«Хождение за три моря». Памятник духовному мужеству русского человека - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Хождение за три моря». Памятник духовному мужеству русского человека

Поделиться Поделиться

Фото: PxHere

«В то время как Васко да Гама только мыслил о возможности найти путь к полуострову Индостан, наш тверитянин уже купечествовал на его берегу», — писал Николай Карамзин в своей знаменитой «Истории государства Российского». Именно он в XIX-м столетии первым обнаружил в архиве Троице-Сергиевой Лавры записки тверского купца Афанасия Никитина — знаменитые путевые заметки, получившие впоследствии название «Хождение за три моря». В отличие от португальского первопроходца, Афанасий Никитин о подобном путешествии не мечтал. Отправиться в столь долгий и опасный путь его вынудили обстоятельства.

В 1468-м году один из торговых кораблей Никитина, шедший в Астрахань, затонул в Волге. На другое судно напали разбойники и разграбили его. Афанасий остался без товара. На его приобретение купец брал в долг большую сумму, которую теперь выплатить не мог. Дома Никитина неминуемо ждала бы долговая тюрьма. Поэтому он решил заработать, чтобы вернуть долг. И задумал попытать счастье в Азии, где, по слухам, многие товары можно было приобрести очень дёшево. Как истинно верующий христианин, в такое путешествие Афанасий не мог отправиться без благословения. Об этом он сам говорит в «Хождении за три моря»: «И пришёл в Калязин монастырь к Святой Живоначальной Троице. У игумена и святой братии получил благословение».

В 1469-м году Никитин достиг Индии. Он побывал на её юго-западных землях: в Раджастане, Гуджарате и Махараштре. С досадой Афанасий сообщает в своих записках, что в Индии «для Русской земли товара нет». Вокруг всё непривычное — специи, масла, благовония. Купца заинтересовали фарфор и алмазы, но они стоили больших денег. А у Никитина их почти не осталось. По некоторым из его записей историки сделали вывод, что купцу приходилось питаться подаянием. А чтобы элементарно остаться в живых — притвориться странствующим дервишем, мусульманским отшельником. Но даже в таких условиях Никитин не отступился от Христа. «Другого никакого имени не призывал», — пишет Афанасий.

В Махараштре «дервиша» Никитина разоблачили. Правитель узнал, что Афанасий — русский христианин. И отобрал у него единственное имущество — жеребца. Правда, пообещал вернуть, и дать в придачу тысячу золотых, если Никитин примет ислам. Если же нет — пригрозил смертью. Искушение было сильное, но Афанасий выстоял и был готов умереть за веру. Спастись ему помог казначей хана — он убедил правителя не обращать Афанасия в ислам и отпустить. Подобное купцу придётся пережить ещё не раз. Текст «Хождения за три моря» пронизан слёзными мольбами Никитина к Богу о том, чтобы Господь помог сохранить истинную веру. Несмотря ни на что, русскому купцу это удалось. «Прошло четыре Пасхи, как я в бесерменской земле, а христианства я не оставил», — сообщает Никитин. О том, что он оставался верующим православным христианином, красноречиво свидетельствуют такие, например, переживания Никитина. Не имея в путешествии церковного календаря, в какой-то момент он сбился со счёта, и не мог узнать, когда начинаются православные посты. Поэтому постился «по мусульманскому обычаю». На обратном пути в Россию Афанасий сокрушается о том, что это наверняка зачтётся ему на Небесах как большой грех.

«Хождение за три моря» продлилось шесть лет. И стало примером мужества простого русского человека. Духовный подвиг Афанасия Никитина через века продолжает восхищать не только его соотечественников. Но и жителей страны, в которой он претерпел немало испытаний. В 2002 году в индийском городе Ревданда был установлен памятник стойкому в вере тверскому купцу.


Все выпуски программы Открываем историю

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем