«Отцы-пустынники и жены непорочны...», — писал Александр Сергеевич Пушкин. И не только его одного вдохновляли образы святых египетских старцев.
Сегодня мы говорим о преподобном Павле Препростом и книге Константина Леонтьева «Четыре письма с Афона»
Место действия — пустыни древнего Египта
Время действия — начало IV века по Рождестве Христовом
В 1871 году русский дипломат, мыслитель и писатель Константин Николаевич Леонтьев пережил тяжелую физическую болезнь, которая едва не привела его к смерти.
Леонтьев принял решение оставить дипломатическую карьеру и постричься в монахи. Он служил тогда русским консулом в Греции.
Через горы, верхом на коне Константин Николаевич отправился на Святую Гору Афон.
К этому времени относится его произведение, написанное в эпистолярном жанре, в виде писем некого вымышленного героя в Россию «Четыре письма с Афона».
В письмах не раз встречается имя египетского пустынника начала IV века Павла Препростого, ученика Антония Великого.
«Антоний велел ему плести веревки. Павел старательно свил их. Антоний велел их расплести; Павел с радостью расплёл их. Антоний велел ему шить одежду; велел распороть и снова шить. Павел всё исполнял охотно, не спрашивая даже, к чему эта бесполезная работа. Антоний не давал ему есть; он не просил. Тогда Антоний оценил и полюбил его».
В общем-то, это всё, что в общих чертах известно из биографии Павла Препростого, одного из учеников Антония Великого.
За своё беспримерное терпение и послушание Павел получил от Бога дар пророчества и исцелял даже безнадёжных больных. И при этом до последних дней земной жизни считал себя младшим учеником преподобного Антония. Павел Препростый даже среди монашеской братии выделялся незлобием и смирением, его вера в Бога была цельной и несомненной.
Образ Павла Препростого помогал Константину Николаевичу Леонтьеву понять суть монашеской жизни. День за днём писатель усердно посещал богослужения, выполнял в афонском монастыре послушания старцев.
Временами автору «Четырех писем с Афона» казалось, что в простоте и смирении он уже похож на Павла Препростого, но Леонтьев тут же ловил себя на таких тщеславных мыслях...
«Вот, — говорит мне внутренний соблазнительный голос, — ты лучше других... Ты незлобив, ты во всем покоряешься, ты всё выносишь; у тебя нет гордости, нет своеволия; ты не лукав, ты прост, как святой Павел, сподвижник Антония Великого, которого прозвали препростый»...
Полгода Константин Николаевич Леонтьев прожил на Афоне. Афонские старцы отговорили его принимать монашество, увидев, что он не готов к такому шагу. Но Леонтьев не захотел возвращаться к светской жизни.
Константин Николаевич поселился в монастыре Оптина пустынь, где его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский. А незадолго до смерти Леонтьев все же принял монашеский постриг с именем Климент.
В «Письмах с Афона» Константин Леонтьев размышляет о том, какими разными путями приходят к Богу интеллектуалы и неграмотные простецы.
Сравни, например, Иоанна Дамаскина и Павла Препростого. Оба причислены к лику святых. Иоанн Дамаскин — аристократ, вельможа, сын правителя города Дамаска, философ, занимающийся метафизикой христианства... Павел был крестьянин и совершенный невежда. Но разве святой Иоанн и святой Павел этот не были людьми одной и той же идеи, одной и той же цивилизации? Иоанн понимал всё в развитии. Павел знал только, что Христос — Сын Божий, что Его распяли за нас и нам хорошо и полезно за Него распинать себя... Вот и всё. А до подробностей он и доходить не хотел и соглашался свивать и развивать веревки всю жизнь свою по указанию более знающих людей.
Все выпуски программы Прообразы
Пловец во благо
Эту историю напечатали многие российские СМИ, а я услышала от знакомой спортсменки.
Ультрамарафонец Антон Лосев начал заниматься плаванием в 15 лет, довольно поздно по меркам детского спорта: именно тогда в его родном городке в Казахстане построили бассейн. А через два года он переехал в Москву, уже имея разряд кандидата в мастера спорта.
В столице юноша хотел вернуться в профессиональный спорт, но продолжить занятия не удалось. За годы учёбы в Университете нефти и газа имени Губкина он изредка участвовал в соревнованиях по плаванию в составе команды вуза. А десятилетие спустя познакомился в фитнес-клубе со спортсменом-любителем. «Сергей Субботин плавал по 10–15 километров на открытой воде — меня поразили такие длинные дистанции», — вспоминает Лосев. В 2019 году он тоже пришёл в любительский спорт.
Вначале были беговые полумарафоны и соревнования по плаванию, потом — знакомство с триатлоном и даже участие в Айронмэн — однодневной гонке из трёх дистанций: заплыва, велосипедного заезда и забега. В общей сложности триатлон Железный человек (так переводится с английского его название) составляет 226 километров и считается одним из самых сложных соревнований в мире! Тогда же наш герой стал участником проекта благотворительного фонда «Синдром любви» под названием «Атлет во благо». «Я понял, что хочу совмещать любимое занятие с добрыми делами, а подопечными стали дети с синдромом Дауна», — объясняет Антон.
В 2022 году в рамках проекта «Атлет во благо» Лосев дважды пересёк Финский залив: от Санкт-Петербурга до Кронштадта, что на острове Котлин, и обратно. Расстояние между этими городами 25 километров — на такой марафонский заплыв решаются немногие спортсмены! Антон преодолел 50-километровую дистанцию за 18 часов 43 минуты, стал рекордсменом и собрал 30 тысяч рублей для больных детей.
А летом 2024-го наш герой побил и этот рекорд: проплыл 75 километров, став первым покорителем такой дистанции в Финском заливе! Почти 150 тысяч рублей, собранные за 28 часов заплыва, он передал фонду «Больше чем можешь» — его сотрудники делают спорт доступным для всех, независимо от физического состояния.
«Я хотел привлечь внимание к людям с ограничениями, которые порой не могут сделать даже шаг, но достигают личных побед», — объясняет Антон Лосев. И всё задуманное получилось, ведь любительский спорт подарил ему не только рекорды, но и возможность помогать особенным детям!
Все выпуски программы Живут такие люди
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема