
Фото: Alexandr K / Unsplash
Во время Великой Отечественной войны в составе военно-воздушных сил Красной армии появилась... французская эскадрилья. Она получила название «Нормандия» — в честь одной из провинций Франции. Эскадрилья была сформирована в 1942-м году, а уже летом 1943-го «Нормандию» преобразовали в истребительный полк из трёх боевых эскадрилий, названных в честь нормандских городов: «Руан», «Гавр», «Шербур». Полк отличился в боях при прорыве немецкой обороны на реке Неман в Белоруссии. Приказом Верховного главнокомандующего от 28 ноября 1944 полку было присвоено почетное наименование Неманского. Теперь его стали называть «Нормандия-Неман». Под этим именем французский полк Красной Армии и вошёл в историю.
Удивительно, как стало возможным появление в советской армии французской авиачасти? Ведь еще в 1940-м Франция была оккупирована немцами, а сохранившаяся часть вооруженных сил находилась под контролем Гитлера. В 1941-м году во время битвы под Москвой «Легион французских добровольцев» выступал против русских солдат. Но были и другие французы — те, кто хотел внести свой вклад в борьбу с нацизмом. Их возглавил генерал Шарль де Голль — лидер французского движения Сопротивления, заместитель военного министра Франции, который отказался подчиняться гитлеровскому режиму. Он сыграл ключевую роль в переговорах о создании в СССР французской авиачасти. Соглашение было достигнуто. Однако, учитывая политическую обстановку, чтобы попасть в Россию, пилотам фактически пришлось бежать из своих воинских частей. На родине им грозил военный трибунал. Но это их не останавливало. По выражению историка Александра Котлобовского, многим из этих отважных лётчиков ещё на пути к России довелось пережить приключения, достойные пера Дюма или Жюля Верна. Так, например, лётчик-ас Жозеф Риссо на небольшом почтовом самолёте вылетел с авиабазы в Алжире. Он надеялся сначала добраться до территории, подконтрольной британцам, противникам гитлеровского нацизма. Но по ошибке приземлился в лояльной к Гитлеру Испании. Был арестован. Однако ему удалось бежать и в конце концов добраться до Советского Союза.
В СССР французские летчики получили самолёты, обмундирование, денежное довольствие. Примечательно, что из премий, полагавшихся за сбитые самолеты, они собирали и передавали средства в советский фонд обороны. Французы в составе военно-воздушных сил Красной Армии принимали участие в битве на Курской дуге, операции «Багратион», Восточно-прусской операции. В историю вошёл подвиг лётчика Мориса де Сейна. Он отдал жизнь, пытаясь спасти товарища — механика Владимира Белозуба. 15 июля 1944 года де Сейн перебазировался с одного аэродрома на другой. Как полагалось в таких случаях, механик летел вместе с ним. В самолете де Сейна началась утечка топлива. Причины её остались неизвестными — техническая неисправность или же выстрел врага. Пары бензина ослепили лётчика. Но он не счёл возможным выпрыгнуть и воспользовался парашютом, зная, что механик Белозуб, которого не снабдили парашютом, не сможет последовать за ним. Морис де Сейн вслепую, по наводке с земли, пытался посадить самолёт и спасти товарища. Сделать это не удалось. Лётчика и механика похоронили в одной могиле. Позже прах Мориса де Сейна был перевезён во Францию. В 2015-м году в городе Иваново, где во время Великой Отечественной французские летчики учились летать на советских машинах, появился памятник полку «Нормандия-Неман». На постаменте возвышаются фигуры Мориса де Сейна и механика Владимира Белозуба.
Все выпуски программы Открываем историю
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.