Бывает так, что даже из очень сложной ситуации, из беды, удаётся вынести светлое знание. Знание, которое пригодится потом на всю жизнь.
Именно такое случилось со мной, когда я переболела тяжелым вирусным заболеванием. Выкарабкалась, думала, всё позади... Ан нет. Пошло осложнение — навалилась тяжёлая депрессия. Как выяснилось, вирусы провоцируют такие вот проблемы. Но представьте, именно депрессия дала мне новое светлое знание, такое чудесное, что хочу и с вами поделиться.
Когда депрессия накрыла меня во всю свою силу, я совершенно перестала чувствовать мир. Всё было словно за мутным-мутным стеклом: вижу траву, солнце, но не чувствую, слышу птиц — да всё равно мне, запахи, и те далеко-далеко где-то, не замечаю я их, вроде.
Физически я всё воспринимала, а чувствовать — не чувствовала. Пыталась объяснить друзьям:
— Понимаете, не радуюсь ни звукам, ни запахам...
— А что, раньше ты понюхала цветок и прямо развеселилась? Услышала птицу и рассмеялась?
— Да нет, но как-то иначе было. Оно отзывалось во мне. А теперь —нет...
Не получалось у меня объяснить, что я потеряла. Но сама точно знала — я потеряла радость. И не уныние то было, нет. Умом я понимала, что всё хорошо, даже показывала самой себе красоту: «Смотри, радуйся!»
Видеть-то я видела... Но это мутное стекло всё равно заслоняло от меня мир.
И вот когда я пошла к врачу за помощью — тут-то всё и разъяснилось. Тут я и получила своё светлое знание.
Врач рассказал мне: когда человек болеет депрессией, у него не вырабатываются определённые вещества, порождающие чувство радости.
— А у здорового они как образуются? — спросила я.
— Здоровый человек в том числе и химически реагирует на мир, — объяснил врач. — Например, видит яркую траву — мозг в ответ на это вырабатывает те самые вещества «радости», чувствует запах цветка — опять ответ мозга.
— И так постоянно?
— Конечно. Всё, прикосновения, звуки, цвет, вкус, запах — всё посылает нам сигнал к радости. И мы часто осознанно любуемся миром, но...
— Но мы же об этом не думаем каждое мгновение, верно?
— Да, в основном, это происходит как бы само собой. Мозг моментально реагирует, без нашего размышления об этом. Так устроен мир и человек.
И вот тут я поняла, что узнала невероятное!
И пускай у меня сейчас депрессия — это пройдёт, вылечусь. Но в обычной-то жизни — какие чудеса, оказывается, творятся! Только представьте, как Бог обустроил нашу жизнь! Я выхожу из дома, серьёзная, может, даже расстроенная, иду, думая о своём. А тут — душистый куст сирени. Я и внимания не обратила, а мозг получил сигнал к радости. А дальше — яркая куртка на прохожем — опять сигнал! Ветер свежий дунул — снова сигнал! Я-то не замечаю, а это всё вливается в меня радостью, как бы само собой! Запах хлеба, светлое облако, смешной щенок, звонки трамваев, солнечное тепло, — это сколько же всего вокруг приготовлено, чтобы нам помочь. Оно ведь так специально устроено Богом.
Поймите, Он, оказывается, повсюду разложил для нас радостные подарки. Такую вот секретную помощь, чтобы нам было светло в жизни. Но главное — он в нас самих создал пункт получения этих подарков. И это получение происходит даже тогда, когда мы заняты совершенно другим. Выходит, Бог как бы сказал:
— Ты трудись, делай свои дела, не отвлекайся. А подарок радости я тебе доставлю.
И какие бы трудности нас не одолевали — механизм этот работает, даже без нашего контроля!
Тут можно возразить:
— Но мы же не роботы. От нас-то зависит радость. Бог нас к ней и призывает в Библии.
Конечно, конечно зависит! Ведь можно самому, без всякой депрессии, остановить этот чудный механизм. Если впасть в уныние, если удариться в злобу, в зависть — ох, как застопорится вся радость... И никакие лекарства не смогут помочь, если я сама не буду стремиться в Божий Радостный Мир.
Но если стараться жить светло, если по Божьи стараться — тогда подарки будут, обязательно.
Вы спросите: «А как же болезнь, как же депрессия?» Ну да, конечно, у меня этот механизм повредился. Так видно и тут есть Божий промысел. У меня же теперь именно благодаря болезни есть моё светлое знание — Бог каждый наш шаг окружил сюрпризами, да ещё в нас самих устроил пункты их получения! И уж если Он такую сложную, невероятную систему для нас организовал — уж с депрессией Он управит, я не сомневаюсь.
Вот так и случилось, что, потеряв радость, я её, выходит, обнаружила. Узнала, что приготовлена она нам везде-везде, во всём-во всём. Вот чудо-то какое! И кажется, ту мою депрессию вылечило именно это светлое знание. Знание о тайнах радости.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Подобно Израильскому народу Священное Писание называет христиан богоизбранной нацией. В чём же заключается это избранничество? Какие привилегии оно даёт и как ими воспользоваться? Ответ на эти вопросы находим в том отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Евреи времен Иисуса Христа были уверены в том, что по самому факту своего рождения, а также в силу того, что они принадлежат к иудейской религии, у них с Творцом особые отношения. Они Богом избранная нация. Видимым знаком этого глубинного союза они считали обрезание. По сути, аналог христианского крещения. Всё это побуждало евреев считать, что их положение в семье других народов исключительное и привилегированное.
Апостол Павел разделяет убеждения об уникальности Израиля. Однако для него это означает не претензии на лучшую жизнь, но в первую очередь ответственность. Как он говорит сегодня, иудеям вверено «слово Божие». В греческом тексте послания используется существительное «логия», которое обозначало не только звучащую речь, но и закон. А потому под «словом Божиим» Павел скорее всего понимает Десять заповедей и весь нравственный закон Моисеев. То есть для него уникальность еврейской нации заключается в том, что она была избрана стать образцом жизни по закону Бога. Отсюда и обратная закономерность. Всякий, кто живёт по закону Бога, хранит в чистоте свою совесть, является иудеем, даже если он не обрезан телесно.
Мысль апостола Павла вполне можно применить и к современной ситуации. Подобно иудеям в древности теперь христиане являются Богом избранным народом. А коль так, то каждый крещёный человек имеет особое положение в глазах Творца. Речь идёт не о привилегиях, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и респектабельной. Скорее, речь об ответственности, которая возложена на всякого ученика Христова. И факт Крещения является лишь видимым знаком этого мессианства.
Формы призвания могут отличаться. Ведь мы все очень разные. Однако суть всегда одна и та же. Как говорит сегодня апостол Павел, всем нам «вверено слово Божие». Так Павел даёт понять, что наша уникальность как раз в том и заключается, что мы больше не можем делать то, что нам заблагорассудится. Мы не можем жить, полагаясь только на себя и достигая собственных целей. Мы призваны к тому, чтобы делать то, чего хочет Бог. Во всех своих делах стремиться искать и исполнять Его волю. Вот главная привилегия христианина. Именно для этого Господь привёл нас в Церковь. Наша жизнь должна превратиться в бескорыстное и самоотверженное служение Творцу и окружающим людям. В противном случае мы будем ощущать себя несчастными и нереализованными. Те благодатные дары, которые мы получили в Таинстве Крещения, превратятся для нас в источник внутренних терзаний и, возможно, внешних бедствий. А потому дай же нам, Господи, ясности ума осознать, что такое подлинное христианство, и мужества сердца решительно и бесстрашно идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Защитить от разрушения Никольский храм в селе Мотовилово
Житель Москвы Николай Зимин недавно присоединился к проекту фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов». И неспроста - мужчина решил восстановить полуразрушенную церковь во имя святого Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. А началось всё вот с чего.
Николай занимался изучением своей родословной и выяснил, что его пра-пра-дедушка был купцом и на свои средства построил тот самый Никольский храм. В память о родном человеке мужчина решил возродить святыню. Но было и ещё кое-что. Информация о об этой церкви появилась в жизни Николая в особый момент. С началом специальной военной операции мужчина стал усердно молиться за мир на земле, за свою семью, сыновей. Николай дал Богу обет, что, если с его родными будет всё в порядке, он обязательно поможет храму или поставит часовню. А спустя время узнал об истории пра-пра-дедушки и Никольской церкви, которой нужна помощь.
«Жизнь – удивительная штука», - замечает мужчина. Сейчас он проходит обучение в «Школе хранителей храмов». «У меня есть финансовые и организационные ресурсы, но этого недостаточно», - говорит он. «Я хочу узнать о возможностях и опыте других людей. А ещё – найти помощников, ведь одного меня на всё не хватит. В Мотовилово даже дороги нормальной нет. Хочу повлиять на судьбу Никольского храма, возродить его для людей, заодно, надеюсь, и в селе что-то поменяется».
Первым делом важно защитить храм Николая чудотворца от осадков и дальнейших разрушений, то есть провести противоаварийные работы. С этим поможет фонд «Белый ирис». Он открыл сбор для храма Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. Если и вы хотите его поддержать, переходите на сайт фонда: https://nasledie-iris.org/projects/nikolskij-hram-razrabotka-proekta-konservaczii/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел о непростой, но яркой судьбе генерала Федора Федоровича Абрамова, одного из участников Белого движения в период гражданской войны в России, почему он пользовался уважением как у руководства, так и у солдат, и как сложилась его жизнь в эмиграции.