рисунка, тонко прорезанного на чёрной бумаге. Первым её силуэтом стал портрет музыканта Антона Рубинштейна, который Елизавета сделала прямо во время его концерта в Петербурге. Композитор, увидев его, пришёл в восхищение и сказал, что это лучшее его изображение. Отдыхать от шумной столицы Елизавета Меркурьевна любила в своём загородном имении. Там она проводила много времени в кругу деревенских ребятишек. Зарисовывала сценки из их повседневной жизни, а потом на основе рисунков выполняла силуэты. Они получались невероятно тонкими, словно живыми. Художница издала несколько альбомов таких силуэтов — и они разошлись, словно горячие пироги. Кстати, именно так — «Пирог», называлась серия забавных иллюстраций, которую Елизавета Бём выпустила в 1880-м году. В картинках рассказывалось, как дети захотели испечь пирог, а собака и кошка им помогали. По сути, это был первый русский комикс. Он очень понравился народу. Оценили его и в мире искусства. Художественный критик Стасов писал: «В рисунках Бём выражается детский мир; душа, чувство, мысли, характеры». Неудивительно, что Елизавете Меркурьевне доверили иллюстрировать «Азбуку». Она вышла в конце 1880-х годов, и включила в себя 30 акварелей. Серия рисунков Елизаветы Бём к «Азбуке» по праву считается одной из лучших работ художницы.
Однако годы напряжённой работы давали о себе знать. Елизавета Меркурьевна начала терять зрение. Она больше не могла творить в тонкой технике силуэта. Но знала, что её рисунки приносят людям радость, и не хотела их этой радости лишать. Художница стала создавать поздравительные открытки. Главными героями сюжетов по-прежнему оставались деревенские дети. Пасхальные и рождественские открытки художница подписывала фрагментами церковных песнопений. А для серии «Открытки на каждый день» она сама придумывала вдохновляющие подписи. Открытки имели невероятный успех! Несколько серий приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Члены царской семьи с удовольствием обменивались открытками Елизаветы Бём. Французское издательство предложило художнице солидную сумму за эксклюзивное право печати её открыток. Однако Елизавета Меркурьевна отказалась от заманчивого предложения. Ведь в этом случае она не смогла бы больше публиковаться в России. А Отечеству художница хотела служить своим творчеством.
Между тем, Елизавета Меркурьевна продолжала стремительно терять зрение. Но бросить любимое дело она не могла. И переключилась на дизайн посуды. По эскизам Бём Мальцовский стекольный завод изготовил несколько серий стеклянных и фарфоровых изделий. И так же, как открытки, люди скупали её стаканчики, графины и вазы, едва они появлялись на прилавках посудных лавок. В 1910-м году неутомимая 67-летняя художница писала: «Я всё ещё не оставляю своих занятий, и не столько в силу необходимости, сколько любя по-прежнему своё дело». На юбилей творческой деятельности Елизаветы Бём сотрудники издательства «Посредник», с которым она активно сотрудничало, прислали ей поздравительный адрес. В нём были такие строки: «От всей души надеемся, что вы ещё долго послужите своей прекрасной кистью делу для народа». Елизавета Меркурьевна прослужила любимому делу до последнего вздоха. И даже дольше — после кончины художницы её произведения продолжали издаваться во всём мире, принося людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
В чем кого осудишь…. Наталья Махмудова
Тяжело избавиться от осуждения. Иногда кажется, что это едва ли не естественно для нас. Вот мне очень сложно не осуждать людей в храме. Настроишься на молитву, а тут свечку просят передать или разговаривают. А сколько опаздывают и отвлекают своими перемещениями. Я пониманию, что пунктуальностью сама не могу похвастаться. Но чтобы в храм, на службу!
Изменилось все на одной воскресной службе. Я опоздала. Как так вышло? Не могла понять. Вроде собиралась, как всегда. Ну, да. Чуть попозже встала, но я же так устала за рабочую неделю. А народ в храм еще идет, хоть служба началась. И среди них постоянно опаздывающие. Смотрю на них и думаю. Опять они поздно, как обычно. Я-то не всегда, я случайно. Двери храма открыты на улицу. Батюшка кадит во время часов. Уже совсем стыдно!
И вот на мой внутренний вопль: «Ну почему же я опять опоздала?!», я слышу четкий ответ: «Чтобы не осуждала». Здесь юлить уже возможности не было. Как ушат холодной воды приняла это осознание. Вспомнилось: «В чем кого осудишь — в том сам и побудешь».
Стояла на литургии с этим осознанием и радовалась, что занозу в себе обнаружила. И вынуть есть возможность — на исповедь сходить.
С тех пор стала за собой следить, мысли ненужные отгонять подальше, вспоминая этот случай. Желание по привычке осудить все равно подступает. Все равно вижу, что в храме и свечи передают, и разговаривают, и опаздывают. Только вектор мыслей теперь на себя стараюсь направлять. Без них — мирнее на душе. Не естественно это — судить других. Этого падшая наша природа требует. А душа осуждением тяготится.
Наверное, это и есть духовная работа. Когда обстоятельства не изменились, а ты сам должен изменить отношение к ним и к себе.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 октября. О взыгрании младенца Иоанна Крестителя во чреве праведной Елисаветы
В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о встрече матери пророка Иоанна Крестителя и Богородицы: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О взыгрании младенца во чреве праведной Елисаветы, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
14 октября. О певческом и композиторском таланте Преподобного Иоанна Кукузеля
Сегодня 14 октября. День памяти Преподобного Иоанна Кукузеля, жившего в XIV веке.
О его певческом и композиторском таланте, — протоиерей Михаил Самохин.