Евр., 325 зач., X, 32-38.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие знают, что христиане живут с ощущением конечности истории и грядущего конца мира. На словах всё это хотя бы как-то понятно, но что это означает на практике? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Отношения со временем в каждой профессии свои. Есть занятия, которые предполагают более-менее активную нормированную деятельность, есть те, что ориентируются на нужды других людей. Приходя к станку, рабочий на заводе выполняет конкретные действия, он именно работает в течение всей смены и уходит домой. Пожарный или врач скорой помощи работает не по заранее намеченному графику, у них нет нормативов, потому что их деятельность зависит от того, что происходит с другими людьми. Их активность зависит от самых разных факторов, погоды, праздников и многого другого. По содержанию эти профессии разные, но их вместе с некоторыми другими объединяет одна важная деталь: значимой их частью является ожидание и готовность к действию. Если пожара нет или никому не требуется скорая медицинская помощь, конкретный специалист может не заниматься ничем, потому что в такие моменты он должен быть готов включиться и оказать помощь. И хотя он ничего не делает, он не может заняться какими-то серьёзными делами, не может уйти домой или сделать нечто подобное. Помощь может понадобиться завтра, может через 5 часов, но вести себя нужно так, как будто бы она понадобится через 5 минут.
Сегодняшнее апостольское чтение заканчивается просьбой апостола к ученикам, суть которой в том, чтобы они проявляли терпение, потому что Грядущий, под которым, очевидно, подразумевается Христос Спаситель, придёт очень и очень скоро. Эта просьба была озвучена апостолом почти две тысячи лет назад. С тех пор сменились десятки поколений христиан и можно было бы сказать, что слова апостола были написаны совершенно напрасно, как напрасным было терпение тех, кто эти слова прочитал или услышал. И действительно, для чего они терпели, если Грядущий не пришёл? Однако, важно правильно понять слова апостола. Прекрасно помня, что никто не знает ни дня, ни часа, когда Сын человеческий придёт и, понимая только, что момент этот наступит внезапно, Павел не мог написать никак иначе. Когда бы ни пришёл Христос, ученики призваны жить так, как будто он придёт сегодня. И если для врача или сотрудника МЧС ожидание важно тем, что даёт возможность вовремя включиться в работу, для верующих ожидание — не просто преддверие деятельности, оно оказывается наполнено ею.
Что же входит в это деятельное ожидание? Как на практике жить, ожидая Христа? Когда-то, прежде чем стать учеником, каждый верующий пережил личное обращение, принял Крещение и теперь призван жить сообразно с волей Божией, правильно воспринимая скорби и радости, без стремления занять лучшее место под солнцем за счёт других или вопреки другим. Важно научиться каждый вызов, который бросает нам жизнь, каждую ситуацию, в которой мы можем поступить по-христиански, воспринимать как место личной встречи со Спасителем, предвосхищающей встречу всеобщую. В этой ситуации становится неважно, придёт ли Господь завтра или через сотни лет, ведь мы ощущаем Его как живого и присутствующего уже сегодня.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема







