— Андрей Борисович! Идите скорее сюда!
— Тише, Олег! Кажется, тебя сейчас весь Нижегородский художественный музей услышал.
— Ой, правда! Совсем забылся. Просто я увидел картину, которая меня очень удивила. Посмотрите, Андрей Борисович!
— Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение князя Владимира». Великолепное полотно. Очень известная работа художника. А чем она тебя удивила?
— Ну... Ведь «Крещение князя Владимира» — это фреска, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Я не знал, что у Васнецова есть ещё и такая картина.
— Олег, ответ на твоё недоумение очень прост. Ну, посуди сам: художник ведь не сразу пишет набело. Он тщательно готовится, делает наброски, эскизы, этюды.
— Точно! То есть, наша картина — один из этапов работы над великой фреской?
— Совершенно верно! Перед нами — финальный этюд Васнецова к фреске «Крещение святого Владимира». От росписи в киевском храме он практически не отличается.
— А как Васнецов готовился к росписи Владимирского собора? Ну, помимо того, что рисовал этюды. Ведь нужно было, наверное, столько всего узнать! И о сюжете, который он собирался запечатлеть, и о технике письма.
— Знаешь, сколько занял у Васнецова подготовительный этап? Целых одиннадцать лет — с 1885 по 1896 годы. Виктор Михайлович подробно исследовал древние рукописи. Кстати, в них он нашёл описание внешности князя Владимира. И постарался, насколько это, конечно, возможно, добиться портретного сходства. Историческую линию сюжета Васнецов выстраивал в соответствии с «Повестью временных лет» монаха Нестора.
— Художник изобразил на картине момент крещения русского князя в византийском Херсонесе. Руины древнего города находятся на территории современного Севастополя. Там сейчас музей под открытым небом. В нём, кстати, можно увидеть остатки каменной купели, в которой князь принял православную веру. Они сохранились до наших дней!
— Да, и я не раз там бывал. Но давай вернёмся к картине. Некоторые искусствоведы считают — и я с ними, пожалуй, соглашусь — что Васнецов изобразил не только момент крещения, но и момент прозрения князя Владимира. Ты, наверное, помнишь, что накануне события Владимир ослеп? Но после того как он окунулся в святую купель, зрение к нему возвратилось.
— Конечно, помню! А ведь и правда, на картине Васнецова глаза у князя широко открыты. Он смотрит так, как будто видит мир впервые!
— Да ведь так оно и было. После крещения Владимир прозрел не только физически, но и духовно. Жестокий в прошлом, он совершенно преобразился. Вот как он сам о себе сказал: «Я был зверь, а стал человеком».
— На картине священник простирает над князем руку. Что это означает?
— Этим жестом священник призывает на того, кто принимает крещение, Благодать Божию. Возлагая на крещаемого руку, он произносит молитву, в которой просит Господа удалить из сердца человека все его прежние заблуждения и наполнить его верой, надеждой и любовью. Именно это, как мы только что говорили, и произошло с князем Владимиром.
— Полотно такое торжественное и радостное!
— А как же иначе! Ведь вслед за князем просветится радостью веры православной и вся Русь. Глядя на картину «Крещение князя Владимира» возникает ощущение духовной чистоты, близости Бога. Кстати, сам Васнецов говорил, что во время росписи киевского храма испытывал подлинное счастье.
— И кусочек этого счастья великого художника есть в Нижегородском художественном музее!
Картину Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Константин Юон. «У Псковского собора»
— Виктор, мы с тобой уже не первый раз в Калужском художественном музее. Но эту картину ещё хорошенько не рассматривали. А ведь она такая яркая, и величественный храм тоже сразу привлекает внимание. Кстати, по манере письма очень похоже на работу художника Константина Юона. Давай скорее посмотрим, так ли это.
— Андрей, снимаю перед тобой шляпу! Вот, что значит, разбираться в живописи. Это действительно Юон! Полотно называется «У Псковского собора».
— Псковский собор! Ну конечно! А я-то думаю, почему храм на картине кажется мне таким знакомым. Я ведь недавно ездил в Псков и побывал в одной из главных его святынь — Свято-Троицком соборе. На полотне изображён именно он!
— Теперь и я узнаю! Троицкий собор стоит на территории крепости, на крутом берегу реки Пскова. Это — самый древний храм города.
— Да, он был возведён в десятом веке по личному распоряжению самой княгини Ольги!
— А когда его запечатлел на своей картине Константин Фёдорович Юон?
— Представь себе, в 1917-м году!
— Непростой был год. Революция, большевики, антирелигиозная пропаганда...
— Константин Фёдорович даже в советское время не боялся воспевать в живописи красоту и дух православных святынь. Например, в 20-х годах ХХ века он создал целый цикл работ, посвящённых Сергиеву Посаду и Троице-Сергиевой лавре.
— Однажды мне в руки попали мемуары Юона. С большим интересом их прочитал. Так вот, художник неоднократно говорил о том, что его вдохновляла русская провинция, её древняя архитектура и, конечно же, храмы.
— Юон не раз бывал в Европе, но в его творчестве эти путешествия отклика практически не нашли. А вот русской глубинке он посвятил не одно своё полотно.
— В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «У Псковского собора». Безусловно, храм — главный герой картины. Но на ней запечатлён не только он. Внизу, на пристани, у самой реки, художник изобразил людей, разноцветные крыши торговых рядов, прилавки, лодки, с которых идёт торг. Что это, ярмарка?
— Я думаю, что Юон запечатлел базарный день. Они обычно бывали по воскресеньям. Утром люди шли на Литургию в храм. А после праздничной воскресной службы открывался на рынок.
— Да, очень похоже. Знаешь, мне сейчас пришла в голову одна мысль. Кажется, своей картиной «У Псковского Собора» художник хотел показать, как тесно в нашей жизни подчас переплетены духовное и житейское.
— И что за делами насущными нельзя забывать о Боге. Эту мысль подчёркивает величественный белокаменный пятиглавый храм. Он возвышается над базаром, лодками, людьми.
— Как будто говорит: что бы мы ни делали, всегда над нами — Господь. Вспомнились слова из книги пророка Исайи. Их поют в храмах во время Великого поста: «С нами Бог!» От этих слов сразу светлеет на душе.
— И картина, кстати, тоже очень светлая! Обрати внимание, сколько в ней воздуха, пространства.
— Я только что заметил, что Константин Юон изобразил здесь раннюю весну. Посмотри — на пригорке возле собора кое-где лежит нерастаявший снег. Но и трава уже вовсю зеленеет. А небо над куполами — розовое. Какие потрясающие краски!
— Константин Фёдорович Юон однажды сказал, что постоянно ощущает стоящую над жизнью Божественную непреходящую красоту, её волшебный свет. Мне кажется, в этих словах он выразил всю суть своего творчества.
— И эти краски так ярко отразились в его картине «У Псковского Собора»!
Картину Константина Юона «У Псковского собора» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Фёдор Граль
Ранним утром, когда ещё не рассвело и весь город спал, по улицам Перми неслась пролётка. В ней сидел господин средних лет, одетый в скромный тёмно-зелёный мундир. На сосредоточенном лице его выделялись большие, добрые глаза. Господина звали Фёдор Христофорович Граль. Он был врачом, которого знала и любила вся Пермь. Доктор Граль спешил к пациенту. 14-летнему подростку внезапно стало очень плохо. Родственники послали за Фёдором Христофоровичем. Когда Граль вошёл в комнату больного, тот уже лежал с иконой и зажжённой свечою в изголовье — родные решили, что мальчик умирает. Доктор тщательно осмотрел подростка. Дал какую-то микстуру. Посидел рядом несколько минут. Потом сказал рыдающей семье, чтобы утёрли слёзы — завтра же паренёк будет бегать. И ушёл, не взяв за свой визит ни копейки. По мостовой вновь застучала пролётка доктора — его ждали другие пациенты. А больной открыл глаза, улыбнулся и попросил дать любимую игрушку — бумажный кораблик. Отец, мать и бабушка перекрестились перед иконой Божьей Матери «Всех Скорбящих радость». Они благодарили Бога за исцеление сына и молились о здравии доктора Граля. Такие воспоминания о Фёдоре Христофоровиче оставил во второй половине XIX-го века известный учёный-химик Модест Киттары. Он был племянником больного, и видел всё собственными глазами. Доктор Граль одним лишь своим появлением утешал и давал надежду даже самым тяжёлым больным. И был настоящим бессребреником. Не зря пермяки называли его «святой доктор».
В Пермь Фёдор Христофорович приехал в 1797 году. Его, выпускника Петербургского медико-хирургического училища, после стажировки в Европе и защиты докторской диссертации определили сюда губернским доктором. И поручили организовать в Перми первую городскую больницу. При этом вышел бюрократический казус: Гралю забыли назначить жалованье. Доктор шума поднимать не стал — три года, пока не спохватилось начальство, он трудился бесплатно, и жил на личные скромные сбережения, которые получил в наследство. Но даже в таком бедственном положении Граль бесплатно лечил нуждающихся. Ежедневно Фёдор Христофорович осматривал сотни пациентов. Помимо городской клиники, где Граль был и за терапевта, и за хирурга, и за окулиста, он трудился в больнице Пермской духовной семинарии. Взял доктор под свою личную опеку и Пермский сиротский приют. На собственные средства он приобретал для детей лекарства, устраивал среди местного купечества сборы в пользу приюта. Популярный столичный журнал «Отечественные записки» напечатал статью о Фёдоре Христофоровиче Грале под названием «Благодетельный врач из Перми». В ней были такие строки: «Днём или ночью, в ненастье, в жар и в стужу, по первому извещению всякого посетит — знатный ли господин, или последний из слуг. Подробно разведает состояние болезни, предпишет лекарство и пищу, — и если заметит у кого нужду в чем... всем тем снабдит из своего дому».
В 1835-м году во время операции Фёдор Христофорович порезал скальпелем палец. Началось заражение крови. Трое суток, пока умирающий Граль лежал у себя дома, под его окнами стояли горожане и молились. Перед кончиной Фёдор Христофорович исповедовался и причастился. За гробом Фёдора Христофоровича шла вся Пермь. Многие приехали за сотни вёрст, чтобы проводить в последний путь «святого доктора».
Память о «благодетельном враче» живёт до сих пор. В 1997-м году в Перми учредили медаль памяти Фёдора Граля. Награда вручается жителям Пермского края за выдающиеся заслуги в разных сферах деятельности, в том числе и в медицине. А в 2003-м году Пермской городской клинической больнице было присвоено имя её основателя — Фёдора Христофоровича Граля.
Все выпуски программы Жизнь как служение