— Эта.
— Зорро?
— Нет.
— Космонавт?
— Вот эта!
— Этого господина?
— Да!
— Но это невозможно.
— Почему?
— Ну, потому что это господин, живой. Мы не можем подарить господина.
— Почему?
— Пойдём отсюда, здесь столько чудесных игрушек, выбирай любую.
— Я хочу вот это!
Эрик Рамбаль-Коше, маленький сын миллионера, владельца «заводов, газет, пароходов», пришёл в магазин выбирать новую игрушку. Отец сказал ему, что он может взять всё, что только захочет. Но самые прекрасные и дорогие куклы и машинки мальчика совсем не заинтересовали. Его внимание привлёк... живой человек, журналист по имени Франсуа Перрен. Он только что устроился стажёром в газету и приехал в магазин игрушек делать свой первый репортаж. А вместо этого попал в очень странную историю. Сегодня поговорим о классике французского кинематографа — картине «Игрушка» 1976-го года. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы.
Фильм снял режиссёр Франсис Вебер. Это была его дебютная работа. Критики тогда более, чем прохладно отнеслись к ленте. Она не получила ни одного фестивального приза, хоть и выдвигалась на престижную кинопремию «Сезар» сразу в трёх номинациях. Зато снискала высшую награду — народную любовь, которая вот уже несколько десятилетий заставляет зрителей снова и снова пересматривать эту нестареющую картину. В чём же её секрет? Может быть, в том, что говорит она о вещах, близких каждому из нас — о милосердии, сострадании, готовности прощать. И о том, что доброта и неравнодушие способны творить настоящие чудеса и преображать людей.
Но вернёмся к сюжету. Итак, избалованный сынок магната захотел в качестве новой игрушки получить... журналиста Франсуа Перрена, которого сыграл знаменитый французский комик Пьер Ришар. В другой ситуации мужчина просто посмеялся бы и ушёл восвояси. Но вот незадача: газета, в которой увязший в долгах Перрен рассчитывал устроиться на постоянную должность, принадлежала отцу мальчика, месье Пьеру Рамбалю-Коше. Как, впрочем, и магазин игрушек. Директор которого намекнул Перрену, что, если он не согласится на эту авантюру, оба они останутся без работы. Поэтому Франсуа... упаковали в деревянный ящик и отправили в особняк миллионера. Теперь он должен кататься с Эриком по дому на электронном автомобиле, носить пижаму с «мультяшными» героями и участвовать во всех играх эгоистичного мальчишки, который не забывает при каждом удобном случае напоминать бедняге Перрену: «Ты — моя собственность. Должен делать то, что я скажу».
Впрочем, таким ли уж эгоистичным был маленький Эрик Рамбаль-Коше? А может быть, у него перед глазами просто не было иных примеров, кроме собственного отца, который считал, что всё в этом мире можно купить за деньги? После нескольких дней пребывания Перрена в доме миллионера на правах «игрушки» его сына Эрика, история неожиданно получает новое развитие. В какой-то момент Франсуа решает положить конец происходящему абсурду и уходит из особняка. Но той же ночью в его дверь стучит главный редактор газеты. Оказывается, Рамбаль-Коше старший поставил ему условие: или он уговаривает своего подчинённого вернуться, или сам лишается работы. Но главное, редактор приоткрывает Перрену глубинные причины поведения Эрика. Оказывается, они кроются не столько в избалованности мальчика, сколько в его безмерном одиночестве. Дорогими подарками и исполнениями любых капризов отец-миллионер лишь откупается от сына, не давая ему настоящей отцовской заботы и внимания.
— Мне очень неловко, что я вас беспокою. Но президент Рамбаль-Коше просил меня повидать вас. Он хочет, чтобы вы вернулись — именно это он просил передать. Он вас ждёт.
— Скажите ему, что он уродует своего сына. Доброй ночи.
— Бедный ребёнок...
— Это он бедный?
— Он ребёнок от первого брака. Живёт у отца только месяц в году. Через неделю мальчик возвращается к матери. Может быть, вы могли бы уступить? Всего неделя...
Согласится ли Перрен на продолжение необычного эксперимента? Сможет ли достучаться до сердца мальчишки, а главное — его отца? Об этом нам расскажет фильм Франсиса Вебера «Игрушка». Кстати, Пьер Ришар называл роль в этой картине своей любимой. Несмотря на определённую комичность образа, он наполнил этого героя проникновенностью и драматизмом. В картине, безусловно, присутствуют разные смысловые подтексты — например социальный, отражающий ситуацию с безработицей во Франции 70-х годов ХХ века. Но главная её суть, по-моему, в том, что настоящее богатство — это любовь и доброе сердце, способное сострадать.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.