«Живи, не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!» — это надпись со старинной дореволюционной открытки. Позитивные, вдохновляющие, жизнеутверждающие слова придумала Елизавета Меркурьевна Бём — известная во всём мире русская художница-иллюстратор. По такой простой формуле она сама жила и творила. Современники Елизаветы Бём говорили: своим добрым талантом художница несёт свет и радость взрослым и детям.
Рисовать Елизавета начала в раннем детстве. «Иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки», — рассказывала она. Животные и птицы, цветы и деревья — Лиза ловко и точно зарисовывала всё, что видела вокруг в родовом имении семьи под Вологдой. Родители девочки обратили внимание на её талант. Когда Лизе исполнилось 14, они определили её в Рисовальную школу Петербургского Общества поощрения художников. В 1864 году девушка выпустилась из школы с медалью за отличную учёбу.
Известность пришла к художнице, когда она начала работать в технике силуэта — рисунка, тонко прорезанного на чёрной бумаге. Первым её силуэтом стал портрет музыканта Антона Рубинштейна, который Елизавета сделала прямо во время его концерта в Петербурге. Композитор, увидев его, пришёл в восхищение и сказал, что это лучшее его изображение. Отдыхать от шумной столицы Елизавета Меркурьевна любила в своём загородном имении. Там она проводила много времени в кругу деревенских ребятишек. Зарисовывала сценки из их повседневной жизни, а потом на основе рисунков выполняла силуэты. Они получались невероятно тонкими, словно живыми. Художница издала несколько альбомов таких силуэтов — и они разошлись, словно горячие пироги. Кстати, именно так — «Пирог», называлась серия забавных иллюстраций, которую Елизавета Бём выпустила в 1880-м году. В картинках рассказывалось, как дети захотели испечь пирог, а собака и кошка им помогали. По сути, это был первый русский комикс. Он очень понравился народу. Оценили его и в мире искусства. Художественный критик Стасов писал: «В рисунках Бём выражается детский мир; душа, чувство, мысли, характеры». Неудивительно, что Елизавете Меркурьевне доверили иллюстрировать «Азбуку». Она вышла в конце 1880-х годов, и включила в себя 30 акварелей. Серия рисунков Елизаветы Бём к «Азбуке» по праву считается одной из лучших работ художницы.
Однако годы напряжённой работы давали о себе знать. Елизавета Меркурьевна начала терять зрение. Она больше не могла творить в тонкой технике силуэта. Но знала, что её рисунки приносят людям радость, и не хотела их этой радости лишать. Художница стала создавать поздравительные открытки. Главными героями сюжетов по-прежнему оставались деревенские дети. Пасхальные и рождественские открытки художница подписывала фрагментами церковных песнопений. А для серии «Открытки на каждый день» она сама придумывала вдохновляющие подписи. Открытки имели невероятный успех! Несколько серий приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Члены царской семьи с удовольствием обменивались открытками Елизаветы Бём. Французское издательство предложило художнице солидную сумму за эксклюзивное право печати её открыток. Однако Елизавета Меркурьевна отказалась от заманчивого предложения. Ведь в этом случае она не смогла бы больше публиковаться в России. А Отечеству художница хотела служить своим творчеством.
Между тем, Елизавета Меркурьевна продолжала стремительно терять зрение. Но бросить любимое дело она не могла. И переключилась на дизайн посуды. По эскизам Бём Мальцовский стекольный завод изготовил несколько серий стеклянных и фарфоровых изделий. И так же, как открытки, люди скупали её стаканчики, графины и вазы, едва они появлялись на прилавках посудных лавок. В 1910-м году неутомимая 67-летняя художница писала: «Я всё ещё не оставляю своих занятий, и не столько в силу необходимости, сколько любя по-прежнему своё дело». На юбилей творческой деятельности Елизаветы Бём сотрудники издательства «Посредник», с которым она активно сотрудничало, прислали ей поздравительный адрес. В нём были такие строки: «От всей души надеемся, что вы ещё долго послужите своей прекрасной кистью делу для народа». Елизавета Меркурьевна прослужила любимому делу до последнего вздоха. И даже дольше — после кончины художницы её произведения продолжали издаваться во всём мире, принося людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.