
«Игрушка», студия Andrea Films, EFVE, Fideline Films, Renn Productions, режиссёр Франсис Вебер
— Эта.
— Зорро?
— Нет.
— Космонавт?
— Вот эта!
— Этого господина?
— Да!
— Но это невозможно.
— Почему?
— Ну, потому что это господин, живой. Мы не можем подарить господина.
— Почему?
— Пойдём отсюда, здесь столько чудесных игрушек, выбирай любую.
— Я хочу вот это!
Эрик Рамбаль-Коше, маленький сын миллионера, владельца «заводов, газет, пароходов», пришёл в магазин выбирать новую игрушку. Отец сказал ему, что он может взять всё, что только захочет. Но самые прекрасные и дорогие куклы и машинки мальчика совсем не заинтересовали. Его внимание привлёк... живой человек, журналист по имени Франсуа Перрен. Он только что устроился стажёром в газету и приехал в магазин игрушек делать свой первый репортаж. А вместо этого попал в очень странную историю. Сегодня поговорим о классике французского кинематографа — картине «Игрушка» 1976-го года. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы.
Фильм снял режиссёр Франсис Вебер. Это была его дебютная работа. Критики тогда более, чем прохладно отнеслись к ленте. Она не получила ни одного фестивального приза, хоть и выдвигалась на престижную кинопремию «Сезар» сразу в трёх номинациях. Зато снискала высшую награду — народную любовь, которая вот уже несколько десятилетий заставляет зрителей снова и снова пересматривать эту нестареющую картину. В чём же её секрет? Может быть, в том, что говорит она о вещах, близких каждому из нас — о милосердии, сострадании, готовности прощать. И о том, что доброта и неравнодушие способны творить настоящие чудеса и преображать людей.
Но вернёмся к сюжету. Итак, избалованный сынок магната захотел в качестве новой игрушки получить... журналиста Франсуа Перрена, которого сыграл знаменитый французский комик Пьер Ришар. В другой ситуации мужчина просто посмеялся бы и ушёл восвояси. Но вот незадача: газета, в которой увязший в долгах Перрен рассчитывал устроиться на постоянную должность, принадлежала отцу мальчика, месье Пьеру Рамбалю-Коше. Как, впрочем, и магазин игрушек. Директор которого намекнул Перрену, что, если он не согласится на эту авантюру, оба они останутся без работы. Поэтому Франсуа... упаковали в деревянный ящик и отправили в особняк миллионера. Теперь он должен кататься с Эриком по дому на электронном автомобиле, носить пижаму с «мультяшными» героями и участвовать во всех играх эгоистичного мальчишки, который не забывает при каждом удобном случае напоминать бедняге Перрену: «Ты — моя собственность. Должен делать то, что я скажу».
Впрочем, таким ли уж эгоистичным был маленький Эрик Рамбаль-Коше? А может быть, у него перед глазами просто не было иных примеров, кроме собственного отца, который считал, что всё в этом мире можно купить за деньги? После нескольких дней пребывания Перрена в доме миллионера на правах «игрушки» его сына Эрика, история неожиданно получает новое развитие. В какой-то момент Франсуа решает положить конец происходящему абсурду и уходит из особняка. Но той же ночью в его дверь стучит главный редактор газеты. Оказывается, Рамбаль-Коше старший поставил ему условие: или он уговаривает своего подчинённого вернуться, или сам лишается работы. Но главное, редактор приоткрывает Перрену глубинные причины поведения Эрика. Оказывается, они кроются не столько в избалованности мальчика, сколько в его безмерном одиночестве. Дорогими подарками и исполнениями любых капризов отец-миллионер лишь откупается от сына, не давая ему настоящей отцовской заботы и внимания.
— Мне очень неловко, что я вас беспокою. Но президент Рамбаль-Коше просил меня повидать вас. Он хочет, чтобы вы вернулись — именно это он просил передать. Он вас ждёт.
— Скажите ему, что он уродует своего сына. Доброй ночи.
— Бедный ребёнок...
— Это он бедный?
— Он ребёнок от первого брака. Живёт у отца только месяц в году. Через неделю мальчик возвращается к матери. Может быть, вы могли бы уступить? Всего неделя...
Согласится ли Перрен на продолжение необычного эксперимента? Сможет ли достучаться до сердца мальчишки, а главное — его отца? Об этом нам расскажет фильм Франсиса Вебера «Игрушка». Кстати, Пьер Ришар называл роль в этой картине своей любимой. Несмотря на определённую комичность образа, он наполнил этого героя проникновенностью и драматизмом. В картине, безусловно, присутствуют разные смысловые подтексты — например социальный, отражающий ситуацию с безработицей во Франции 70-х годов ХХ века. Но главная её суть, по-моему, в том, что настоящее богатство — это любовь и доброе сердце, способное сострадать.
Храм архистратига Михаила. Мордово

Рабочий посёлок Мордово на юго-западе Тамбовской области — обычный райцентр, каких в России тысячи. По его не везде асфальтированным улицам чинно прохаживаются коровы и козы, а на окраинах царят патриархальная тишина и покой. Именно в таком тихом и живописном месте, на берегу реки Битюг, стоит одна из жемчужин Тамбовщины — храм Архистратига Михаила в Мордово.
Величественным кораблём парит он на фоне далёкого леса. Пятиглавый, из красного кирпича, украшенный орнаментом. Над тонкими шатровыми навершиями — серебристые луковки куполов. Церковь кажется древней, и удивляешься, когда узнаёшь, что на самом деле её строительство завершилось уже в ХХ веке — в 1909-м году. Иконы для Архангельского храма писал известный мастер того времени Михаил Дикарёв. Образа поместили в четырехъярусный, удивительной красоты, фарфоровый иконостас. По одной из версий, изготавливался он на знаменитом московском фарфоровом заводе товарищества Кузнецова для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Но вышло так, что по каким-то параметрам не подошёл и тогда иконостас выкупили для храма Архангела Михаила в Мордово.
Впрочем, уникален мордовский иконостас не только из-за необычного материала и тонкой красоты, а ещё и тем, что сохранился до наших дней фактически в первозданном виде. Сегодня в России дореволюционные церкви с подобными иконостасами можно пересчитать по пальцам, ведь фарфор — материал хрупкий, а что происходило с храмами в безбожные советские годы, увы, хорошо известно. Вот и Архангельскую церковь в 20-е годы хотели взорвать. Однако взрыв мог затронуть близлежащие дома и школу. Поэтому уничтожать храм не стали и он действовал вплоть до 1939 года. Потом церковь всё-таки закрыли и устроили в ней зернохранилище. Каким-то чудом верующим удалось уговорить местные власти не занимать под хозяйственные нужды алтарь. Его вместе с иконостасом отгородили фанерой. Во время Великой Отечественной войны зерно вывезли, а храм передали под нужды военного госпиталя. В начале 1945-го в мордовской Архангельской церкви богослужения возобновились. Разрешения на это добился святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в то время архиепископ Тамбовский и Мичуринский.
Вот уже больше века, словно благословляя всё вокруг, поднимаются над тамбовским посёлком Мордово шатровые купола Архангельского храма — сельской церкви в русской глубинке, которая, по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, могла бы стать украшением любого кафедрального города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Храм Тхаба-Ерды. Ингушетия

Сегодня большинство жителей республики Ингушетия исповедуют ислам. Но и христианство здесь, на северных склонах Большого Кавказского хребта, имеет многовековые корни. Свидетельство тому — древняя каменная церковь, расположенная в горах Ингушетии у самой границы с Грузией. В туристических путеводителях она обозначена с ингушским названием Тхаба-Ерды, что в переводе означает «Храм веры».
Четырёхугольное здание семнадцать на восемь метров сложено из целых камней. Лаконичный облик завершает двускатная кровля. Внутреннее пространство освещено единственным окном, состоящим из двух узеньких арок. История храма полна загадок. Так, учёные не пришли к единому мнению о том, кто и когда его построил. Возможно, церковь создали в восьмом веке византийские миссионеры — они прибыли к языческим племенам Кавказа с Евангельской проповедью. Возможно, потрудились в двенадцатом столетии соседи ингушей — грузины, исповедующие православие. В то время Грузией правила царица Тамара, прославленная в лике святых.
В тринадцатом веке христиан на территории Ингушетии истребили монгольские завоеватели, и церковь Тхаба-Ерды долгое время стояла в запустении. Однако, в ней сохранилось несколько каменных рельефных икон. Самая значимая расположена на западном фасаде. На ней изображён образ Иисуса Христа.
В двадцать первом столетии храм Тхаба-Ерды возродился для богослужений. Первое состоялось в ноябре 2012 года. На молебне присутствовали глава Российского императорского дома Романовых великая княгиня Мария Георгиевна и президент республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. В приветственном слове он отметил, что древний храм должен выполнять своё предназначение. И хотя церковные службы в Тхаба-Ерды пока совершаются крайне редко, всякий, кому довелось здесь оказаться, может помолиться под древними сводами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Пещерные храмы. Дивногорье

Есть под Воронежем городок Лиски — небольшой районный центр. А буквально в десяти километрах от него, в западном направлении, на правом берегу реки Дон, находится плато Дивногорье. Имя своё местность получила от слова «дивы». Так называются меловые скалы, или столпы, внутри которых в 17 столетии появился пещерный монастырь. До наших дней дошли два храма — церковь в честь иконы Божьей Матери Сицилийской и храм Рождества пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи. Первый находится на территории природного музея-заповедника, в так называемых Больших Дивах. Второй — в Малых Дивах, на возвышенности неподалёку от Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря.
По преданию, начало пещерному монастырю в Дивногорье положили греческие монахи Иоасаф и Ксенофонт. Они были выходцами с острова Сицилия и в 1653-м году, гонимые католиками, бежали оттуда на Русь. С собою монахи привезли чудотворный образ Богородицы, который стал именоваться Сицилийским. В одной из меловых скал монахи вручную выдолбили церковь, где долгое время и находилась чудотворная икона. Со временем к монахам присоединились последователи, и вскоре в Дивногорье появилась довольно большая пещерная обитель — с кельями, хозяйственными постройками и ещё одним храмом — церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Сегодня попасть в храмы, выдолбленные в дивах, можно с экскурсией или индивидуально. Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери находится в ведении музея-заповедника — расписание и нюансы посещения нужно уточнять там. А вот перед походом в Предтеченскую церковь необходимо получить благословение настоятеля Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Этот пещерный храм был передан Русской Православной Церкви и несколько раз в год там совершаются Богослужения. Интерьеры обоих храмов отреставрированы и весьма схожи: узкие коридоры со сводчатыми нишами особым образом вырублены вокруг алтаря, чтобы монахи могли обходить его крестным ходом. Здесь тишина, полумрак и даже летом прохладно — не больше плюс десяти градусов. Белоснежные стены когда-то были расписаны фресками, однако сырость, к сожалению, привела к их полной утрате. Несмотря на это, в пещерных храмах Дивногорья царит особая молитвенная атмосфера. Сюда не долетает посторонний шум и мысли невольно устремляются к Богу.
Когда выходишь на улицу, глазам приходится снова привыкать к яркому свету, а ушам — к повседневным будничным звукам. Под ногами — белая от мела почва. Высокие меловые столпы-дивы словно провожают тебя внимательным взглядом и кажется, что они тихонько и торжественно поют хвалу Господу.
Все выпуски программы ПроСтранствия