
В Евангелии мы читаем слова Спасителя: «будьте, как дети». Я всегда представлял, что имеется в виду детская искренность, чистота и простота, не отягощенная излишним опытом.
Но как достичь такого состояния? Разобраться мне помог 10-летний крестник Егор. Мы говорили с ним о Боге, и одно его умозаключение поразило меня своей простотой и глубиной.
Это случилось на пляже. Мы только вышли из воды и, лежа на горячем песке, разговаривали. Егор задавал вопросы, которые интересуют многих мальчишек в этом возрасте. В основном всё сводилось к возможностям Бога, которые ребенок, в своей непосредственной манере, ставил под сомнения.
— А Бог может сделать так, чтобы это море поместилось в бутылке? — спрашивал Егор, — а Он может воскресить того жука-оленя, которого мы видели на тропе? А Он может сделать, чтобы я по воде бегал?
Я старался найти подходящие слова, но понимал, что у меня самого не хватает знаний и опыта для таких бесед. Наверное, лучшее, что я смог сделать в тот момент, это — прочитать слова самого Спасителя из Евангелия от Марка, где Он говорил о необходимости иметь веру Божию: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет».
Егор задумался и замолчал. Мне показалось, что ему эти слова непонятны. Мальчик водил пальцем по капелькам на запотевшей пластиковой бутылке с водой и вдруг задал ещё один вопрос:
— А Бог может сделать так, чтобы один плюс один равнялось не двум, а одному? — спросил Егор и хитро прищурился, глядя мне в глаза.
— Может — сказал я и вздохнул, представляя, как мне будет трудно объяснить ему теорию относительности и связать её с верой... Но Егор меня опередил:
— Да, я сам знаю, что может!
И пальцем указал на капельки конденсата, которые образовались на внешней стороне бутылки.
— Смотри, видишь капля вниз спускается? А вот вторая рядом... А теперь смотри... — и он большим пальцем нажал на бутылку чуть ниже — так, что капли, быстро соскользнув вниз и соединившись, превратились в одну...
Мне потребовалось время, чтобы осознать всё произошедшее, но я понял, что в тот момент ребёнок оказался гораздо мудрее меня и ближе к Богу. Наверное, это имел в виду Господь, говоря: «Будьте как дети».
Когда Егор размышлял о возможностях Господа, Тот послал ему наглядный пример, который полностью устроил мальчика, и лучше которого я бы ничего не придумал. А произошло это не столько потому, что Егор ещё ребёнок, сколько потому, что его связь с Господом не испорчена самонадеянностью, лукавством, неверием. А значит, если мы хотим быть как дети, то это не только про искренность, чистоту и простодушие, а это ещё и про мудрость, которая не в книгах, не в знаниях и даже не в опыте. Она посылается Богом и только тем, кому в общении с Ним ничего не мешает.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
2 апреля. О творчестве Ганса Христиана Андерсена

Сегодня 2 апреля. В этот день в 1805 году родился датский писатель Ганс Христиан Андерсен.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Перу Ганса Христиана Андерсона принадлежат более чем 170 сказок и историй, многие из которых признаны шедеврами мировой литературы. На сказках Андерсона во многих странах мира было воспитано не одно поколение детей и подростков. Его произведения положены в основу фильмов, мультфильмов, спектаклей и музыкальных постановок. Миллионы читателей хранят в памяти истории про Стойкого оловянного солдатика, Оле Лукойе, Русалочку, Свинопаса, Диких лебедей. Андерсон искал себя в разных видах творчества, пока не понял, что его призвание — сочинять сказочные истории. «Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в каждой канаве», — сказал Андерсону его современник-поэт Ингеман. Многие сказки Андерсона звучат как библейские притчи. Да и все его творчество можно оценивать как художественную проповедь христианского взгляда на мир и на отношения между людьми. Готовая на самопожертвование Герда из «Снежной Королевы» или герой сказок «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды», «Девочка, наступившая на хлеб». Они говорят нам о присутствии Божьего промысла в жизни человека, о его ответственности перед ближними. И даже самые печальные сказки великого датчанина исцеляют души и дарят надежду своим читателям.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 апреля. О пользе чтения для детей и взрослых

Сегодня 2 апреля. Международный день детской книги.
О пользе чтения для детей и взрослых — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы, православные христиане, размышляем о детских книгах, конечно же, на ум приходят детские сказки. Многие из этих сказок христианские. И часто, размышляя о том, как Господь будет судить нас, когда мы перед Ним предстанем, мне приходят на ум такие мысли. Бог, наряду с вопросами о том, как часто мы посещали храм, как часто причащались, исповедовались, может спросить нас на страшном суде и о том, как часто мы читали сказки своим детям или внукам. И горе нам будет, если мы не читали ни одной сказки своим детям. Почему-то мне кажется, что в этом тоже есть огромная часть христианского восприятия нашей духовной жизни. Поэтому, читая сказки своим детям и внукам, будем помнить о таких прекрасных произведениях Ганса Христиана Андерсона, Льюиса, Ершова, Алексея Толстого, которые когда-то и нас вдохновляли, но мы об этом забыли. А вот возвращаясь к этому материалу, мы можем и сами вспомнить, и своим любимым и дорогим детям и внукам напомнить об этом.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 апреля. О служении Всеволода Кащенко

Сегодня 2 апреля. В этот день в 1870 году родился русский врач и педагог Всеволод Кащенко.
О его служении и любви к детям — протоиерей Артемий Владимиров.
Всеволод Петрович был человеком подпадавшим под определение Антона Павловича Чехова. В нем, в человеке, все должно быть прекрасно — и душа, и глаза, и язык, и одежда, и речь. Таким он и был, этот врач-дефектолог, вместе с соратниками, посвятивший всего себя двадцати двум детям, воспитанникам с определенными отклонениями в физическом, душевном развитии. На улице Погодинской, на большой территории был создан своего рода пансионат, где Всеволод Петрович с энтузиастами трудился исправляя эти дефекты, подходя к детям творчески, с любовью, проводя индивидуальные занятия, приноравливаясь, так сказать, душевным качествам каждого из воспитанников. Трудно сейчас даже представить себе атмосферу, которую он создал в своем пансионате. Это были всевозможные занятия прикладные: лепка, рисование, спорт, гербарии. Дети выезжали на море, вели здоровый образ жизни, но главное, конечно, не разнообразие мест, где они знакомились с природой, но подход самих врачей чрезвычайно внимательный, тонкий, с любовью и, скорее всего, с молитвой.
Все выпуски программы Актуальная тема