
Деян., 36 зач., XV, 5-34.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякому человеку свойственно считать свои привычки и взгляды на жизнь нормальными. В ситуации проповеди это часто приводит к тому, что человек церковный, рассказывая о христианской жизни людям неверующим, говорит им о своём собственном понимании как о единственно нормальном, указывая на требования, к которым он привык, как на единственно верные. Но правилен ли такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
Любой человек, взявшийся изучать историю Церкви и церковного благочестия, сможет увидеть, что формы этого самого благочестия, при общей нравственной основе, были очень разнообразны. Многие из вопросов, связанные с формами христианской жизни, очень ярко обсуждались тем же апостолом Павлом в переписке с общинами, которые были им основаны. И если мы почитаем внимательно, мы увидим, что он довольно требователен к своим ученикам в нравственном отношении, в то время как строгость форм благочестия предлагает соотносить с условиями жизни конкретного человека и мерой его веры. При этом важно помнить, что, с одной стороны, подобный подход был выстрадан апостолом и стал результатом искреннего стремления привлечь к христианству как можно больше людей. С другой же стороны, его взгляды были одобрены на апостольском соборе, о чём мы как раз и слышим в сегодняшнем чтении.
Из текста книги Деяний апостольских хорошо видно, что некоторые фарисеи, даже приняв Иисуса из Назарета в качестве Мессии, внутренне настолько оставались формалистами, что готовы были пренебречь проповедью язычникам вовсе, если это касалось смягчения дисциплины. Для апостола Павла и его соработников, видевших искреннюю веру бывших язычников и понимавших их немощь, такое отношение было чем-то совершенно возмутительным.
В свою очередь подход, который звучит в решениях Апостольского собора, можно было бы назвать поистине пастырским и неформальным, в конце концов, апостолы прекрасно помнили слова своего Учителя: «суббота для человека, а не человек для субботы». Их решения были снисходительными, потому что ими двигала любовь к людям и желание спасения всем. Очевидно при этом, что они не позволили язычникам совсем пренебречь правилами, но и не свели всё к фарисейскому формализму. Конечно, первое, что заметно, — это практически полное устранение ритуальной или дисциплинарной части требований. Из нравственных норм новичкам оставлен запрет на идоложертвенное, то есть на всё, что может быть связано с изменой Богу, а также запрет на блуд, то есть всякого рода развращённость. Во всём же остальном бывшие язычники оказались призваны, во-первых, ориентироваться на собственное нравственное чувство и не делать другим того, чего не хотят себе, и, во-вторых, на Священное Писание, которое они смогут слушать, собираясь на совместную молитву.
Как в древности, так и сегодня, беседуя с людьми нецерковными, мы можем объяснять суть церковной жизни совершенно по-разному. Но если мы хотим быть продолжателями дела апостолов, нам стоит быть продолжателями их вдумчивого и поистине любящего отношения ко всем, ведь только такое отношение и может стать по-настоящему плодотворным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Десять помощников

Фото: Hassan OUAJBIR / Unsplash
Жил да был на свете крестьянин. Он был молод и трудолюбив, а жена его оказалась нерадивой. Настолько была она ленива, что дом всегда был полон сора, постели до вечера оставались неприбранными. А когда вечером муж возвращался с поля, жена лежала на кровати, даже не приготовив ужина.
Хмурым и неразговорчивым сделался молодой крестьянин. А женщина понять не может, почему после свадьбы её муж так к ней переменился, разлюбил, жалеет себя, по ночам плачет. Вот и решила она пойти за советом к старушке-соседке, которая на всю округу славилась мудростью.
— Тетушка, ваша милость! Ну что мне делать: мой муж совсем меня разлюбил! — поведала её женщина о своем горе. — Совсем я одна-одинёшенька! Бедная я, несчастная!
Выслушала её добрая старушка и говорит:
— Я знаю, как помочь тебе, чтобы ты не была одна. Я пришлю тебе десять моих помощников. Проворные и невидимые, каждый день и час они будут тебе служить, и с их помощью ты легко справишься с хозяйством. Поверь мне, твой муж снова будет тобой доволен.
— Когда же ты их пришлешь? — спросила молодая женщина.
— Хоть сегодня, — ответила старушка. — Только надо их как следует встретить.
— Как же их встретить?
— А ты встань пораньше, прибери постели, подмети пол — не оставь нигде ни соринки, а потом разведи огонь в очаге и принимайся готовить пищу. Если ты каждый день станешь так делать, мои помощники тебя никогда не покинут.
Обрадованная жена поспешила домой и, не откладывая, стала готовиться к встрече невидимых помощников. Она даже сама удивилась, как ловко все у неё получалось! А когда муж пришёл с работы и увидел, что нет на полу ни соринки, а в очаге подрумянивается вкусное жаркое, — он похвалил и крепко обнял свою жену.
На другой день женщина снова стала готовиться к встрече добрых помощников и убедилась, что все десять явились вовремя и целый день не покидали её ни на минуту. Потому что вечером муж снова расхвалил и расцеловал свою хозяйку, которую словно подменили.
Счастье и мир поселились в доме молодого крестьянина.
— Не нахвалюсь я на ваших помощников, тётушка! Они такие проворные и вернули в наш дом радость, — сказала жена, забежав как-то вечерком к доброй соседке. — Одно только меня огорчает: я ни разу их не видала и не знаю даже, как они выглядят!
— Ну, этому делу нетрудно помочь! — улыбнулась старушка. — Посмотри внимательно на свои руки! Десять помощников — это твои десять пальцев! Не правда ли — они всегда с тобой и всегда тебе помогают!
Ну и довольна же была таким ответом молодая жена! Теперь она знала, что десять верных помощников никогда её не покинут, а счастье в доме — в её руках, нужно только постараться его найти.
( по мотивам португальской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
История Морского кадетского корпуса

Фото: Kirill F / Unsplash
Служить офицером на флоте в России всегда было особенной честью и ответственностью. Первую специализированную школу для подготовки молодых людей к военной службе создал в 1701 году в Москве император Петр I. Школа получила название «Навигацкой» и готовила специалистов для разных родов войск, в том числе для военно-морского флота. Уже в 1715 году в Санкт-Петербурге для подготовки будущих флотоводцев была открыта специальная Морская академия, а спустя год учреждено звание «гардемарин» — в переводе с французского «морской гвардеец». Так называли учеников академии, ещё не получивших звания «мичман» — младшего офицерского чина в русском военном флоте.
В 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Морской академии создали Морской кадетский корпус, в который могли поступить лишь дети из дворянских семей. Мальчики обучались не только общеобразовательным, но и военно-морским дисциплинам, таким как морская астрономия и кораблестроение. Все воспитанники были разделены на три класса, а гардемаринами теперь именовались лишь старшие кадеты. Для выпуска из корпуса им было необходимо пройти практику на флоте. За годы существования учебного заведения срок обучения варьировался от 4 до 6 лет, а перевод из класса в класс зависел от успеваемости кадета, поэтому в каждом классе воспитанники могли задержаться дольше, чем на год. В корпус принимали детей от 12 до 14 лет, однако случалось, что кадетами становились и более юные мальчики.
До 1771 года учебное заведение располагалась на Васильевском острове Санкт-Петербурга, но после большого пожара кадет разместили в Кронштадте в здании Итальянского дворца, где мальчики проходили обучение почти до конца XVIII века. В 1796 году по приказу императора Павла I Морской корпус был вновь возвращён в Санкт-Петербург, в просторное здание на набережной Большой Невы. Здесь же разместили корпусную церковь во имя святого Павла Исповедника, в которой кадеты посещали богослужения. На стенах церкви располагались специальные памятные таблички с именами воспитанников погибших во время войн или кораблекрушений.
Живым свидетельством высокого образования в корпусе являлись его выпускники: многие известные отечественные флотоводцы когда-то были кадетами этого учебного заведения: адмиралы Фёдор Ушаков, Павел Нахимов и первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен, — имена знаменитых выпускников пополнялись. В 1827 году директором корпуса стал ещё один его выпускник — адмирал Иван Крузенштерн, совершивший первое русское кругосветное плавание. Именно ему принадлежала идея создания в корпусе музея. Главными экспонатами коллекции стали модели кораблей учебной эскадры, изготовленные кадетами.
Долгие годы учебное заведение было одним из самых престижных в стране. Свой двухсотлетний юбилей Морской корпус отметил в 1901 году в присутствии императора Николая II. А спустя 16 лет произошла революция и преподавательский состав вместе с воспитанниками эмигрировали в город Бизэрту в Египте, где учебный процесс продолжался до 1925 года. В советский период в здании Морского корпуса располагалось Военно-морское училище, ставшее в 1998 году Санкт-Петербургским военно-морским институтом. Из его стен и сегодня продолжают выпускаться офицеры для службы Отечеству на морских боевых рубежах.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 94. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многие помнят из школьной программы, что в литературе XIX века особое место занимает образ маленького человека, классическим примером которого является главный герой повести Гоголя «Шинель». Кажется, что писатели того времени описывали реальность, которая сейчас очень от нас далека, да и сословного общества в России давно не существует, но, на самом деле, людей, которые чувствуют себя пренебрегаемыми и забытыми, существует немало. Смотря на них, можно решить, что в обществе тех, кто всё время торопится и думает о своём, у них нет шансов почувствовать, что они кому-нибудь нужны. Однако такой шанс есть у каждого, и о нём прикровенно говорится в 94-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
В Священном Писании Ветхого Завета довольно легко найти образ не просто пренебрегаемого человека, но образ целого пренебрегаемого народа, которым был народ иудейский. Находясь в Египте, потомки Авраама Исаака и Иакова после смерти Иосифа довольно быстро из привилегированной группы превратились в практически рабов и были унижаемы своими бывшими соседями. Однако в определённый момент к ним пришёл Моисей, который сообщил им удивительную весть: вы не забыты Богом своих праотцев, оказалось, Гсоподь готов не только вывести их из рабства, но и готов назвать их своими народом, а Себя их Богом. Единственное, что им нужно сделать: ответить согласием на Его призыв и войти в завет. Любой, кто помнит историю исхода, знает, что происходило дальше: иудеи вышли из Египта, но постоянно его вспоминали и по-настоящему свободными так и не стали.
В псалме, который мы сейчас услышали, Давид приглашает своих соплеменников воспеть Бога и поклониться Ему как Тому, Кто явился опорой их жизни. В самых разных языческих религиях есть представления о богах, которые контролируют те или иные места. Один живёт в горах, другой под землёй, третий в небе — и каждый отвечает за что-то своё, по-своему выстраивая отношения с людьми. Однако Бог Библии не таков. Он один и рядом с Ним нет никакого иного Бога. Он создал мир и содержит его в своих руках. Он не просто местечковый хозяин, но Царь над всеми, кого можно было бы посчитать богами. Но вместе с тем, и это самое важное, Господь — пастырь своих людей, и ни один из тех, кто принадлежит к Его народу, не забыт Им. И этот мотив повторяется в Писании многократно, особенно в псалмах и в пророческой литературе. Народ должен был это очень хорошо усвоить и независимо от обстоятельств помнить, что Бог всегда с ним, во всех испытаниях. Только сами люди могут ожесточать свои сердца и не пускать Его в свою жизнь, но Он, со Своей стороны, всегда верен.
Читая 94-й псалом через призму христианского благовестия, мы, во-первых, понимаем, что Богом не забыт не только еврейский народ, но каждый народ и каждый человек на земле дорог Ему. Во-вторых, Господь не только помнит о людях, но как добрый пастырь делает всё для их спасения.