Любовь ко Христу на полотне Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Любовь ко Христу на полотне Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы»

Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Можем ли мы любить Христа так же самоотверженно, как героини картины Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы»? Эти святые женщины, взяв с собою миро, пришли ко Гробу Господню, чтобы умастить тело своего Учителя, несмотря на риск оказаться преследуемыми иудеями.

«Жёны-мироносицы» Михаил Нестеров, 1889г., из собрания Третьяковской галереи

— Маргарита Константиновна, а сфотографируйте меня, пожалуйста, вот здесь, на фоне этих огромных камней на берегу.

— Конечно, Наташа. Сейчас, минутку... (звук фотоаппарата на телефоне) Готово! Красивый кадр получился. И тебе очень к лицу это легкое белое платье. Ты напоминаешь мне ангела с картины Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы».

— Что-то я не помню такую картину... Она у вас в Третьяковской галерее находится?

— Да. Сейчас я её найду в интернете. Подожди секунду... Хорошо, что у меня здесь ловит интернет... Вот она, смотри! Художник написал её в 1889 году.

— Конечно! Я вспомнила эту картину. Справа ангел, который сидит на огромном камне, а слева — две женщины. Они тихонько пробираются к камням. Вокруг кромешная тьма, и только небольшой огонёк свечи виден в руках идущих. Это Евангельский сюжет, да?

— Верно. Михаил Нестеров изобразил жён-мироносиц — учениц Христа, которые пришли к Его Гробу, чтобы по восточному обычаю умастить бездыханное тело своего Учителя ароматным маслом — миром.

— Одной из жён-мироносиц была Мария Магдалина, как я помню?

— Да. А ещё ко Гробу Спасителя пришли Мария КлеоповаСаломияИоаннаМарфаМария... Мы не знаем точно, сколько их было. Но, очевидно, эти женщины были смелыми и мужественными.

— Мужественными?

— Конечно. Ведь они могли поплатиться за этот поступок. Ученики Христа опасались за свою жизнь — и неспроста. Иудеи преследовали их. Посмотри на картину «Жёны-мироносицы»Нестеров изобразил женщин в темноте, ещё до восхода солнца. Время их прихода, а также позы говорят о том, что они пробирались ко Гробу с опаской, осторожно.

— Но зачем же было так рисковать, если уже ничем не помочь Христу?

— Жёнами-мироносицами двигала любовь, Наташа.

— Думаю, для них это была огромная потеря — утрата своего учителя...

— Без сомнения! Особенно это видно на картине по выражениям их лиц, едва различимым при свете свечи. Женщины пребывали в глубокой печали. Они плакали. Но у входа в пещеру встретили ангела в сияющих белых одеждах. «Что ищете Живого среди мёртвых? — спросил посланник Божий, — Его нет здесь. Он воскрес». Так сказано в Евангелии.

— Лик ангела спокоен, умиротворён, сияет так ярко! Будто художник не красками его написал, а солнечным светом.

— Михаил Нестеров использует контраст. На фоне жён-мироносиц в чёрных одеждах, съёжившихся от горя и страха, на фоне тёмного неба, ангел, написанный светлыми красками, выглядит светящимся во тьме. Это создаёт ощущение робкой, но уже свершившейся радости — Воскресения Христова.

— И совсем скоро жёны-мироносицы вытрут слёзы и устремятся поскорее рассказать апостолам и всем вокруг невероятную весть о том, что Христос Воскрес! А ведь получается, что ученицы Христа, как и ангел, — посланники Божии!

— Конечно! Поэтому Церковь и причислила их к ликам святых. А Марию Магдалину, например, прославили как равноапостольную, то есть равную апостолам. Она несла людям Слово Божие, прославляла имя Христово.

— И не боялась! Мне бы тоже хотелось иметь в себе хоть каплю такого мужества, веры и любви, какая была у учениц Христа. Как здорово, что вы вспомнили о картине «Жёны-мироносицы»Маргарита Константиновна. Замечательная работа!

— Мы с тобой снова сможем увидеть её у нас в Третьяковской галерееНаташа, когда вернёмся из путешествия.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем