После Второй мировой войны Европа потеряла своё значение как центр русской эмиграции. Большинство наших соотечественников, оказавшихся в изгнании на волне революции 1917 года, стали переселяться за океан. И Архиерейский синод Русской православной церкви Заграницей принял решение перенести свою резиденцию из Европы в Америку.
Самым подходящим местом для размещения Синода был Нью-Йорк, поскольку в этом городе проживало около двухсот тысяч православных русского происхождения. Но Зарубежная церковь не владела в США никакой недвижимостью и не имела возможности купить здание в престижном мегаполисе. Положение спас один из русских эмигрантов, князь Сергей Белосельский-Белозерский. Он предоставил архипастырям свое имение в поселке Магопак в семидесяти шести километрах от Нью-Йорка.
Члены Святейшего Синода везли с собой в Америку Курскую Коренную икону Царицы Небесной. Древнюю святыню спасли из большевистской России, и она разделила судьбу многих тысяч русских беженцев. Перед приездом чудотворного образа в Магопаке по благословению главы Русской православной церкви Заграницей митрополита Анастасия (Грибановского) устроили иноческое подворье. Монастырь назвали в честь чтимого образа Новой Коренной пустынью.
Первым настоятелем обители стал архиепископ Серафим (Иванов). Совместными усилиями русских эмигрантов в поместье обустроили церковь в честь Рождества Богородицы. В январе 1950 года в ней отслужили первую литургию. А 5 февраля под своды храма внесли Курский Коренной образ Божией Матери. Митрополит Анастасий с братией монастыря с особой торжественностью отслужили перед ним молебен.
Чудотворная икона, явленная в Курске в конце тринадцатого века, недолго пребывала в Магопаке. Чтобы сделать святыню доступней для поклонения верующих, в 1952 году её перенесли в Нью-Йорк, в Знаменский собор. Этот храм русская община обустроила в одном из особняков в престижном районе Манхэттен. Здание специально приобрел для Церкви эмигрант Сергей Семененко.
А в Ново-Коренной пустыни продолжилась монашеская жизнь. С тех пор обитель пережила немало трудностей, но молитвами Божией Матери сохранилась до наших дней. Это место, где можно прикоснуться к истокам русского православия в Америке.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.