
Бывает так, что даже из очень сложной ситуации, из беды, удаётся вынести светлое знание. Знание, которое пригодится потом на всю жизнь.
Именно такое случилось со мной, когда я переболела тяжелым вирусным заболеванием. Выкарабкалась, думала, всё позади... Ан нет. Пошло осложнение — навалилась тяжёлая депрессия. Как выяснилось, вирусы провоцируют такие вот проблемы. Но представьте, именно депрессия дала мне новое светлое знание, такое чудесное, что хочу и с вами поделиться.
Когда депрессия накрыла меня во всю свою силу, я совершенно перестала чувствовать мир. Всё было словно за мутным-мутным стеклом: вижу траву, солнце, но не чувствую, слышу птиц — да всё равно мне, запахи, и те далеко-далеко где-то, не замечаю я их, вроде.
Физически я всё воспринимала, а чувствовать — не чувствовала. Пыталась объяснить друзьям:
— Понимаете, не радуюсь ни звукам, ни запахам...
— А что, раньше ты понюхала цветок и прямо развеселилась? Услышала птицу и рассмеялась?
— Да нет, но как-то иначе было. Оно отзывалось во мне. А теперь —нет...
Не получалось у меня объяснить, что я потеряла. Но сама точно знала — я потеряла радость. И не уныние то было, нет. Умом я понимала, что всё хорошо, даже показывала самой себе красоту: «Смотри, радуйся!»
Видеть-то я видела... Но это мутное стекло всё равно заслоняло от меня мир.
И вот когда я пошла к врачу за помощью — тут-то всё и разъяснилось. Тут я и получила своё светлое знание.
Врач рассказал мне: когда человек болеет депрессией, у него не вырабатываются определённые вещества, порождающие чувство радости.
— А у здорового они как образуются? — спросила я.
— Здоровый человек в том числе и химически реагирует на мир, — объяснил врач. — Например, видит яркую траву — мозг в ответ на это вырабатывает те самые вещества «радости», чувствует запах цветка — опять ответ мозга.
— И так постоянно?
— Конечно. Всё, прикосновения, звуки, цвет, вкус, запах — всё посылает нам сигнал к радости. И мы часто осознанно любуемся миром, но...
— Но мы же об этом не думаем каждое мгновение, верно?
— Да, в основном, это происходит как бы само собой. Мозг моментально реагирует, без нашего размышления об этом. Так устроен мир и человек.
И вот тут я поняла, что узнала невероятное!
И пускай у меня сейчас депрессия — это пройдёт, вылечусь. Но в обычной-то жизни — какие чудеса, оказывается, творятся! Только представьте, как Бог обустроил нашу жизнь! Я выхожу из дома, серьёзная, может, даже расстроенная, иду, думая о своём. А тут — душистый куст сирени. Я и внимания не обратила, а мозг получил сигнал к радости. А дальше — яркая куртка на прохожем — опять сигнал! Ветер свежий дунул — снова сигнал! Я-то не замечаю, а это всё вливается в меня радостью, как бы само собой! Запах хлеба, светлое облако, смешной щенок, звонки трамваев, солнечное тепло, — это сколько же всего вокруг приготовлено, чтобы нам помочь. Оно ведь так специально устроено Богом.
Поймите, Он, оказывается, повсюду разложил для нас радостные подарки. Такую вот секретную помощь, чтобы нам было светло в жизни. Но главное — он в нас самих создал пункт получения этих подарков. И это получение происходит даже тогда, когда мы заняты совершенно другим. Выходит, Бог как бы сказал:
— Ты трудись, делай свои дела, не отвлекайся. А подарок радости я тебе доставлю.
И какие бы трудности нас не одолевали — механизм этот работает, даже без нашего контроля!
Тут можно возразить:
— Но мы же не роботы. От нас-то зависит радость. Бог нас к ней и призывает в Библии.
Конечно, конечно зависит! Ведь можно самому, без всякой депрессии, остановить этот чудный механизм. Если впасть в уныние, если удариться в злобу, в зависть — ох, как застопорится вся радость... И никакие лекарства не смогут помочь, если я сама не буду стремиться в Божий Радостный Мир.
Но если стараться жить светло, если по Божьи стараться — тогда подарки будут, обязательно.
Вы спросите: «А как же болезнь, как же депрессия?» Ну да, конечно, у меня этот механизм повредился. Так видно и тут есть Божий промысел. У меня же теперь именно благодаря болезни есть моё светлое знание — Бог каждый наш шаг окружил сюрпризами, да ещё в нас самих устроил пункты их получения! И уж если Он такую сложную, невероятную систему для нас организовал — уж с депрессией Он управит, я не сомневаюсь.
Вот так и случилось, что, потеряв радость, я её, выходит, обнаружила. Узнала, что приготовлена она нам везде-везде, во всём-во всём. Вот чудо-то какое! И кажется, ту мою депрессию вылечило именно это светлое знание. Знание о тайнах радости.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Умеренность — одна из величайших добродетелей, которую прославляют даже люди, далёкие от веры. Что же это за чувство и как его в себе развить? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 10-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
В церковной общине города Коринф возникли нестроения. Появились амбициозные люди, которые стремились к власти. Поскольку среди простых верующих был огромен авторитет апостола Павла, основателя коринфской Церкви, заговорщики начали плести интриги против него. Их главным оружием стали злословие, клевета и насмешки. И из только что прозвучавшего отрывка мы даже знаем, какие именно. Оппоненты Павла говорили, что он силён и строг только в своих письмах, что это всего лишь маска. И что на деле же и в личном общении он беспомощен и незначителен. Так они пытались выставить его посмешищем в глазах людей. При этом они совершенно забывали о том, что и они сами стали участниками Церкви Христовой именно благодаря трудам Павла. Одержимость делала их слепыми к истине.
Отвечая на эти упреки, апостол несколько раз использует слово «мера». По его словам, именно чувство меры потеряли его злопыхатели. «Они измеряют себя самими собою и неразумно сравнивают себя с собою», — говорит Павел. Что же это означает? Практически все христианские экзегеты поясняют это выражение апостола схожим образом. Противники Павла поступают во всём исключительно по своему собственному разумению. Когда им на ум приходит какая-то мысль, они не соотносят её с Богом и Его заповедями. Вместо этого они считают свои мысли единственно верными. Другими словами, они почитают самих себя мерой всех вещей. И, по сути, самих себя ставят на место Бога.
Поэтому, защищаясь, апостол постоянно делает акцент на своей ограниченности. Он говорит, что если и хвалится, то ровно в ту меру, какую ему назначил Бог. То есть Павел подчёркивает, что та работа, которую он выполняет, возложена на него Христом и Церковью. И каждую свою мысль, каждое своё слово и дело он согласует с ними. Другими словами, он непрестанно помнит, что он просто служитель, и у его жизни есть Господин. И каждое своё начинание Павел должен соотносить с Его волей. Чтобы не выйти за установленные для него пределы. Чтобы не превысить свою меру.
Ситуация, описанная в этом отрывке, очень показательна. Подобно противникам Павла, мы тоже хотим как можно крепче стоять в этой жизни на ногах. Как и они, мы пытаемся заполнить собой всё окружающее нас жизненное пространство. Ощущать почву под ногами — это не плохо. Плохо то, что порой в эти моменты ощущения собственной значимости и силы есть реальная опасность раздуться, словно воздушный шарик, и выдавить Бога из своей жизни. Самому стать мерой всех вещей. Поэтому и напоминает сегодня апостол Павел, что тот, кого становится слишком много, рискует просто лопнуть. Жизнь человека должна разворачиваться словно на фоне присутствия чего-то более значимого, чем он сам. Ощущение этого присутствия мы и должны в себе воспитывать.
В Библии это состояние называется «ходить перед Богом». Жить так, будто Господь стоит рядом и Его больше, чем тебя. В православной традиции говорится о том, что это особое сердечное состояние. И мы можем достичь его вниманием к своему внутреннему миру, регулярным призыванием имени Иисуса Христа, а также исполнением заповеди Спасителя о служении окружающим. За эту ежедневную работу Господь даёт нам Свою благодать. Именно она наполняет нас живым ощущением того, что Бог рядом со мной, прямо здесь и сейчас. И я — Его крохотное дитя, которое Он бережно носит в Своих огромных и заботливых руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер