
Фото: PxHere
«В то время как Васко да Гама только мыслил о возможности найти путь к полуострову Индостан, наш тверитянин уже купечествовал на его берегу», — писал Николай Карамзин в своей знаменитой «Истории государства Российского». Именно он в XIX-м столетии первым обнаружил в архиве Троице-Сергиевой Лавры записки тверского купца Афанасия Никитина — знаменитые путевые заметки, получившие впоследствии название «Хождение за три моря». В отличие от португальского первопроходца, Афанасий Никитин о подобном путешествии не мечтал. Отправиться в столь долгий и опасный путь его вынудили обстоятельства.
В 1468-м году один из торговых кораблей Никитина, шедший в Астрахань, затонул в Волге. На другое судно напали разбойники и разграбили его. Афанасий остался без товара. На его приобретение купец брал в долг большую сумму, которую теперь выплатить не мог. Дома Никитина неминуемо ждала бы долговая тюрьма. Поэтому он решил заработать, чтобы вернуть долг. И задумал попытать счастье в Азии, где, по слухам, многие товары можно было приобрести очень дёшево. Как истинно верующий христианин, в такое путешествие Афанасий не мог отправиться без благословения. Об этом он сам говорит в «Хождении за три моря»: «И пришёл в Калязин монастырь к Святой Живоначальной Троице. У игумена и святой братии получил благословение».
В 1469-м году Никитин достиг Индии. Он побывал на её юго-западных землях: в Раджастане, Гуджарате и Махараштре. С досадой Афанасий сообщает в своих записках, что в Индии «для Русской земли товара нет». Вокруг всё непривычное — специи, масла, благовония. Купца заинтересовали фарфор и алмазы, но они стоили больших денег. А у Никитина их почти не осталось. По некоторым из его записей историки сделали вывод, что купцу приходилось питаться подаянием. А чтобы элементарно остаться в живых — притвориться странствующим дервишем, мусульманским отшельником. Но даже в таких условиях Никитин не отступился от Христа. «Другого никакого имени не призывал», — пишет Афанасий.
В Махараштре «дервиша» Никитина разоблачили. Правитель узнал, что Афанасий — русский христианин. И отобрал у него единственное имущество — жеребца. Правда, пообещал вернуть, и дать в придачу тысячу золотых, если Никитин примет ислам. Если же нет — пригрозил смертью. Искушение было сильное, но Афанасий выстоял и был готов умереть за веру. Спастись ему помог казначей хана — он убедил правителя не обращать Афанасия в ислам и отпустить. Подобное купцу придётся пережить ещё не раз. Текст «Хождения за три моря» пронизан слёзными мольбами Никитина к Богу о том, чтобы Господь помог сохранить истинную веру. Несмотря ни на что, русскому купцу это удалось. «Прошло четыре Пасхи, как я в бесерменской земле, а христианства я не оставил», — сообщает Никитин. О том, что он оставался верующим православным христианином, красноречиво свидетельствуют такие, например, переживания Никитина. Не имея в путешествии церковного календаря, в какой-то момент он сбился со счёта, и не мог узнать, когда начинаются православные посты. Поэтому постился «по мусульманскому обычаю». На обратном пути в Россию Афанасий сокрушается о том, что это наверняка зачтётся ему на Небесах как большой грех.
«Хождение за три моря» продлилось шесть лет. И стало примером мужества простого русского человека. Духовный подвиг Афанасия Никитина через века продолжает восхищать не только его соотечественников. Но и жителей страны, в которой он претерпел немало испытаний. В 2002 году в индийском городе Ревданда был установлен памятник стойкому в вере тверскому купцу.
Все выпуски программы Открываем историю
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности
Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов