Недавно мы с мужем обсуждали, что в сложные времена появляется потребность в духовных ориентирах, хочется иметь место, где можно передохнуть от жизненной гонки и подумать о высоком, о прекрасном.
Я вспомнила, что еще до воцерковления в поисках покоя и умиротворения приходила в стены храма, наблюдала за мерцанием свечей в полумраке церкви, слушала песнопения, звучащие в записи. Даже интересно, почему из всех мест я выбирала именно храм? Ведь можно было погулять в парке, сходить на концерт классической музыки или просто посидеть дома в тишине? Возможно, душа сама подсказывала, что ей полезнее?
Встретила у святителя Иоанна Златоуста слова, которые стали ответом на мой вопрос: «...Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною... Здесь, в храме, не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей; это — пристань свободная от всего такого; это — духовная пристань душ».
Красивое и точное объяснение, согласитесь. Получается, что душа человека стремится быть рядом со своим Создателем, а храм распахивает нам окно мира иного, дает возможность приблизиться к Богу и к тайне жизни. Но достаточно ли просто время от времени заходить в церковь, чтобы встретить Бога? Есть ли какая-то гарантия, что спустя время Бог появится в жизни как несомненная реальность, придет то, что называют «чувством Бога»?
К сожалению, инструкции или схемы, как и где гарантированно встретить Бога не существует. Иначе не было бы стольких историй духовных поисков с их надеждами, разочарованиями и радостью. Например, меня нахождение в храме подтолкнуло к чтению Библии, к изучению текстов песнопений, так как хотелось понимать их смысл, к участию в богослужениях. Спустя какое-то время пришло живое чувство Бога. Но как именно оно пришло и в какой точно момент — это для меня тайна. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа», — говорил Христос Никодиму.
Я верю, что в какой-то степени мы сами можем приблизить встречу с Богом — для этого важно прислушиваться к своим душевным порывам, учиться видеть подсказки. Если нас в сложную минуту тянет в храм, важно не ограничиваться только атмосферой, а смотреть шире и самому создавать возможности для встречи с Христом: через беседу со священником, чтение Евангелия, святых отцов, через Причастие, молитву, добрые дела. Господь обязательно увидит наши шаги навстречу и придет. Просто нужно дать себе и Ему время.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Какой русский не любит быстрой езды! — восклицал Николай Васильевич Гоголь в повести «Мёртвые души».
Я по аналогии спрошу: Какой русский писатель не любит придумывать новые слова.
Николай Карамзин подарил нам существительные «промышленность» и «будущность». Салтыков-Щедрин — ввел в обиход слово «головотяп», новые слов были и у Пушкина, и у Достоевского. А уж в XX веке русский словарь обогатился авторскими неологизмами Маяковского, Есенина, Мандельштама и многих других прекрасных поэтов.
Новая лексика появляется в языке двумя способами: с помощью заимствования из других языков или путём словообразования из существующих частей речи. То есть создания новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Вот, например, чудесные стихи Осипа Мандельштама:
Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в БЕЗДРЕВЕСНОСТИ кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Осип Эмильевич взял слово «древесность», которое уже существовало в словаре Даля, и прибавил к нему приставку.
Большое количество неологизмов придумал поэт Владимир Маяковский. Многие из нас помнят его «серпастый, молоткастый» паспорт.
Маяковский любил придумывать новые глаголы:
Оплясывать, омолниить, испешеходить, извеселить..
Или, например, вспомним такие его стихи:
Оркестр чужо смотрел, как
ВЫПЛАКИВАЛАСЬ скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
ВЫЛЯЗГИВАЛА:
«Что это?»
«Как это?»
А какие поэтичные неологизмы создавал Сергей Есенин:
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
Да, немногие авторские неологизмы в итоге входят в наш повседневный лексикон, большинство остается на страницах книг. Однако игра писателей со словообразованием говорит о мощном потенциале русского языка.
Читая стихи, мы вместе с авторами участвуем в творчестве, знакомимся с необычным звучанием новых слов, развиваем языковой кругозор. А можно и самим попробовать придумать неологизм.
Берите прилагательное, добавляйте суффикс или приставку — и готово. Например, так:
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о послании апостола Павла к Филиппийцам: об истории написания, главных мыслях и о том, чем оно важно для нас сегодня.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер