Наше стародачное местечко на окраине Софрина немноголюдное, но на рождественских каникулах здесь всегда весело. На заснеженных дорожках недалеко от железнодорожной станции «43-й километр» после Рождества можно встретить христославов в ярких костюмах — это прихожане нашего храма ходят по домам своих друзей и поют колядки. Встречному прохожему тоже достанется рождественской радости: колядующие не только исполнят для него пару колядок, но ещё и конфетами угостят. Учащиеся воскресной школы на рождественских каникулах показывают для всех желающих рождественскую сказку.
Но самое радостное событие в эти зимние дни — Праздничная служба Рождества Христова. В сочельник, когда в нашем небольшом храме заканчиваются последние приготовления, по скрипучему снегу спешат отовсюду нарядные прихожане на ночную службу. Волнуются, трепещут в ожидании чуда. За несколько минут до полуночи в храмах поются рождественские стихиры — песнопения, в которых осмысляется тема ожидаемого праздника. Одна из рождественских стихир начинается словами: «Что Тебе́ принесе́м, Христе́...» Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть звучит так: «Что принесём мы Тебе, Христу, явившемуся ради нас на земле Человеком?» Церковнославянский текст первой части песнопения такой: «Что Тебе́ принесе́м, Христе́,/ я́ко яви́лся еси́ на земли́/ я́ко Челове́к нас ра́ди?»
Давайте послушаем первый фрагмент.
Песнопение продолжается такими словами: «Каждое из творений Твоих приносит Тебе свой дар: Ангелы — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастухи — благоговейное изумление, земля — пещеру, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву». Вот как эти строчки звучат по-церковнославянски: «Ка́яждо бо от Тебе́ бы́вших твáрей благодаре́ние Тебе́ прино́сит:/ А́нгели — пе́ние; небесá — звезду́;/ волсви́ — да́ры; па́стырие — чудо;/ земля́ — верте́п; пусты́ня — я́сли;/ мы же — Ма́терь Де́ву».
Послушаем вторую часть.
Песнопение завершается обращением к Господу: «Существующий вне времени, Боже, помилуй нас» или по-церковнославянски «Иже пре́жде век, Бо́же, поми́луй нас».
Давайте послушаем этот фрагмент.
Фраза «мы же приносим Матерь Деву» означает, что Пресвятая Богородица, которую Церковь чествует «превыше Херувимов и Серафимов» — это дар, который всё человечество принесло Богу.
А главный дар, который ждёт от нас Спаситель мира, — это любовь наша друг к другу.
Давайте вместе послушаем стихиру Рождественского сочельника полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Астрахань. Братья Василий, Александр и Иван Губины
В историю города Астрахани вписаны имена братьев Губиных — Василия, Александра и Ивана. Они родились в крестьянской семье в шестидесятых годах девятнадцатого века. В молодые годы сообща занялись продажей древесины, на этом разбогатели и вошли в купеческое сословие. В Астрахани Губиным принадлежали лесопильные заводы, пристани и склады. Будучи глубоко верующими, братья щедро тратили своё богатство на благотворительность. На средства добродетельных купцов существовал приют для бедных стариков. При богадельне Губины открыли лечебницу, куда мог бесплатно обратиться каждый нуждающийся. Меценаты многие годы были попечителями Астраханской Мариинской гимназии и духовной семинарии. Построили в городе несколько храмов. Один из них, посвящённый Иоанну Предтече, стал семейной усыпальницей Губиных. Эта церковь действует и сейчас. И на богослужениях жители Астрахани молятся об упокоении создателей храма, рабов Божиих Василия, Александра и Иоанна.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Астрахань. Архиепископ Филипп (Ставицкий)
В 1928 году в Астрахани из двадцати пяти храмов пятнадцать принадлежали обновленцам. Так называли сторонников церковной реформы, полностью подконтрольных советскому режиму. В этот непростой период Астраханскую епархию возглавил архиепископ Филипп (Ставицкий). Владыка отстаивал возвращение храмов православным и призывал раскольников к покаянию. Его усилиями целые приходы возвращались в Православную церковь. Это вызвало недовольство властей. Архиепископа Филиппа арестовали и отправили в ссылку. Владыка в письмах поддерживал и укреплял паству. Вернувшись из заключения в 1943 году, он продолжил служение. Ещё при жизни архипастыря верующие замечали его прозорливость. По молитвам владыки совершались исцеления. После кончины архиепископа Филиппа его захоронение у Покровского собора Астрахани стало местом паломничества.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Многозначные слова — излишество или необходимость
Когда я говорю слово «гвоздика», что я имею в виду — цветок или приправу? А если «шляпка», то, что это — часть гриба или головной убор? Вы уже догадались, что я говорю о таком языковом явлении, как полисемия, то есть многозначность. Слово одно, а смыслов несколько.
Самый богатый на значения глагол — это слово «идти». В словаре основное его определение — передвигаться пешком, перемещаться. Второй смысл выражен во фразе «идёт дождь». Есть и другие значения: «идёт время», «идут годы», а также издалека к нам «идёт письмо». В кулинарных рецептах можем встретить такое выражение: «На литр воды идёт три ложки сахара». А в сфере моды: «Вам очень идёт этот цвет».
В многозначном слове основное и переносное значения обязательно связаны по принципу схожести. Например, «нос» лодки и «нос» человека. Поэтому мы не будем путать их с омонимами, то есть словами, которые одинаково пишутся, но совершенно не связаны между собой по смыслу. Например, лук, из которого стреляют, и лук, который едят. Это совершенно разные слова, а не многозначные.
Кое-кто считает (даже некоторые учёные), что многозначность часто мешает, лучше, если слово будет иметь одно значение. Ведь тогда высказывание будет более прямолинейным, и не возникнет возможности для другого толкования. Но ведь многозначность — это языковое богатство, она даёт основу для создания фразеологизмов, метафор, речевых игр, пословиц, стихов, шуток и каламбуров. Было бы жаль отказываться от такого интересного языкового явления. В подтверждение этому хочу прочесть шуточное стихотворение поэта Якова Козловского:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова