
В Евангелии мы читаем слова Спасителя: «будьте, как дети». Я всегда представлял, что имеется в виду детская искренность, чистота и простота, не отягощенная излишним опытом.
Но как достичь такого состояния? Разобраться мне помог 10-летний крестник Егор. Мы говорили с ним о Боге, и одно его умозаключение поразило меня своей простотой и глубиной.
Это случилось на пляже. Мы только вышли из воды и, лежа на горячем песке, разговаривали. Егор задавал вопросы, которые интересуют многих мальчишек в этом возрасте. В основном всё сводилось к возможностям Бога, которые ребенок, в своей непосредственной манере, ставил под сомнения.
— А Бог может сделать так, чтобы это море поместилось в бутылке? — спрашивал Егор, — а Он может воскресить того жука-оленя, которого мы видели на тропе? А Он может сделать, чтобы я по воде бегал?
Я старался найти подходящие слова, но понимал, что у меня самого не хватает знаний и опыта для таких бесед. Наверное, лучшее, что я смог сделать в тот момент, это — прочитать слова самого Спасителя из Евангелия от Марка, где Он говорил о необходимости иметь веру Божию: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет».
Егор задумался и замолчал. Мне показалось, что ему эти слова непонятны. Мальчик водил пальцем по капелькам на запотевшей пластиковой бутылке с водой и вдруг задал ещё один вопрос:
— А Бог может сделать так, чтобы один плюс один равнялось не двум, а одному? — спросил Егор и хитро прищурился, глядя мне в глаза.
— Может — сказал я и вздохнул, представляя, как мне будет трудно объяснить ему теорию относительности и связать её с верой... Но Егор меня опередил:
— Да, я сам знаю, что может!
И пальцем указал на капельки конденсата, которые образовались на внешней стороне бутылки.
— Смотри, видишь капля вниз спускается? А вот вторая рядом... А теперь смотри... — и он большим пальцем нажал на бутылку чуть ниже — так, что капли, быстро соскользнув вниз и соединившись, превратились в одну...
Мне потребовалось время, чтобы осознать всё произошедшее, но я понял, что в тот момент ребёнок оказался гораздо мудрее меня и ближе к Богу. Наверное, это имел в виду Господь, говоря: «Будьте как дети».
Когда Егор размышлял о возможностях Господа, Тот послал ему наглядный пример, который полностью устроил мальчика, и лучше которого я бы ничего не придумал. А произошло это не столько потому, что Егор ещё ребёнок, сколько потому, что его связь с Господом не испорчена самонадеянностью, лукавством, неверием. А значит, если мы хотим быть как дети, то это не только про искренность, чистоту и простодушие, а это ещё и про мудрость, которая не в книгах, не в знаниях и даже не в опыте. Она посылается Богом и только тем, кому в общении с Ним ничего не мешает.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема