Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, хочу тебе признаться: когда ты сегодня предложил пойти в Рязанский художественный музей, я подумала: сколько раз уже здесь бывала! А вот сейчас хожу с тобой по залам, и понимаю, что многие полотна, кажется, вижу впервые!
— Скажу тебе так, Аллочка: даже знакомые картины всякий раз раскрываются перед нами новыми гранями. Вот, например, эту работу художника Николая Степановича Иванова я очень хорошо знаю. И всё равно не могу пройти мимо. Перед нею хочется остановиться и долго рассматривать.
— Давай, Андрюша, так и сделаем. Потому что эту картину я точно раньше не видела. Прекрасный зимний городской пейзаж! Как она называется?
— Название у неё очень простое: «Вид на Старобазарную площадь в Рязани».
— Так это Рязань! Но что-то я не припоминаю здесь такую площадь...
— Ну, разумеется. Николай Иванов написал полотно в середине 19-го столетия. А площадь переименовали после известных событий 1917-го года — сейчас она называется Площадь 26-ти Бакинских комиссаров.
— Правда, это она?! Но ведь там сейчас всё совершенно по-другому! Обычный жилой микрорайон, пятиэтажки... А на картине — храмы. Какие они красивые на фоне светлого зимнего неба...
— Да, великолепный храмовый ансамбль... Федотьевская часовня — вот она, на первом плане, квадратная, низенькая. Храм Симеона Столпника — с зелёной крышей и колокольней с высоким шпилем. А красноватая колокольня с колоннами, которая виднеется поодаль — это Воскресенский храм. Увы, Аллочка, ни одна из этих церквей до наших дней не сохранилась. Все они были разрушены в советские богоборческие годы.
— Как жаль! И в то же время, как здорово, что художник сохранил для нас эту красоту на своём полотне. Рисунок почти фотографический, можно разглядеть мельчайшие детали. При этом видно, с какими искренними чувствами писал он этот городской пейзаж. Наверное, живописец очень любил Рязань.
— Да, для Николая Степановича Иванова Рязанская земля стала по-настоящему родной, хотя появился на свет он не здесь, а в Москве, в 1816-м году. После окончания Московской рисовальной школы графа Строганова, Иванов получил должность учителя рисования в Рязанской мужской гимназии и прослужил там 37 лет.
— Работа, по-видимому, не мешала искусству?
— Совсем не мешала. За годы жизни в Рязани Иванов создал множество полотен. Его работы пользовались успехом. Например, «Вид на Старобазарную площадь» в своё время приобрёл у автора купец Антонов — городской голова, известный благотворитель и коллекционер. А уже после 1917-го года из его частной коллекции картина попала в местный художественный музей.
— Кстати, на сайте музея я прочитала, что художник Иван Пожалостин, в честь которого он назван, был учеником Николая Степановича Иванова.
— И наверняка перенял у своего учителя частицу его мастерства. Ведь Иванов — настоящий мастер. На первый взгляд картина кажется обычным парадным «открыточным видом». Но вглядись в неё внимательнее — и ощутишь настроение зимнего дня. Почувствуешь в воздухе скорое приближение весны — снег кое-где уже подтаял, небо ясное. И услышишь перезвон колоколов, плывущий над площадью.
— Соглашусь с тобой, Андрюша: полотно действительно живёт, дышит атмосферой старой Рязани.
— Ну, а вид на нём, действительно один из самых красивых и известных. И часто попадал на открытки.
— Кстати, когда будем уходить, давай заглянем в музейную лавку. Может быть, у них есть открытка с репродукцией картины. Хочется увезти с собой этот кусочек старой Рязани...
— Он всегда будет ждать нас здесь, на полотне художника Николая Иванова «Вид на Старобазарную площадь в Рязани».
Картину Николая Иванова «Вид на Старобазарную площадь в Рязани» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.06.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наши дни христианство и иудаизм разделяет стена, которую, как кажется, невозможно преодолеть человеческими усилиями. Однако так было не всегда, и христиане осознали себя отдельной от иудаизма религиозной общностью далеко не сразу. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит весьма любопытный отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов, в нём повествуется о тех действиях апостола Павла, которые сегодня абсолютно невозможны в христианской среде.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
К сожалению, только что прозвучавший отрывок книги Деяний не совсем полон: в нём нет рассказа о начале той истории, которая закончилась народными волнениями в Иерусалиме и попытками убить апостола Павла. Начало же этой истории совсем не такое, как можно было бы предположить: Павел, придя в Иерусалим, направился к апостолу Иакову, и от Иакова он услышал в свой адрес обвинения в том, что он — Павел — «всех Иудеев, живущих между язычниками, учит отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян. 21:21). Книга Деяний не сохранила ответных слов апостола Павла, но она сохранила другое: предложение то ли самого апостола Иакова, то ли его священников нарочито соблюсти закон Моисея — пройти дни очищения, принести жертву, взяв при этом на себя издержки за четырёх других братьев (см. Деян. 21:23–24). Павел сделал так, как ему было сказано, очевидно, он признавал авторитет апостола Иакова, да и любому человеку есть в чём каяться, ведь иудейский обряд очищения — это всего лишь одна из множества возможных форм покаянного делания.
Однако все эти действия не помогли апостолу Павлу успокоить своих собратьев-евреев: они по-прежнему обвиняли его в подстрекательстве к пренебрежению законом Моисея и в том, что он ввёл в Иерусалимский храм необрезанного человека. Правда, это были уже не иерусалимские христиане, а не верующие во Христа иудеи.
Впрочем, любопытна здесь не реакция толпы, которая подчиняется не закону разума, а закону стадных инстинктов, любопытен здесь сам апостол Павел, а также те христиане, которые не видели никакой проблемы в том, чтобы, веруя во Христа, продолжать исполнять обрядовый закон иудаизма. Конечно же, у них были для этого весомые основания — пример Самого Спасителя, Который не требовал, чтобы Его последователи отказывались от иудейского обряда, более того, Он Сам в этом смысле был благочестивым иудеем, и неудивительно, что апостолы следовали Его примеру.
С течением времени стало понятно, что действия Христа не были тем эталоном, к которому необходимо стремиться, и продиктованы они были Его нацеленностью на проповедь иудеям. Сами же не уверовавшие во Христа иудеи сделали всё ради того, чтобы христиане начали ощущать себя никак не связанными с иудейским обществом и его законами. Окончательно же эта связь разорвалась после разрушения Иерусалимского храма, Бог, попустив эту трагедию, ясно указал на место закона Ветхого Завета в новозаветную эпоху.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия «Милосердие» помогает в самых разных ситуациях

Александр Семёнович — врач из небольшого города в Ивановской области. В медицине мужчина 48 лет, большую часть жизни он посвятил работе в онкодиспансере. За столько времени врач-реаниматолог спас многих людей. Но однажды помощь понадобилась ему самому. Александр Семёнович заболел, у него обнаружили опухоль головного мозга. Из-за неё пришлось оставить операционную. Но несмотря на диагноз Александр Семёнович из медицины не ушёл. Теперь он работает в хосписе, помогает неизлечимым пациентам — облегчает симптомы их болезни.
Сам мужчина вынужден каждый день принимать лекарство, которое сдерживает рост опухоли. Курс препарата на месяц превышает зарплату врача из глубинки, а прерывать терапию нельзя. Оказавшись в такой непростой ситуации, Александр Семёнович решил обратиться за поддержкой. И позвонил на горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70 70 222. Это благотворительный проект Русской Православной Церкви — круглосуточная служба, куда можно обратиться в любой ситуации. Сотрудники горячей линии при поддержке благотворителей собрали средства и закупили необходимый для врача препарат на полгода вперёд.
Сейчас Александр Семёнович продолжает трудиться в хосписе, уже не переживая о том, где взять деньги на лекарство. Он рад, что может продолжать своё служение — оказывать людям из глубинки профессиональную медицинскую помощь.
Ежедневно на горячую церковную линию «Милосердие» поступают сотни обращений. Вы можете поддержать проект и тоже стать творцом добрых дел. Для этого переходите на церковную платформу «Поможем», и пусть хороших историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов