
Деян., 42 зач., XIX, 1-8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Начну с очень странного вопроса: любите ли вы фильмы... с открытым финалом? Когда после просмотра остаётся устойчивое впечатление, что история-то так и непонятно, чем завершилась в итоге?
Отрывок из 19-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением, рассказывает, что именно делали апостолы в ситуации «открытого финала» судьбы обращающегося в христианство человека. Давайте послушаем.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Повествование книги Деяний — а именно история с ефесскими учениками, принявшими крещение от Иоанна — но не воспринявшие Святой Дух — очень хорошо показывает, что путь ко Христу может начаться с недостаточного знания — и в этом нет абсолютно ничего предосудительного! «Господь и намерение целует» — говорит святитель Иоанн Златоуст в своём слове на Пасху: если есть искренняя устремлённость к обретению истины — любой, даже кажущийся не совсем в правильную сторону шаг, действием Промысла Божия обязательно будет скорректирован в своё время.
Мне хочется ещё более заострить эту тему. Одна из важнейших функций Церкви как особого института — и в то же время Богочеловеческого организма — распознавать и помогать завершать такие «открытые финалы», или «незаконченные судьбы». У церковного человека должен быть развит — с позволения сказать, «обострённый духовный нюх» на любое искреннее, глубинное движение человеческой души по направлению к истине, к добру, к подлинной красоте — одним словом, к любому из атрибутов Божественных свойств. Симона Вейль, французская религиозная мыслительница, в одной из своих тетрадей пишет, что «внимание, в своём пределе, превращается в молитву». И куда бы ни обратил свой взгляд захваченный чем-то до предела человек — перед ним начинают открываться такие глубины, которые не могут не вести человека к Богу. Вот что она дальше пишет: «Поэт творит прекрасное, сосредоточив внимание на чём-то реальном. То же происходит и в акте любви... Подлинные ценности — истина, красота и добро — рождаются из одного и того же действия: полного приложения внимания к предмету».
Не в этом ли и заключается важная миссия Церкви сегодня, во времена господства информационного шума, тотальной рассредоточенности и поверхностности — приучать людей к неторопливому, вдумчивому, сфокусированному созерцанию? Ведь если научиться именно такому отношению к жизни — то абсолютно любой объект, или живое существо, или событие — легко могут стать ещё одной ступенькой в распознавании действия Живого Бога и через это — существенного укрепления в вере...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
31 мая. О духовных ценностях

29 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о духовных ценностях.
Если хоть каждый приведёт кого-то ко Христу, если каждый протянет руку помощи тому, который нуждается, если каждый поможет людям, которые в жизни отчаиваются и иногда превращаются в циников, отказывающихся от всего: от веры, от Родины и вообще от всего святого.
Но вот если хоть кто-то и когда-то маленькую частицу внесёт в исправление этих недугов, то вот это и будет наш ответ на ту благость, которую Господь простёр сегодня над нашей Церковью, над нашими приходами, над нашими монастырями.
Поэтому молитва моя, конечно, за Отечество наше, чтобы Господь не оставлял Родину, чтобы всегда во главе страны нашей были люди православные, поскольку страна православная, чтобы всегда сохранялись те ценности духовные, без которых Россия потеряет свою идентичность, свою самобытность, чтобы каждое последующее поколение русских людей, граждан России и даже не граждан, живущих в нашей стране, воспринимали свою ответственность пред Богом, перед Церковью и даже перед историей за продолжение духовной жизни, духовной традиции нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 мая. О духовном смысле о воскрешении апостолом Павлом отрока Евтиха

В 20-й главе Книги деяний Святых Апостолов есть повествование о воскрешении апостолом Павлом отрока Евтиха.
О духовном смысле этого события — священник Максим Пустовый.
Это фрагмент из «Деяний святых апостолов», повествующий про путешествие апостола Павла в Милет через город Троаду. Случилось это событие в празднование и воспоминание воскресного дня.
Павел проповедовал в горнице, а один мальчик по имени Евтих, сидевший на окне, уснул и упал вниз с третьего этажа и был обнаружен мертвым. Павел спустился вниз, обнял юношу и сказал, чтобы люди не беспокоились, потому что душа его ещё находится в нём. Значит, апостол был уверен в его воскресении. Когда отрока привели живым, собрание немало утешилось.
Значит ли это, что троадские христиане видели здесь обыкновенный случай и остались равнодушными к нему, и что Павел не принимал никакого участия в возвращении отрока к жизни? Нет. Сила чудотворения, данная ему Богом, помогла удержать душу, ещё не покинувшую тело мальчика.
Событие это учит нас до последнего земного дыхания верить и надеяться на благодатную помощь Божию, знать, что Господь любит и ждёт покаяния каждого из нас, потому что без Его святой воли и волос не упадет с нашей головы. Поэтому и наша свободная человеческая воля должна быть направлена навстречу воле Бога Отца в векторе исполнения Его святых заповедей.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 мая. О словах и делах Христа

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».
О словах и делах Христа — священник Захарий Савельев.
За слова и за дела мы все дадим ответ, потому что слово обладает тоже определённой энергией. То, что мы иной раз говорим, бывает хуже физического воздействия на наших близких, на наших людей.
Это можно увидеть в том числе и в словах Спасителя. Здесь еще говорится о том, что вообще проповедь Спасителя, Его слова, чудеса, являются одним делом спасения, домостроительством, снисхождением до рода человеческого.
И вот эта вот божественная связь Отца и Сына и Святого Духа не имеет дробления на слова или на дела. Это всё вместе, это всё — путь спасения человека, каждого из нас.
У нас в жизни бывает по-другому: дела иногда расходятся со словами, а у Спасителя — нет. Это всё единый поток. Это единый поток спасения каждого из нас, спасения каждого человека.
Все выпуски программы Актуальная тема