Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуй, Маша!
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Как хорошо, что вы дома! Очень нужна ваша помощь...
— Помогу с радостью, если смогу, конечно. Да что это мы на пороге стоим — проходи по-соседски, расскажи, в чём дело.
— Мы с классом в субботу едем на экскурсию в Сергиев Посад...
— Это же здорово!
— Здорово! Только вот перед этим нам задали написать сочинение по какой-нибудь картине, посвящённой городу. Любой, на выбор. А какую выбрать, я и не знаю... Поможете определиться?
— Что ж, давай посмотрим... Где-то у меня был номер старого журнала «Художник» с большой подборкой репродукций на тему Загорска — так в советское время назывался Сергиев Посад. Вот он, нашёл! Возьми-ка, полистай. Может, что-то понравится.
— Вот эта картина замечательная! Такая солнечная, яркая, радостная.
— Да, прекрасная картина. Это полотно художника Николая Барченкова, называется «Улица Кирова». Кстати, она экспонируется в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
— Кирова — это одна из улиц города?
— Совершенно верно. Одна из центральных и самых протяжённых.
— Да-а? Хотя, вообще-то, на картине по дороге едет пассажирский автобус... Но если бы художник не изобразил эту деталь, то я бы никогда не подумала, что улица — центральная. Кажется, что нарисована тихая окраина. Старые деревянные домики, занесённые высокими сугробами обочины...
— Таков Сергиев Посад! Николай Барченков написал картину «Улица Кирова» в 1981-м году. Но там и сейчас, пожалуй, мало что изменилось. Такая же тихая улочка, дышащая стариной.
— Название-то у неё вроде бы не слишком старинное...
— Улицу переименовали после 1917-го года. Тогда же и Сергиев Посад стал называться Загорском. А до революции нынешняя улица Кирова носила название Долго-Дмитровская. Долго — потому что была одной из самых протяжённых. А Дмитровская — потому что шла по направлению к городу Дмитрову. Это была оживлённая торговая улица. На ней располагались купеческие лавочки, магазины. Многие дома сохранились до наших дней.
— А сам художник случайно, родом не из Сергиева Посада?
— Да, Николай Иванович Барченков родился там в 1918-м году. Кстати, его часто называют «певцом Загорска». Любимому городу он посвятил множество полотен.
— Я так и думала! Прямо чувствуется, что на картине живописец изобразил родной уголок. И детали, как бы это сказать — домашние, что ли. Кормушка на дереве перед домом, забавный лопоухий пёс на дорожке.
— Ты права, Машенька! Николай Иванович говорил, что никогда не писал того, чего не чувствовал сердцем. А знаешь, ведь он в 16 лет, перед самым поступлением в художественное училище, лишился правой руки. Но не отчаялся — за год переучился рисовать левой. И стал одним из выдающихся представителей русской классической живописи ХХ века.
— Вот это сила духа!
— Может быть, именно поэтому Барченков так тонко умел видеть прекрасное в обыденном. Его картины как будто призывают остановиться, посмотреть вокруг, и поблагодарить жизнь за то, что она есть.
— Смотрите, Андрей Борисович! Картина — ещё и своеобразный навигатор! На ней видно, что по улице Кирова можно дойти до Троице-Сергиевой лавры. Это ведь её синие купола и колокольня виднеются вдали? Яркое солнце играет на них.
— Да, в конце улицы величественно возвышается над городом древняя обитель преподобного Сергия Радонежского. Посмотри, как интересно: Лавра вроде бы находится на самом дальнем плане картины. И даже выписана не очень чётко. И всё-таки именно она является центром полотна, как с технической, так и с эмоциональной точки зрения. Художник как будто хочет сказать: меняется время, названия улиц и городов. И только одно вечно надо всем этим — Бог...
— Сколько глубины в таком, казалось бы, простом пейзаже!..
— Что ж, совсем скоро ты сможешь всё увидеть своими глазами.
— С нетерпением жду субботы! А пока побегу домой — писать сочинение по картине Николая Барченкова «Улица Кирова»! Спасибо вам за помощь, Андрей Борисович!
— Всегда рад, Машенька! Интересной тебе поездки и ангела-хранителя в дорогу!
Картину Николая Барченкова «Улица Кирова» можно увидеть в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер