«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин

Поделиться Поделиться

о. Фёдор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.

Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоирей Фёдор Бородин. И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждёт нас завтра в Вербное воскресенье и на наступающей Страстной Седмице.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Добрый вечер!

Марина Борисова:

— Отец Фёдор, вот Вербное воскресенье. Казалось бы, мы знаем содержание евангельского чтения, мы знаем события праздника, мы знаем также, что Вербное воскресенье стоит особняком, что Страстная седмица начнётся с понедельника. А вот что такое за особый день? Почему он так нужен нам перед тем, как сделать вдох и войти вот в это пространство Страстной седмици?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Ну, прежде всего, потому что это Великий праздник. А праздник для христианина — это не только какое-то утешение, какое должно быть на трапезе или некое расслабление, это прежде всего праздность от мирских дел, попечений, новостей, смыслов и переживаний для того, чтобы стать ближе к Богу и погрузиться в созерцание Бога и Божественного. Поэтому этот праздник, это взгляд, если хотите, последний взгляд Ветхого Завета вперед на то, что должно совершиться над Господом нашим Иисусом Христом. Уже из Нового Завета, но вот со всем этим огромным багажом. И Иерусалим с его жертвами, с храмом, с его историей, с его пророками. А всё это сейчас встретит Сына Божьего, который наполнит всё это новым содержанием и новым смыслом.

Марина Борисова:

— Ну, праздник — это очень здорово. Мы вступаем в то пространство, где не только нету места празднику, но нету места вообще ничему. Мне всегда было очень трудно понять, как мы, люди мирские, люди, живущие в пространстве житейской жизни, одновременно можем погрузиться в абсолютно евангельское существование. Я понимаю, если у нас есть возможность и желание быть постоянно на службах в храме, но, в общем, за редким исключением такой возможности у нас нет. Да и сил не хватит, если так уж честно. Если ты живёшь семьёй, если масса забот, которые ты не можешь ни на кого переложить, то только, пожалуй, в условиях монастыря или если ты клирик какого-то храма, если ты практически постоянно находишься внутри вот этого богослужебного удивительного цикла Страстного, это возможно. А как это возможно, если ты только эпизодически можешь бывать в церкви, и ты вряд ли можешь прочувствовать, что все вот первые три дня Страстной седмицы — это как бы единый цикл, ведь, собственно, и тропарь у них один, и за эти три дня прочитывается вся псалтирь и всё Евангелие, кроме непосредственно Страстных отрывков. И каждый день совершаются Литургии Преждеосвященных Даров. И идёт чтение Притч Господних, которые тоже как бы в единой цепочке выстроены, логически связаны, несмотря на то, что у каждой свой сюжет, в какое-то единое послание.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Конечно, человек работающий не может быть на всех службах, это действительно так, надо выбрать важнейшие службы, это прежде всего, конечно, служба Великого Четверга.

Марина Борисова:

— Но мы отдельно поговорим о Великом Четверге. Всё-таки первые три дня тоже важны, и бывает не так уж и редко, что они проходят вне нашего сознания, вне вот этого ощущения грядущих Страстей Господних, может быть, только в среду вечером, когда мы идём на службу перед Чистым Четвергом, когда вспоминается Вечеря Господня и дарование Евхаристии, может быть, только тогда мы первый такой звоночек Страстной слышим.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Ну как мы можем потрудиться так, чтобы все-таки погрузить себя в созерцание этих великих дней, которые, ускользают от работающих на мирских работах наших прихожан? Мы можем читать и размышлять над теми евангельскими отрывками, которые в эти дни читаются, да? Рассказ о бесплодной смоковнице и о проклятии, рассказ о двух сыновьях хозяина виноградника, о злых виноградарях, о мудрых неразумных девах, притча о талантах, притча о Страшном Суде, рассказ о женщине, разбившей алавастровый сосуд, миром помазавшей ноги Христа. И в конце концов, мы можем вместе со всей церковью погрузиться в чтение книги Иова, которая в этот день, в эти три дня перечитывается почти вся, потому что она рассказывает о пророчестве про Христа ветхозаветном, где страдает Праведник не ради своих неправд, которых нет, а ради спасения и вразумления окружающих. И в этом Церковь видит главное пророчество, вот этого безвинного страдальца, который принимает это все от Господа. Не так просто принимает, но принимает. Вот поэтому все эти вот евангельские повествования, которые я упомянул, с разных сторон, они на самом деле об одном. О том, что, оказывается, человек может быть отвергнут Богом, потому что прожил жизнь, закончил ее не так, как Господь повелел. Вот все-таки это очень важно. Да, мы, как я вот недавно слышал определение одного церкви, их очень много, что такое церковь, да, над которым меня очень как-то за сердце задело. Церковь — это любящие Христа люди, которые уже спасены, но еще могут погибнуть. Действительно, мы имеем дар спасения во Христе, дар вечной жизни, как мы читаем в Священном Писании, но мы можем его потерять. И в этих притчах, и в этих повествованиях Господь просто кричит нам, чтобы мы аккуратнее жили, чтобы мы жили целомудреннее, чтобы мы жили добродетельнее, чтобы мы следили за собой. А книгу Иова полезно читать, потому что в ней огромное количество важнейших драгоценностей церковного, важнейших драгоценностей духовного опыта. Это просто, ну, кладезь, если внимательно читать, действительно каких-то удивительных откровений о Боге, о человеке.

Марина Борисова:

— Вот то, что первые три дня на Страстной седмице совершаются Литургии Преждеосвященных Даров. Почему это важно? Ведь мы же как-то привыкли, что большая часть прихожан старается причаститься в Чистый Четверг, какое-то количество людей старается причаститься в Великую Субботу. Ну, естественно, многие стараются причаститься непосредственно на Пасхальной литургии. Эти три Преждеосвященные Литургии, они зачем?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Преждеосвященная Литургия исторически возникла в те дни, когда невозможно служение полной литургии, но христиане принимают в Теле и крови Христа утешение и укрепление для своего духовного аскетического подвига. Понедельник, вторник и среда — это дни, богослужения которых заканчиваются отпустом «грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения. Христос — истинный Бог наш». То есть это воспоминание о том, что по Своей воле, имея, как сам Христос говорит, власть отдать жизнь и власть снова ее принять, Христос идёт на это по любви к нам. И вот этот трагизм и в то же время эта удивительная радость о том, что Христос это делает ради каждого меня, ради каждого человека, она заставляет нас погружаться в эту, ну, если хотите, такую исцеляющую душу скорбь. И поэтому служится Преждеосвященная Литургия.

Марина Борисова:

— Ну, как бы мы не хотели полностью отодвинуть от себя в эти дни житейские заботы, мы от них никуда не уйдём, потому что, в особенности там, где есть семья, есть дети, к празднику нужно готовиться. И есть масса вещей, которые любая женщина старается сделать на Страстной седмице. Но можно ли большую часть этих дел, этой подготовки перенести на первые три дня? Ну, там, я не знаю, покрасить яйца, например, заранее.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Ну, конечно. Конечно, а потом, вы знаете, вот такая чрезмерная акцентация на каких-то бытовых способах отмечать Пасху Христову: кулич, Пасха, которая требует большого очень вложения времени и сил, яйца, вымыть квартиру или дом, все это чрезмерно. Все это несравнимо с тем, что человек теряет, когда он мог прийти на службу и не пришел. Поэтому сейчас, на самом деле, мы должны быть, как христиане, благодарны, если мы живем в тех условиях, где можно пойти кулич купить и пасху купить, и не погружаться в это, а лучше в эти дни побыть со Христом, если нет возможности дойти до храма, открыть Евангелие и прочитать Страстные Евангелия в каждом из четырех, и погрузиться в эти размышления, может быть, тексты служб, они все в сети сейчас есть. Пожалуйста, в переводах есть. Это удивительное сокровище. Это потрясающая поэзия. Это вообще, может быть, вершина словесного творчества человека. Богослужение Страстной седмицы. И когда ради того, чтобы потом поесть вкусный кулич, человек это теряет, мне кажется, это очень большая ошибка.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям: в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоирей Фёдор Бородин. Ну вот, а теперь начинается самое главное, самое основное содержание: Великий Четверг. Что это за день? Ну, опять-таки, события, праздника, я надеюсь, большинство наших радиослушателей более-менее знает. Это дарование Евхаристии через апостолов всем нам, это Тайная Вечеря Господня, это омовение ног апостолам. Что это за ключ к Пасхе для каждого из нас?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Спасибо, что вы упомянули об омовении ног, потому что погружение в Евхаристию без воспоминания о том, с чего Христос начал эту Великую Вечерю, невозможно. Напомню, что Христос снял с Себя верхнюю одежду и выполнил служение раба. Если в семье не было раба, самый низший по положению слуга совершал это. Он умыл ноги ученикам. Это такая милость, которая оказывалась в этой жаркой стране людям, которые ходили в сандалиях, когда ноги просто ломило после дня. И вот прежде чем начинается трапеза, умыть их было важнее, чем умыть руки. Христос выполнил это. Вспомните, как апостол Петр пугается и говорит: «не умоешь ног моих вовек». И тогда Христос говорит, если так, то ты не имеешь части со мной, потому что вы называете Меня Господом Учителем, и что сделал Я, и вы должны делать. Потому что Евхаристия есть служение Бога человеку, и каждая Евхаристия, если служится священником с диаконом, она начинается со знаменитого диалога, когда диакон говорит: «Время сотворити Господеви». То есть, теперь время Богу творить. Это Он будет творить. Вот если мы при этом, когда Бог нам служит, не служим ближнему, то мы недостойны Евхаристии. Поэтому вот это умовение ног, давайте не будем об этом забывать никогда. Это очень важно, как принцип нашей жизни. А Евхаристия, конечно, она доступна для нас почти каждый день в году. Слава Богу, это милость Божия. Когда недоступна Евхаристия, а такие эпизоды были в жизни целых христианских общин, например, на Балканах, когда храмы закрывались турками, или на территории Малороссии, когда так называемые факторы, которым польские паны отдавали ключи от православных храмов, закрывали их в наказание за недовыполненный, например, сбор урожая. Так вот, это великая милость Божия. И никогда не могли причаститься христиане во время гонений в советское время. Сейчас у нас это есть. Но все-таки Великий Четверг — это совершенно особое время. Это особая Евхаристия. Это, если хотите, Евхаристия верности Христу. Когда мы проверяемся, есть ли для нас что-то более важное, представьте себе, что Христос зовет своих апостолов на Тайную Вечерю, а кто-то из них говорит: «Ты знаешь, Учитель, я не могу, у меня есть более важные дела, у меня вот то-то и то-то». Это представить себе невозможно. И в этот день, конечно, все христиане, которые имеют возможность, надо договариваться, школьникам надо пропускать занятия, договариваться, студентам надо пропускать лекции, всем христианам по возможности надо договариваться, меняться на работе, чтобы хотя бы первую половину дня освободить, и, конечно, идти на эту Тайную Вечерю причащаться с Господом нашим Иисусом Христом. Это и есть, может быть, показатель того, христианин ты или нет, причащаешься ли ты. Ну, прежде всего, на Пасху, конечно, вы правы совершенно, Марина, но в Великий Четверг, наверное, это вот, может быть, вторая по важности дата, когда человек должен приступать к Телу и Крови Христовым.

Марина Борисова:

— Ну вот что для многих является, если не камнем преткновения, то важным вопросом. Мы так уж традиционно привыкли в большинстве случаев, что перед принятием Святых Христовых Таин надо бы поисповедоваться. Но мы читаем, что время Страстной седмицы — не время покаяния, что вообще никаких мыслей, кроме как мысли о том, что происходит, о Крестной Жертве Спасителя, больше никаких других в Церкви нет. А как увязать вот эту традицию, что перед Причастием непременно надо поисповедаться, то, что вы сказали, что все, кто только может стремится принять Святые Дары в Великий четверг, и как быть?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Да, вы правы, Марина, действительно вопрос практической христианской жизни, он возник не так давно, потому что в советское время люди многие в большинстве храмов даже не причащались на Пасху. Причем инициатива к этому исходила от духовенства. И так и говорили, что как же так, надо исповедоваться, это покаяние, а сейчас Пасха, надо радоваться. И Чаша выносилась символически, и никто не причащался. Слава Богу, сейчас эта ошибка почти везде преодолена. Потому что, когда служится литургия, по её смыслу предполагается, что все христиане призываются к Причастию Тела и Крови Христовых. Но возникли вопросы с исповедью. И в большинстве приходов, где есть прихожане, которых священник знает, решается это по-разному, но одно из основных решений оно такое, что, начиная с пятницы вечера перед Лазаревой субботой приносится исповедь всеми теми, кто и в субботу с утра, в Вербное Воскресенье во время всенощной, перед Литургией во время Вербного самого дня, самой недели, теми, кто будет приступать к Причастию, храня себя все остальные дни. Если может, в любой из дней, понедельник, вторник или среду на Преждеосвященных, Великий Четверг, Великую субботу, конечно, на Пасху. Действительно, обеспечить каждый раз исповедь невозможно и не нужно, потому что это создаст суету и перегрузит, и не даст возможности священнику помолиться совсем. Но в основном у нас прихожане приходят и исповедуются заранее. Хотя в среду вечером приходят те, кто не могли прийти в Лазареву в субботу или не посчитали это нужным, приходят перед Причастием. Мы обычно, пытаясь этих людей хотя бы к следующему году перевоспитать, мы даже в объявлении пишем, что исповедь для беременных, кормящих, болящих и пренебрегающих окружающими. Потому что вот пришел человек, идет Пасхальная служба. Человек пришел, говорит: я готовился к Причастию, я хочу исповедоваться. Весь храм должен замереть, священник должен выйти, его слушать. Это, конечно, грех жуткой гордыни, себялюбия и нежелания вообще понять, что ты здесь не один. Поэтому приходская практика постепенно вырабатывает вот какие-то такие способы решения этой проблемы. Повторюсь, у нас люди исповедуются единожды и потом причащаются за любой литургией, на которую могут прийти. И в очень многих храмах такая практика сейчас обретает жизнь.

Марина Борисова:

— Ну вот, будем считать, что нам повезёт, всё у нас сложится с Божьей помощью. Мы с утра сходим в храм, Бог даст, причастимся, но у нас будет вечером ещё одна очень важная служба, на которую тоже очень хочется попасть. Это служба Двенадцати Евангелий. Вот почему она так важна? Ведь, собственно, эти Евангелия мы и так читали.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Да, эта служба родилась из иерусалимской традиции, когда глава иерусалимской церкви, патриарх, вместе со всем клиром проходил по тем местам, где со Христом совершались вот эти страшные Великие события Страстной Пятнице, и Евангелия об этих событиях читались прямо на этих местах. Все это еще как бы сопровождалось дополнительными молитвословиями и ектеньями, и вот это было такое погружение в фактическую сторону страданий Христовых. Нам досталась эта служба как память об этой традиции. Наверное, действительно, масштаб события заставляет нас вглядеться в его каждую деталь. И не просто вспомнить о том, что в этот день было предательство Христа, взятие под стражу, бичевание, издевательство римских воинов, распятие и смерть. А вот всё полностью, каждая из этих деталей, причём изложены у разных евангелистов по-разному, которые иногда параллельны, а иногда дополняют друг друга, как, например, рассказ о раскаявшемся благоразумном разбойнике, есть только у Луки, больше ни у кого нет. Вот как бы такая полная картина, всё, что нам сохранила Церковь об этих страданиях, и об этом дне Христа. Вот это уже так называемая служба Двенадцати Евангелий или Утреня Великого Пятка, которая совершается в четверг вечером. И действительно хочется с утра причастившись, сохраняя себя в чистоте, в молчании, в тишине, ни с кем не вступая ни в какие разговоры, тем более в споры, прийти и вечером, в четверг, побыть со своим любимым учителем, как жены мироносицы. Они не могли спасти Христа от крестной смерти, но их верность была в том, что они были с Ним рядом во время всего этого пути, и особенно у Креста.

Марина Борисова:

— Насколько вам кажется важным или неважным эмоциональное переживание этих событий? Я могу поделиться, что однажды за всю более чем 40-летнюю жизнь в церкви мне Господь послал такое переживание, это было ещё в такие приподнятые неофитские времена. Мне было очень тяжело стоять после рабочего дня, такую долгую службу с чтениями, тем более что по-славянски я понимала далеко не все слова. У меня не было какой-то экзальтации на службе. Но я честно её всю простояла. Когда я вышла, у меня было ощущение, знаете, как будто только что у тебя кто-то близкий умер. До такой степени, что я ни в пятницу, ни в субботу не могла есть. Не в том смысле, что я постилась, а вот то, что называется, кусок в горло не лез. Это было однажды в жизни. Я не старалась повторить это переживание, я как-то быстро поняла, что оно было таким личным подарком для меня, чтобы понять раз и навсегда, что происходит. Но важно ли это вообще в принципе? Или для нашего молитвенного состояния все вот эти эмоциональные краски не суть важны?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Вы знаете, Марина, то, что вы описали, не является эмоциональным состоянием. Это действительно, вы очень точно слова употребили, это духовный дар от Господа. Вот это переживание, когда настолько всё плотское, земное становится далеко, что даже есть просто не хочется человеку. Это был подарок, потому что это может быть результатом очень долгой христианской жизни или даром в её неофитском начале. Вот эмоционально — это другое. Это когда человек разгоряченно, на таком низшем душевном уровне пытается как раз отсутствие духовных переживаний заменить вот какими-то такими эмоциями. Обратите внимание, если вы посмотрите на канонические иконы, на них эмоций нет. Я знаю только два случая, когда изображаются эмоции. Это плачущая Магдалина при погребении и плачущие ангелы, которые у Распятия собирают Кровь Христа в Чашу. Больше не знаю. И то очень схематично это изображено, потому что, конечно, место эмоциям давать не надо. Это обман и возможный путь в прелесть, и вот все эти вещи, которые как раз рожденным католичеством искусстве культивируются, они нам запрещены святыми отцами, нам запрещено представлять, как это происходило, нам запрещено погружаться в это разгорячение. И вы, глядя на скульптуру Бернини, вы не сможете нормально сосредоточиться на молитве, вам будет это мешать. А также, как и какие-то очень личные, авторские музыкальные песнопения в этот день, они будут мешать вам, они как раз будут низводить вас на этот эмоциональный уровень. А духовные переживания, к ним, наверное, о них надо молиться, но тоже надо быть очень трезвым, потому что их Господь может дать тогда, когда они безопасны, когда Господь сочтёт это возможным, необходимым.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица» в студии Марина Борисова. Наш сегодняшний гость — настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоирей Фёдор Бородин. Мы ненадолго прервёмся и вернёмся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Ну вот в четверг вечером мы со свечкой или с лампадкой вернулись из храма после вечерней службы и подошли к дню, который очень трудно описать словами. Это день, когда Бог умер — Великая Пятница. Что за богослужения нас ждут в храме в этот день? И что нам надо сделать с собой, чтобы прожить эту Великую Пятницу так, как хочет от нас Церковь?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Действительно, в этот день самое главное, что нас поражает, то, что не совершается литургия, причем даже не совершается Литургия Преждеосвященных Даров. И не совершается она, потому что каждая литургия — это весть о воскрешенном Христе. Мы принимаем Плоть и Кровь воскрешенного Христа в себя, даже на Литургии Преждеосвященных Даров после Причастия священник читает в алтаре гимн «Воскресение Христово видевши», а в этот день Иисус по человечеству мертв. И в этот день надо молчать. Вот в субботу мы будем петь вместе со всей церковью: «Да молчит всякая плоть человеча», а в пятницу есть замечательное воспоминание в проповеди святителя Филарета Московского, великого проповедника, который был назначен проповедником Троице-Сергиевой Лавры, еще будучи студентом Духовной Академии. Настолько великим даром он обладал. И вот однажды, выйдя проповедовать в Великую Пятницу, он сказал такие слова, но это не точная цитата. Он сказал... помолчал и сказал: вы ждете от меня слова? Сегодня не будет, распято Слово. И вот это молчание, это погружение в величие и тайну Божьей любви, которой так Бог нас возлюбил, что взошел на Крест, вот оно должно заполнить все наше сознание. И поэтому литургия, как ни безумны эти слова, литургия здесь неуместна. Понимаете, мы со Христом как жены-мироносицы у Его Креста. Мы снимаем Его с Креста. Это служба вечерни, которая обычно совершается отдельно. Если Царские часы, они так называются, потому что на них присутствовал император Византии и, соответственно, великий князь и царь потом на Руси в Успенском соборе Московского Кремля, составил их, как считается, святитель Кирилл Александрийский. Вот они отличаются и чтением апостольского отрывка, и евангельского отрывка, прокимнами, особыми тропарями и другими псалмами, из которых только один совпадает с обычными. Вот то отдельно совершаемая служба вечерня, это служба, которая погружает нас в снятие Христа со Креста. Я бы посоветовал всем нашим слушателям в пятницу с утра, если вы не можете быть на службе, перечитать внимательно 52-ю и 53-ю главу из книги пророка Исаии. 52-я, но самое главное 53-я глава. Пророка Исаию, который жил за столетие до Рождества Христова, многие очень называют ветхозаветным евангелистом, потому что он описал страдания Христа так, как будто бы ему было открыто, и он прямо стоял и видел страдающего Праведника. И самое главное, что он пророчествовал о том, что будет происходить для мира в этот день, наказание мира нашего на нем, «ранами Его мы все исцелились, Он мучим был за беззакония наша». И слова из этой главы, они читаются на проскомидии, т.е. на подготовительной части, которая совершается перед литургией каждый день, когда она служится. «Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто исповесть?», то есть никто не знает на самом деле до конца Кто есть Христос. Это тайна, которая человеку непостижима. Богочеловечество Христа, Его Сыновство. Это то, что как Бога не может разум человеческий вместить, а только веру в Него и любовь Его познает. Так и здесь человек должен молчать и слушать, поэтому вот 53-я глава книги про Христа я очень всех прошу прочитать в этот день. Прийти на службу, послушать канон на плач Богородицы, удивительное произведение молитвенной поэзии, которая читается после вечерни, поклониться Святой Плащанице, найти в себе силы и прийти еще на службу, которую мы называем погребением Христа, то есть на утреню в Великую Субботу. Утреню в Великую Субботу, да, когда читается 17-е кафизма, которая, Бог даст, будет читаться при погребении каждого из нас. Это заупокойная кафизма с особыми стихами, размышлением, многогранным размышлением о схождении Христа в ад, о смысле происходящего и о подвиге любви Сына Божьего, который нас ради, человека, нашего ради спасения, совершается в эти дни. Самой сути происходящего, потому что Христос так и говорит: «На сей час Я пришел», то есть это самое главное из того, что Он совершает, вот, и храня себя в чистоте, действительно стараясь ни с кем не вступать ни в какие пустые лишние разговоры, читая Священное Писание, творя Иисусову молитву, приготовиться. Хорошо бы человеку прийти на службу в Субботу с утра Великую и также вкусить Тела и Крови Христовых.

Марина Борисова:

— Если человек высвободил время и нашёл в себе силы быть в храме и на Великих часах, и на выносе Плащаницы, и на Погребении плащаницы, и он хочет на следующий день причаститься. И он привык к мысли, что перед Причастием надо прочитать Последование, канон покаянный, молитвы перед Святым Причащением.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Наверное, в эти дни канон покаянный, Матери Божией, Ангелу Хранителю стоит отложить, потому что в церкви отлагаются все книги, кроме, как вы правильно сказали, Постной Триоди, потому что сейчас это не очень уместно. А вот последовательность к тому причащению, его всё-таки надо читать без, может быть, трёх псалмов, потому что Псалтирь тоже отложена в эти дни. Почему? Потому что накануне, в Великий Четверг, с утра, читался отрывок из послания Коринфянам апостола Павла, где он рассуждает о Евхаристии, повеление о которой и традицию, которую он принял прямо из рук Христа. Ему явился Господь, он об этом говорит, он говорит о том, что человек может причащаться в суд и в осуждение, если он не кается и если он не рассуждает о Теле и Крови Христовых. И вот эти 10 молитв и само Последование есть и покаяние, т.е. если мы себя не осуждаем, если себя не осуждаем, так апостол Павел говорит, это называется покаяние. И размышления о Евхаристии. Поэтому для того, чтобы не причаститься недостойно, всё-таки это мы храним всегда. А вот три канона можно отложить, они сейчас, наверное, не нужны, в том смысле, что значительно нужнее сами тексты богослужения и посещение их. Действительно, конечно, прийти и с утра в пятницу на часы, и днем на вечерню, и вечером на утреннюю мало кто может, вы совершенно правы. Человек, который живет рядом с храмом. Вот поэтому здесь надо выбирать, что по силам и что важнее.

Марина Борисова:

— А что важнее?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Ну, наверное, из этих трех служб, наверное, важнее всего это Утреня Великой Субботы, которая совершается вечером. Большая служба с также чтением пророчеств, со знаменитым пророчеством из Иезикииля о воскрешении мертвых через собирание костей сухих Израиля, с прокимнами воскресными, с тем, что впервые поются стихи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», как первая зарница пасхальных текстов, уже восстающая над ужасом смерти Христовой и Его страшной богооставленностью. И крестный ход, который символизирует погребение Христа, когда мы идем и несем Плащаницу и вместе с верными мироносицами погребаем Господа. Поэтому я думаю, что если нет возможности все посетить, надо посетить, прийти и помолиться на этой службе. Хорошо, конечно, прийти в субботу с утра на службу также. Вот каждый раз, когда в эти дни, отложившие домашние, житейские, может быть, какие-то попечения, забыв о том, что надо заниматься творожной пасхой, куличами и красить яйца, вы получите значительно больше. Знаете, у Господа есть такие слова, что какою мерой мерите, такою будет и вам мерою Господь мерить, меру добрую, нагнетенную. То есть, когда вот прям продавливают ведро, например, чтобы побольше поместилось, утрамбовывают. И если человек употребляет усилия на своем пути ко Христу, то Христос идёт ему навстречу всегда. Как у апостола Иакова в послании есть такие слова: «Взыщите Господа, и Он взыщет вас».

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям в эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Ну вот, мы подошли к последнему дню Страстной Седмицы, Великой Субботе. Последний раз в году совершается Литургия Василия Великого. Служба огромная. Служба, если не знать, из чего она состоит, выстоять её просто на дисциплине или на энтузиазме почти невозможно. Пятнадцать паремий. Я помню из тех времён, когда приходилось их читать на клиросе, это просто невыносимо. К концу чтения уже связки не смыкаются, уже нет ни голоса, ничего. Это даже вот читать и то сложно. А когда ты это воспринимаешь на слух... почему я обращаю на это внимание? Потому что, может быть, к этой службе имеет смысл подготовиться заранее, ну хотя бы пробежать глазами содержание этих 15-ти отрывков из Ветхого Завета, просто чтобы не было так трудно выстоять эту службу не просто физически, а, чтобы можно было почерпнуть из неё то, на что она направлена.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Да, конечно. Дело в том, что эти паремии или отрывки ветхозаветных книг, они вошли в практику как чтение для созерцания размышлений христиан, которые ждут тех, над кем совершается Таинство Крещения в Великую Субботу. И эти отрывки подобраны не просто так. Эти отрывки являются пророчествами о победе над смертью и о воскресении Христа. С разных сторон, вот как разные грани этого драгоценного камня, явления, они помогают нам это осмыслить. Поэтому, конечно, сейчас, когда вся эта богослужебная литература доступна, тексты в сети, конечно, лучше подготовиться. Может быть, распечатать себе переводы, заранее прочитать, может быть, найти какие-то толкования, где будет объясняться, почему именно эта паремия читается, что это значило для Древней Церкви, почему так она это воспринимала, потому что очень многое сейчас вот действительно со слуха трудно воспринять прихожанам. И таким образом подготовиться, согласен с вами.

Марина Борисова:

— А из чего ещё состоит служба Великой субботы? Потому что напряжение всего Великого поста, напряжение Страстной седмицы, и, как правило, к литургии Великой Субботы человек уже в почти бессознательном состоянии доползает. Ему нужно напоминать всё-таки ещё какие-то содержательные вещи, чтобы он обратил на это внимание. Например, ну вот почему Херувимская не поётся?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Древняя традиция, она заменяется текстом, «Да молчит всякая плоть человеча, да ничтоже земное в себе, да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит, заклатися и датися в пищу верным». Вы знаете, с одной стороны хорошо, что на литургии у нас одинаковые тексты всегда и одинаковые распевы. Это помогает сосредоточиться. Но в такие дни их действительно надо их заменить. И Церковь их заменяет. Вот такими удивительными текстами. Как вместо Херувимской в Великий Четверг поется «Вечери твои тайные дни, Сыне Божий, причастниками мя приими», так и здесь меняется этот текст. Очень важно, что перед чтением Евангелия меняются облачения на белые. С одной стороны, это действительно память о том, что в это время приходят новокрещенные в белых ризах, и, конечно, весь храм тоже переоблачается. С другой стороны, это восходящая заря пасхального света уже освещает нас. Уже тёмное фиолетовое или даже чёрное облачение просто становится неуместным, потому что Евангелие уже читается предваряющее Воскресение Христа, и апостольское чтение об этом рассуждает. Поэтому вот это, как называется в тропаре, блистание Божества, выражающееся белыми красивыми чистыми ризами, оно погружает нас в приближающийся праздник Пасхи уже и придаёт новые силы. Действительно, человек устал, пока слушал паремии, и вдруг вот это всё белое, закончился пост, у нас даже, знаете, интересно, есть прихожанки, которые в это время снимают чёрные платки или тёмные и надевают белые. Очень хорошая традиция, я считаю. И они таким образом уже обретают начало пасхального устроения духовного.

Марина Борисова:

— Ну, к несчастью, так уж сложилось, что большинство наших современников обретают пасхальное настроение уже после службы, когда начинается бесконечная череда освящения пасхальной снеди, которая на самом деле, если исходить из логики богослужения, должна быть после пасхальной литургии.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Должна быть после.

Марина Борисова:

— Когда освящается Артос, после этого освещаются и пасхальные снеди. Ну, тут уж...

Протоирей Фёдор Бородин:

— Вы знаете, с одной стороны, конечно, когда приходят эти люди в храм, работники храма и священнослужители испытывают некоторую горечь. Ну как вот пришёл человек, и он в пасхальный день радуется о пище, о снедях, да? Что это такое? Ну как можно свести всё это к куличам и крашеным яйцам? Ну это невозможная потеря просто. Маленький кусочек пасхальной традиции, даже не второй, а третьестепенный. Понимаете, для нас, для церковных людей тяжело на это смотреть. Но если посмотреть, попытаться посмотреть на то и подумать, а как их встречает Христос этих людей? Вот они жили-жили целый год. В прошлый раз они приходили в храм, возможно, за крещенской водой, а может и не приходили. И вот они все-таки дошли до храма. И здесь их встретит угрюмый священник, который скажет: ну опять вы пришли, ну что же вы, и отругает. Нет, так не должно быть, порадоваться любому движению ко Христу этих людей и сказать им какие-то тёплые слова, сказать им что-то, что, может быть, хоть кого-то из них привлечёт на пасхальное богослужение. Я, например, обычно говорю, что хорошо, что вы пришли, но это вот действительно самая малость от надвигающегося праздника, попробуйте прийти в любой храм, если вы никогда не были на пасхальном богослужении, хотя бы на его начало. На 20 минут, на 30, на 15. Пройдите Крестным ходом. Почувствуйте радость этого светлого дня. Посмотрите на лица людей, которые вас окружают, и в следующем году вам захочется прийти на всю службу. Вот пригласить их, они потому что боятся, ну, что там до двух с половиной часов ночи там стоять, да? А если им сказать, ну, хоть немножко, чтобы они... «приидите и вкусите, яко благ Господь», как говорит Давид-пророк. Вот предложите им это, может быть, что-то им подарите, очень хорошая традиция вот этого миссионерского служения, которое по благословению Святейшего Патриарха осуществляется во всех наших храмах, когда в этот день дарят какие-то брошюры или какие-то, может быть, книги. Прежде всего, конечно, Евангелие надо в этот день дарить, чтобы человек почувствовал, что ему в храме рады. Не что вот, ну еще один пришел, еще пятисотый кулич принесли, ну сколько же можно? Рука не поднимается у священника, ему пойти где-нибудь рухнуть, а он там до пяти вечера освящает эти куличи. Нет, надо, конечно, встречать человека с любовью, радостью и приглашать его пройти чуть-чуть дальше, чуть-чуть дальше в храмовую жизнь.

Марина Борисова:

— Вот смотрите, мы с вами довольно подробно говорили о переживаниях человека взрослого, человека сознательно верующего и церковного. А теперь как всё это передать детям, чтобы они тоже не ждали, когда можно будет крашеные яйца друг о друга стукать, а чтобы они тоже как-то по-своему приобщились к тем глубоким смыслам, к которым стараются приобщиться их родители?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Во-первых, надо вспомнить слова Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им». Надо постараться, чтобы ваши дети причастились на Пасху. Сейчас в очень многих храмах городских служится вторая литургия с утра, допустим, в 9 часов. Если у вас есть дети, то приходите лучше с ними на вторую службу. Если нет, то приходите ночью. Может быть, они, облокотясь на ваши ноги, заснут. Такое тоже бывает. Потом разбудите их к Причастию. Я помню, как меня в детстве крестная, потому что меня крестная водила в храм подростком, родители не ходили в храм. И я помню это впечатление, с одной стороны, того, что очень сильно устаешь, а с другой стороны, вот этой совершенно другой, не имеющейся в обычной жизни, ничего похожего, радости. Я это помню, меня это поражало. И меня это, как сказать, меня это до сих пор поражает, как, может быть, один из величайших для меня, даже не аргументов, а таких величайших, может быть, какого-то подспорья, подпорки, потому что я потом памятью опираюсь на пасхальную радость в течение всего года и жду следующей Пасхи. Потому что вот мне так, я думаю, что и большинству людей в Пасху Господь дает почувствовать Свою радость, Свою благодать, как некий опыт будущего века, который не может обмануть. Ты понимаешь, что если вот на Пасху так хорошо, а Царство Божие — это непрекращающаяся Пасха, то там вообще будет хорошо. Вот, и как туда хочется.

Марина Борисова:

— А имеет ли смысл включать детей в подготовительную кутерьму во все эти приготовления?

Протоирей Фёдор Бородин:

— Да, я думаю, имеет. Я думаю, что понедельник, вторник и среду как раз привлечь их к крашению яиц очень хорошо, потому что для них вот эти знаки такие, видимые, ощутимые, они, конечно, очень много значат. Они действительно вот к Пасхе готовятся, они с удовольствием красят яйца, там, варят их, вот у меня такое получилось, у меня такое, потом они дарят родственникам, получают в подарок, для них это большая радость, конечно.

Марина Борисова:

— Знаете, когда мы говорим о том, как осмысленно прожить страстную седмицу, меня всё время не даёт покоя воспоминания детства. Вот... Вроде бы возразить нечего на ваши слова о смысловой и формальной части праздника. Но я помню, всё-таки моё раннее детство пришлось как раз на хрущёвские времена. Ну и сразу после него там мало что изменилось в отношении к религии, к верующим людям. И, собственно говоря, все привыкли уже так жить. Но я очень хорошо помню, что было два дня, когда весь наш огромный двор, 22 подъезда, 600 с лишним квартир, высыпал на улицу и именно праздновал. То есть каждый в меру своих представлений о том, что такое праздник, кто с гармошкой, кто как-то по-другому. Но это было два таких дня. Это было 9 Мая, который, кстати, когда я пошла в школу, не был выходным днём. И только в 65-м году его сделали праздничным выходным днём. И Пасха, несмотря ни на что, которая не называлась, может быть, словами, но я вам скажу, что на Пасху у нас весь двор был в цветной яичной шелухе. То есть, как бы там к этому ни относиться, но за каждой дверью красили яйца и, по-видимому, потихоньку носили их освящать в церковь.

Протоирей Фёдор Бородин:

— Да, к сожалению, вот так вот дворами и общинами мы немножко разучились сейчас праздновать. И я помню тоже, как праздновали, допустим, свадьбы во дворах в Москве. Просто ставили столы на весь двор. Но и Господня праздники мы тоже немножко разучились. Давайте их восстановим хотя бы в семьях своих. Вы знаете, кстати, вот по поводу детей очень советую перечитать с детьми, может быть, в этом году начать «Лето Господне» Шмелева, потому что там подробный рассказ о традициях Великого Поста и о богослужениях и Пасхе, и это очень хорошо с детьми обсуждать и на этом основании им рассказывать, и об этих службах удивительных, и о традициях. Они это очень ярко запоминают как-то очень хорошо, поэтому вот советую. Наверное, в качестве подготовки к пасхальному богослужению надо перечитать огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, на славянском, можно в переводах, прекрасный перевод Сергея Аверинцева, потому что оно о самой сути этого праздника. Христос приглашает всех на этот Великий пир, и тех, кто постился, и тех, кто не постился, готовился, не готовился. Не лишайте себя этого дня, приходите на службы Страстной Седмицы и обязательно приходите на Пасхальную службу.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица», в студии были Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. Слушайте нас каждую субботу, готовьтесь к празднику Светлому Христову Воскресению. До свидания.

Протоирей Фёдор Бородин:

— До свидания.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем