
«Живи, не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!» — это надпись со старинной дореволюционной открытки. Позитивные, вдохновляющие, жизнеутверждающие слова придумала Елизавета Меркурьевна Бём — известная во всём мире русская художница-иллюстратор. По такой простой формуле она сама жила и творила. Современники Елизаветы Бём говорили: своим добрым талантом художница несёт свет и радость взрослым и детям.
Рисовать Елизавета начала в раннем детстве. «Иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки», — рассказывала она. Животные и птицы, цветы и деревья — Лиза ловко и точно зарисовывала всё, что видела вокруг в родовом имении семьи под Вологдой. Родители девочки обратили внимание на её талант. Когда Лизе исполнилось 14, они определили её в Рисовальную школу Петербургского Общества поощрения художников. В 1864 году девушка выпустилась из школы с медалью за отличную учёбу.
Известность пришла к художнице, когда она начала работать в технике силуэта — рисунка, тонко прорезанного на чёрной бумаге. Первым её силуэтом стал портрет музыканта Антона Рубинштейна, который Елизавета сделала прямо во время его концерта в Петербурге. Композитор, увидев его, пришёл в восхищение и сказал, что это лучшее его изображение. Отдыхать от шумной столицы Елизавета Меркурьевна любила в своём загородном имении. Там она проводила много времени в кругу деревенских ребятишек. Зарисовывала сценки из их повседневной жизни, а потом на основе рисунков выполняла силуэты. Они получались невероятно тонкими, словно живыми. Художница издала несколько альбомов таких силуэтов — и они разошлись, словно горячие пироги. Кстати, именно так — «Пирог», называлась серия забавных иллюстраций, которую Елизавета Бём выпустила в 1880-м году. В картинках рассказывалось, как дети захотели испечь пирог, а собака и кошка им помогали. По сути, это был первый русский комикс. Он очень понравился народу. Оценили его и в мире искусства. Художественный критик Стасов писал: «В рисунках Бём выражается детский мир; душа, чувство, мысли, характеры». Неудивительно, что Елизавете Меркурьевне доверили иллюстрировать «Азбуку». Она вышла в конце 1880-х годов, и включила в себя 30 акварелей. Серия рисунков Елизаветы Бём к «Азбуке» по праву считается одной из лучших работ художницы.
Однако годы напряжённой работы давали о себе знать. Елизавета Меркурьевна начала терять зрение. Она больше не могла творить в тонкой технике силуэта. Но знала, что её рисунки приносят людям радость, и не хотела их этой радости лишать. Художница стала создавать поздравительные открытки. Главными героями сюжетов по-прежнему оставались деревенские дети. Пасхальные и рождественские открытки художница подписывала фрагментами церковных песнопений. А для серии «Открытки на каждый день» она сама придумывала вдохновляющие подписи. Открытки имели невероятный успех! Несколько серий приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Члены царской семьи с удовольствием обменивались открытками Елизаветы Бём. Французское издательство предложило художнице солидную сумму за эксклюзивное право печати её открыток. Однако Елизавета Меркурьевна отказалась от заманчивого предложения. Ведь в этом случае она не смогла бы больше публиковаться в России. А Отечеству художница хотела служить своим творчеством.
Между тем, Елизавета Меркурьевна продолжала стремительно терять зрение. Но бросить любимое дело она не могла. И переключилась на дизайн посуды. По эскизам Бём Мальцовский стекольный завод изготовил несколько серий стеклянных и фарфоровых изделий. И так же, как открытки, люди скупали её стаканчики, графины и вазы, едва они появлялись на прилавках посудных лавок. В 1910-м году неутомимая 67-летняя художница писала: «Я всё ещё не оставляю своих занятий, и не столько в силу необходимости, сколько любя по-прежнему своё дело». На юбилей творческой деятельности Елизаветы Бём сотрудники издательства «Посредник», с которым она активно сотрудничало, прислали ей поздравительный адрес. В нём были такие строки: «От всей души надеемся, что вы ещё долго послужите своей прекрасной кистью делу для народа». Елизавета Меркурьевна прослужила любимому делу до последнего вздоха. И даже дольше — после кончины художницы её произведения продолжали издаваться во всём мире, принося людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема